Элемент 4. «Сносы и заносы»

Сносы и заносы проще всего тренировать зимой на скользкой поверхности. Скорость движения по льду и снегу невысокая, а автомобиль постоянно скользит. При низком коэффициенте сцепления будут меньше страдать сайлентблоки, рычаги и резина.
Снос
Переднюю ось сносит по такой схеме: мы подъезжаем к препятствию, поворачиваем руль, а машина едет прямо. Это означает, что мы не загрузили переднюю ось — едем с избытком скорости. Неправильная скорость и неправильный угол поворота руля приводят к сносу. Чем больше повернуты колеса в этом случае, тем хуже поворачивает автомобиль.
Занос
В занос проще всего уйти на заднем приводе. Мы выбрали правильную скорость, и машина повернула. Но если мы сильно нажали на педаль газа и переборщили, то машина начинает скользить. Передний привод ушел бы в снос, потому что на переднюю ось возложены функции поворота и ускорения машины, и она бы поехала прямо вместо поворота.

Причины заноса — это избыток скорости, низкий коэффициент сцепления при повернутых передних колесах. Тогда задняя ось срывается и начинает обгонять переднюю.
Примеры в городе
Снос и занос происходят в основном на скользком покрытии при неправильно подобранной скорости. Вышли мы в октябре утром из дома, а там неожиданный снег. Мы сели в машину и поехали так же, как вчера ездили по сухому асфальту. Подъехали к перекрестку, газ не сбросили, крутим рулем, а машина едет прямо. Мы резко доворачиваем руль и усугубляем ситуацию— пятно контакта стало меньше. Автомобиль по-прежнему едет прямо.

Тогда мы жмем на тормоз, скорость упадет, и машина сразу поворачивает. Если мы не успели проскочить поворот, нам повезло. Иначе придется во⦁что-то врезаться, и хорошо, если рядом не окажется опасных препятствий.

Занос в городе можно получить, когда на пути возникают резкие препятствия. Мы дергаем руль влево, создаем центробежную силу и поперечную загрузку. А потом дергаем руль вправо, чтобы объехать препятствие. Автомобиль ускоряется, при левом повороте создается центробежная сила, а поворотом вправо мы ее удваиваем. При этом не загружаем заднюю ось. Если мы ничего не делаем педалями, то вылетаем. Задняя ось должна зацепиться, а мы ее не загрузили.

Контраварийная подготовка позволяет не допускать таких ситуаций. Мы объясняем нашим студентам, как правильно выбирать скорость. Все возможные ситуации отрабатываем на площадке, чтобы в городе и на треке возникающие проблемы можно было решить на уровне рефлексов.
Техника выполнения
Снос и занос мы начинаем тренировать на дуге. Заезжаем на нее с избытком скорости, возможно, даже собьем конусы. Перед поворотом бросаем газ и пытаемся заехать одним рулем. Так мы получаем снос, который может привести к заносу.

На городских дорогах зимой встречается переменное покрытие, когда часть поворота скользкая, а часть сухая. В первой половине поворота сцепления нет. Водитель ощущает это и поворачивает руль еще больше. Когда машина попадает в точку, где сцепление есть, она резко реагирует и послушно едет туда, куда указал водитель. Но он успел указать направление с избытком — колеса повернуты полностью. В итоге передняя ось цепляется, а задняя находится на мокром покрытии и проскальзывает.

Мы учим не допускать такую ситуацию и выбираться из нее, если все же туда угодили. Интуитивно вы можете делать все правильно. Начинается снос, и вы поисковым рулением выпрямляете колеса. Но когда машина возвращается и зацепляется, ее начинает сносить. Нужно отрабатывать рулевым колесом в сторону заноса с той скоростью, с которой развивается занос. Эту тонкость мы и нарабатываем на тренировках. Будем поворачивать рулем медленнее, дадим заносу прогрессировать. Повернем слишком быстро — переложим машину в противоположную сторону от поворота.

Ощущение баланса автомобиля, его развесовки и загрузки осей — главное в контраварийном вождении. Загрузка по осям — это ситуация, когда мы газом или тормозом загружаем машину сзади или спереди. Развесовка по осям дана с завода и зависит от того, где расположен двигатель. Баланс — это ощущение автомобиля вне зависимости от конфигурации.
Как спровоцировать на дуге занос
Мы заезжаем на дугу с избытком скорости и целимся при торможении в апекс. Начинаем отпускать руль и спрямлять траекторию. Когда отпускаем педаль тормоза полностью, машина начинает скользить. Дальнейшее ее поведение зависит от типа привода. На заднем приводе работаем педалью газа и двигаемся в заносе, как в дрифте. На полном приводе все происходит примерно так же, но меньше работаем рулем, потому что помогают передние колеса. На переднем приводе чем позже мы выйдем на газ, тем больше будет занос. В этом случае нажатие на газ стабилизирует машину, и передние колеса вытягивают задние.

Занос можно вызвать еще одним способом — контрсмещением перед поворотом. Мы подъезжаем к повороту и сбрасываем газ. Качаем машину в противоположную от поворота сторону и выпрямляем колеса. Начинается занос, и мы его динамику перекидываем на другую сторону. Дальше все зависит от типа привода.
Как себя контролировать
Снос и занос лучше всего изучать с инструктором. Если вы тренируетесь самостоятельно, то нужно пользоваться камерами внутри и снаружи для контроля, чтобы не наделать ошибок. Очень помогает телеметрия с газом и тормозом или гироскоп в машине, который показывает нагрузки.
~
вы за рулем спорткара вваливаете на треке, а инструктор на месте пассажира делится навыками, которые вы сразу закрепляете на практике
запишитесь в гоночную Академию RACEONE.PRO и победите в своей первой гонке
Made on
Tilda