блог гоночной академии

Лицензия гонщика

Какие бывают? Зачем нужны? Где взять? Полный гайд по теме с полезными ссылками и рекомендациями
Лицензия гонщика
Какие бывают? Зачем нужны? Где взять? Полный гайд по теме с полезными ссылками и рекомендациями
На дорогу общего пользования вы не можете выехать без водительского удостоверения. Теоретически, конечно, можете. Но только до первого гаишника. Точно так же автоспортсмен не может выехать на соревнования без гоночной лицензии.
Исключение — открытые трек-дни, когда вы можете покататься по треку на любимом семейном универсале. Но к автоспорту такие «прогулки» на четырех колесах не имеют никакого отношения.
Все участники автомобильных соревнований: и пилоты Формулы 1, и те, кто впервые оказались на кольце, чтобы официально подрифтить, должны иметь гоночную лицензию. Разберемся, где ее взять.

Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

Кто выдает гонщикам лицензии?

РАФ, НАФ и ФИА; три главных национальных лицензии пилота и полный обзор на лицензии международные
Гоночные лицензии бывают национальные и международные. С национальной можно ездить только на местных соревнованиях. С них и придется начинать. Получить сразу международную лицензию и отправиться на крутые заграничные гонки не получится.

Национальные лицензии выдает РАФ, международные — FIA. Лицензии РАФ котируются только на местных соревнованиях, международные — на любых. Получить сразу заветную бумажку в FIA не получится, надо начинать с «национальной». Последовательность — наше все.

За национальной лицензией вы отправитесь в РАФ (Российская Автомобильная Федерация) или другую НАФ (Национальная Автомобильная Федерация). Они выдают лицензии с согласия РАФ. Международными занимается ФИА (FIA) — Fédération Internationale de l’Automobile. С такой лицензией можно гонять на соревнованиях любого уровня внутри страны или за границей.

Лицензии РАФ

РАФ выдает лицензии категорий Д, Е, ДД, ДЕ, National D. Для детей от 8 до 18 лет придумали отдельные категории с пометкой «Юниор»: Е-ю и Д-ю. Все категории, кроме National D, нужно подтверждать печатью РАФ или аккредитованной региональной федерации и подписью ответственного лица. Иначе ее посчитают недействительной, и на соревнования вы не попадете.

нажмите на лицензию, чтобы почитать подробнее

Категория E
первая лицензия, которую вы можете получить
Первая лицензия, которую выдают всем желающим при соблюдении минимального набора правил. Без нее вас не пустят на соревнования. С лицензией можно прокатиться по треку первый раз в жизни в соревновательном формате. Если результаты окажутся неплохими, вы сможете претендовать на более продвинутую категорию — Д.

С лицензией категории Е участвовать в Чемпионате и Кубке России не получится. Все остальные соревнования из календаря РАФ — в вашем распоряжении. С документами в этом случае все проще — никаких писем и подтверждений об участии в прошедших соревнованиях. Вы должны знать регламент, иметь представление о гоночном авто и более-менее уметь им управлять. В РАФ вас попросят паспорт, права, подтверждение об оплате 1300 руб., медицинскую справку ф.73 и страховку для занятий автоспортом.
Категория Д
следующий уровень гоночной лицензии
Настоящая гоночная лицензия, для получения которой нужно знать регламент РАФ, водить болид на полу-профессиональном уровне и отличиться на соревнованиях. Ваши результаты должны быть не хуже контрольных. Их придется предъявить в РАФ для получения категории.

С лицензией вы сможете участвовать в Чемпионатах, Кубках России и остальных соревнованиях из календаря РАФ, даже с разрешенным иностранным участием. Чтобы получить лицензию, вам должно быть не меньше 16 лет. Придется пройти медкомиссию, заплатить 1300 рублей и принести в отделение РАФ паспорт, права, заключение о допуске к соревнованиям, подтверждение оплаты и оформленную медицинскую страховку. Понадобится протокол гонок с вашими результатами, подтверждение классификации в соревнованиях из календаря РАФ за последние 2 года и рекомендательное письмо от действующего гонщика с лицензией хотя бы категории D.
Категория National D
следующий уровень гоночной лицензии
Лицензия дает право участвовать в Чемпионатах, Кубках России и других соревнованиях из Всероссийского спортивного календаря РАФ. Можно попытать силы и в национальных соревнованиях с разрешенным иностранным участием под эгидой других НАФ.

Лицензия бывает двух видов: для соревнований с раздельным стартом и с общим. Можно ограничить участие в соревнованиях только по одной дисциплине. Эту информацию прописывают прямо на лицензии и схитрить не выйдет.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Остальные национальные категории
Лицензии Д-ю и Е-ю аналогичны своим «взрослым» аналогам. С Д-ю можно участвовать во всех юношеских соревнованиях и Первенстве России. Для обладателей Е-ю Первенство России пока недоступно. С ДД дети катаются во всех соревнованиях среди мальчиков и девочек, в том числе в Первенстве России. С ЕД открыты соревнования для девочек и мальчиков из календаря РАФ, кроме Первенства.

Лицензии ФИА

Международная лицензия имеет гораздо больше категорий. Ее можно получить в том же РАФе. Не зря же Российская организация — представитель международной. Вам понадобятся другие бланки и опыт в отечественных соревнованиях. Международные лицензии зависят от ваших регалий и опыта, типа соревнований и характеристик автомобиля. Четко и детально правила получения каждой категории прописаны в приложении L к регламенту ФИА.

нажмите на лицензию, чтобы почитать подробнее

Супер-лицензия
С этой лицензией можно вообще все. Ее выдают пилотам Формулы 1. Максимальный предел крутости, к которому в душе стремится каждый гонщик, впервые попавший на трек.
Лицензия категории «А»
Требования к этой категории указаны в ст. 2.2 Приложения L ФИА и касаются мощности автомобиля. Относительно категории, А ФИА требует: отношение веса автомобиля к его мощности должно быть меньше или равно 1 кг/л.с. Если перевести на человеческий, то количество лошадиных сил должно быть больше веса болида. С такими характеристиками он практически может лететь.

Просто так получить лицензию категории, А не получится. ФИА должны быть уверены, что вы достойны. Примерно так они и пишут в Приложении L ФИА. Вам нужна лицензия не ниже категории В, а с лицензией категории С вам нужно финишировать не меньше 6 раз. Ваш возраст — не ниже 17 лет, и вы получили 14 очков в гонках за последние 3 года. За два сезона вы должны завершить не меньше 80% гонок и успешно сдать тест на знание международного спортивного кодекса ФИА. Потратить на крутую международную лицензию придется больше, чем на отечественную, — 25 000 рублей.
Лицензия категории «В»
В ФИА решили, что с лицензией категории В гонщику подойдет машина с соотношением веса к мощности от 1 до 2 кг/л.с. Здесь и машины поскромнее, и требования по-человечнее.

За 3 года вы должны провести 10 гонок. Если у вас уже есть категория С, то достаточно будет 7 национальных или международных соревнований. Можно попытаться пойти в обход — призерам CIK World Championship (Чемпионат Мира по картингу) или CIK World Cup (Кубок Мира по картингу) тоже полагается лицензия категории В.
Лицензия категории «С»
С лицензией категории С вы можете участвовать в автокроссе и ралли-кроссе. Для Формулы-2, Формулы 5000 и Формулы, А категория тоже подойдет. Можно даже карабкаться на автомобиле по склонам и кататься на спортивных прототипах. Самая универсальная категория, даже если вам захочется погонять на грузовиках. Главное, чтобы отношение веса к мощности находилось между 2 и 3 кг/л.с.
Лицензия категории «D»
Первая лицензия, которую покупают начинающие гонщики, переросшие уровень РАФ. Машины в категории D слабые — соотношение веса к мощности больше 3 кг/л.с. Кататься можно в соревнованиях, где такие тачки «потянут», в международных клубных сериях, зарегистрированных в ФИА, и в кольцевых исторических гонках.
Лицензия категории «D1»
Лицензию D1 можно купить на определенное международное соревнование под эгидой ФИА. Если до постоянной лицензии вы еще не доросли, не успели купить или не хватило средств, с D1 можно один раз почувствовать себя крутым пилотом на заграничном треке.

Международная лицензия D1 доступна, даже если у вас нет спортивной лицензии. Но участвовать вы сможете только в определенном соревновании, где такой вид лицензии разрешен. Информация о соревнованиях категории есть в международном спортивном календаре ФИА.
Лицензия категории «R»
R — значит «road», то есть дорога. С этой категорией можно участвовать во всех возможных соревнованиях по ралли: классическое, кросс-кантри, хиллклаймбинг. Все соревнования с раздельным стартом — ваши.
Лицензия категории «H»
Букву «H» добавляют ко всем остальным лицензиям, когда соревнования проходят на ретро-тачках. Heritage — гонки на классических и ретро автомобилях. Подкатегории «Н1», «Н2», «Н3», «Н4» подробно расписаны пв Приложении L ФИА.
Лицензия категории «FIA Junior-D Off-road»
Международная лицензия для юниоров. В автокроссе подростки могут кататься с этой лицензией с 13 до 16 лет, а в ралли-кросс дорога открыта с 14 до 17.
Лицензия категории «DR»
Лицензия для участия в драг-рейсинге.

Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Больше полезных материалов
    Made on
    Tilda