блог гоночной академии

Дрифт в России

для любителей наваливать боком
Дрифт в России
для любителей наваливать боком
Быстрая навигация по статье:
нажмите на ссылку, чтобы быстро перейти к нужному разделу
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

Когда вдруг дрифт стал таким популярным в России?

Каждый, кто слышал о дрифте что-то, кроме названия, знает, что он зародился в Японии. Обычно, на этом познания заканчиваются. Зато каждый любитель дрифта мечтает побывать на «тех самых» оригинальных соревнованиях.
Так что же произошло там, в далекой Японии, в начале 1980-х годов? Удивительно, но причиной появления дрифт-культуры стали неудачи японских гонщиков в раллийных гонках. Их машины были хорошо подготовлены, да и пилоты не отставали, но все же достичь призовых мест так и не удалось. Зато они необычно входили в повороты скольжением, не сбрасывая скорости. Группа энтузиастов вдохновилась этой техникой и применила на горной трассе. Так в Японии возник дрифт как уличная субкультура, а позже — соревновательная дисциплина.

Как же дрифт пришел в Россию и набрал популярность? Среди современных почитателей этого вида спорта и досуга бытует мнение, что Россию захватила волна дрифта после выхода в 2006 году фильма «Тройной форсаж. Токийский дрифт». Но это в центральной России.
К тому времени сосед Японии, Владивосток, уже вовсю интересовался новой для себя культурой. Через границу рекой текли подержанные праворульные машины Nissan и Toyota, подходящие для дрифта. Первопроходцам в дрифте приходилось «валить боком» на парковках супермаркетов и пустынных улицах, нарушая ПДД.

Но тяга к чему-то новому и жутко интересному оказалась сильнее штрафов. Уже в 2005 году во Владивостоке состоялись первые любительские соревнования по дрифту. А позже эта любовь распространилась по всей стране. В 2009−10 годах в России основали первый успешный коммерческий проект — RDS — Российскую Дрифт Серию.


С тех пор популярность дрифта в России выросла настолько, что сейчас российские гонщики соревнуются в Японии, не уступая в мастерстве первопроходцам.

Как и зачем соревнуются в дрифте?

Законы и задачи соревнований по дрифту в корне отличаются от знакомой всем «Формулы-1», где молодец тот, кто приехал первым. В дрифте скорость — не основной критерий победы. Здесь оценивается траектория, качество прохождения поворотов и даже зрелищность. И нередко бывают случаи, когда зрители в корне не согласны с судейским решением.
Неужели дрифт — это только зрелище? Конечно, нет. Важна здесь и техника. Например, в парных заездах преследователю необходимо держаться как можно ближе к лидеру, а лидеру всеми средствами стараться оторваться. Есть в дрифте и грубые нарушения, за которые можно лишиться вообще всех очков. Но обо всем по порядку.

Как в любом приличном виде спорта, основными заездам предшествует квалификация. Каждый пилот в одиночку проходит короткий отрезок трассы в управляемом заносе, а судьи строго оценивают заезд. Чтобы вынести решение, они изучают траекторию заноса, угол постановки машины в заносе и стиль, которой как раз и ценят простые обыватели.
Скорость, хоть и не является главным критерием оценки, но напрямую влияет на зрелищность. Занос должен быть динамичным и быстрым, а не безвольным и осторожным. Но куда важнее угол машины — вот где нужно сохранить баланс и можно продемонстрировать мастерство.

Испугаешься, возьмешь малый угол, и получившийся проход поворота не будет даже похож на дрифт. А на большом угле машина может потерять скорость или вылететь с трассы, лишив своего пилота очков.
Самый важный критерий — это траектория. Здесь не должно быть резких скачков, срывов и забросов заднего бампера. После постановки в занос машина двигается плавно. Пилоты, кто неправильно выбрал угол и пошел по неудачной траектории, начинают дергать ручник, выравнивая угол. От этого машина уходит в сторону. Такой прием называется «коррекцией», и за него снижают баллы, потому что гладкость траектории нарушается.

Стиль — явление субъективное и даже абстрактное. Но опытные судьи утверждают, что при соблюдении всех остальных критериев, стиль тоже будет хорош. Ведь правильная техника гарантирует зрелищность.
Все эти параметры по-своему важны, но и они не гарантируют пилоту успешное прохождение квалификации. Дрифт — это не только правильный угол и верная траектория. В процессе заноса пилот должен попасть в зачетные зоны: ряд нарисованных полосок, которые и определят точность и плавность траектории, и специальный треугольник (внутренний клип), которого нужно коснуться хотя бы одним колесом.

Обнулением баллов, накопленных пилотами потом и кровью, грозит выезд за пределы трассы или разворот. Даже незначительное уклонение от разметки краешком колеса грозит снятием очков.
После квалификации наступает апогей гонки — парные заезды. Пилотов разбивают на пары в зависимости от полученных баллов. Лидируют в заездах те, кто получил больше очков в квалификации, потом они меняются с преследователями местами. Отставание преследователя от лидера измеряется корпусами. А потому те, кто «сзади» всеми силами стараются сократить расстояние и идут на любые ухищрения, срезая угол и «корректируя» траекторию. И все же правильная постановка машины и заезд в зачетные зоны в парных заездах важны не меньше, чем в квалификации.

Оценить столько параметров одновременно сложно, поэтому для каждого критерия существует отдельный судья. Для случаев, когда судьи все же не могут решить, кто прав, а кто виноват, придумали удобное решение: пилотов можно попросить о еще одной соревновательной серии.

Дрифт, как и любой вид спорта, не ограничивается одним временем года или единственной серией.

Какие же виды дрифта существуют сейчас в России?

Вы наверняка замечали зимой на парковках возле больших торговых центров ребят на «Жигулях», которые крутят «пончики»? Поздравляем, вы наблюдали любительский зимний дрифт. Начнем с сезонности.

Большинство новичков врываются в мир дрифта именно зимой, и правильно делают. Профессионалы говорят, что зимний дрифт технически проще, ведь автомобиль может уйти в занос даже на маленькой скорости.

У зимнего дрифта перед летним есть и другие преимущества. Благодаря небольшим скоростям здесь хватит слабосильной машины мощностью от 72 л. с., а ее приобретение обойдется спортсмену гораздо дешевле. Выворот можно добавить на любой автомобиль, как и блокировку дифференциала.
Найти заснеженную ровную площадку проще, чем подходящую трассу летом. А некоторые гоняют прямо по льду водоемов. Шипованная зимняя резина, главный расходный материал, изнашивается в 2−3 раза медленнее летнего варианта. Получается, что финансовые затраты на зимний дрифт ничтожно малы по сравнению с летним.

Летом для приличного заноса машине нужно не меньше 150 л. с., а покрышки стираются уже через пару заездов. Переделать машину под летний дрифт в целом сложнее и затратнее. Свободных открытых пространств летом, кстати, тоже меньше. Поэтому новички чаще всего выбирают зиму.
Для тех, кому не хочется расставаться с зимним дрифтом даже в жару, совсем недавно запустили необычный проект. Кубок водокачки — это летний дрифт-чемпионат на жигулях по мокрому покрытию, где из-за воды под колесами условия схожи с зимним дрифтом.

Где же заканчивается развлечение на парковках и любительских трассах и начинается профессиональные соревнования? Граница между профессионалами и любителями в России достаточно размыта. Единственные профессиональные соревнования про дрифту в нашей стране — это RDS, но и туда при должном упорстве может попасть любой желающий. Как — расскажем позже.

Кто и на чем соревнуется в дрифте?

Дрифт — это спорт, который требует не только мастерства пилота, но и определённых технических характеристик машины. Причём, касается это не только профессиональных серий, но и любительского варианта.

Машина, которую будущий пилот захочет переделать в «корч» для дрифта, должна обладать некоторыми обязательными параметрами прямо с завода. Во всяком случае, это очень желательно.
Все это позволит даже заводскому автомобилю попробовать силы в дрифте. Но каждый человек, увлечённый дрифтом, стремится свою машину доработать, чтобы подучить настоящий, пусть и любительский «корч».

В первую очередь избавляются от лишнего веса — лёгкий автомобиль проще сорвать в управляемый занос. А дальше можно проводить эксперименты с креслами, ремнями и каркасом безопасности. Пробовать разные варианты колёс, менять подвеску и рулевую стойку, дорабатывать сцепление, тормоза и, конечно, двигатель.
Но будет ли такая машина «корчем»? И что же это вообще такое? «Корч» — это специально подготовленный автомобиль к соревнованиям. Далеко не каждая любительски доработанная машина в действительности может соревноваться, но разве может это остановить любителей дрифта?

Итак, стоковый автомобиль можно превратить в тюнингованную машину, готовую для дрифта. Но какие машины участвуют в RDS и других сериях, где призы поинтереснее, а пилоты не работают офисными клерками?

Классические автомобили для дрифта корнями уходят в те времена, когда дрифт только зарождался. Nissan 180SX, Nissan Silvia, Nissan Skyline, Nissan 200SX и другие их «соплеменники»; не меньше среди классики Тойот и Мазд: Toyota Chaser, Toyota Mark II, Toyota Soarer, Toyota Supra, Toyota Altezza (и Lexus IS), а еще Mazda MX-5, Mazda RX-7, Mazda RX-8.
Ведь не только японцы могут дрифтить? Конечно, нет. Список «базовых» машин для дрифта варьируется от страны к стране. Американцы катаются на Должах и Шевроле, немцы — на БМВ и Мерседесах, а в России — на всем сразу, хотя умельцы превращают вазовскую классику и ГАЗ-21 в неплохие дрифтовые машины.

Автоспорт идёт в ногу с техническим прогрессом, а потому вечно эксплуатировать классику невозможно. Среди современных машин есть немало заднеприводных, которые облюбовали дрифтеры. Это Nissan 350Z, Lexus IS350, Toyota Mark X, Nissan GT-R R35.

Если в любительском дрифте достаточно иметь машину и большое желание, то в профессиональном все гораздо сложнее. Дрифт-команда не ограничивается одним только пилотом. Чтобы выступать на уровне RDS, необходимо иметь не только средства, но и профессиональный коллектив единомышленников.

Любой организованный коллектив начинается с грамотного управления, и дрифт-команда — не исключение. Менеджер — главный человек в команде, именно он выстраивает логистику, следит за временем и вещами, организует проживание и отдых пилотов. Без него жизнь команды превратилась бы в хаос.
Не менее важный человек в команде — это споттер. Он, как и менеджер, остается за кадром, но без него не обойдется ни один пилот. Пилот не видит трассу целиком, да и вообще его обзор за рулем ограничен стойками, шлемом и прочими атрибутами.

Споттер со своего места обозревает всю трассу, докладывает пилоту о событиях и судейских решениях, анализирует соперников, подсказывает и просто поддерживает гонщика. Споттер и пилот должны понимать друг друга почти без слов и безгранично доверять, только так возможна слаженная работа. Многие споттеры со временем становятся отличными пилотами, а иногда выполняют обе роли параллельно.
Не обойтись команде и без инженера-механика. Помимо замены колес и дозаправки, эти незаменимые люди полностью контролируют состояние машины: от характеристик двигателя и его настройки под конкретную ситуацию до срочных ремонтов.

Какая же последняя по счету, но не по важности составляющая дрифта? Конечно, это трасса. На первый взгляд может показаться, что она состоит из сплошных поворотов. Но, как и в случае с командой, все гораздо сложнее.

Трасса, оборудованная для соревнований по дрифту, состоит из нескольких зон, каждая из которых дает определенно число очков во время заезда. Зона постановки — место, где автомобиль начинает ехать под углом в заносе, то есть «дрифтить». Зона, которую называют «внутренним клипом», официально именуется Touch and go, и ее надо коснуться хотя бы одним колесом.

Далее следует Outside zone — по этому сектору пилот должен обязательно проехать, чтобы не потерять очки. И последняя зона — No go zone. Из названия нетрудно догадаться, что заезжать в нее не разрешается. Но во время парных заездов судьи иногда прощают лидеру смещение в эту зону, чтобы не создавать помех преследователю.

Как попасть в дрифт?

Когда-то дрифт был развлечением улиц, и заняться им мог любой желающий. Как же обстоят дела теперь, и что нужно знать будущему пилоту?
Региональные серии RDS, например, Юг или Запад — предыдущие ступени перед главной гонкой России RDS GP.

И попасть на них может любой желающий даже без опыта выступлений в локальных соревнованиях — нужна только лицензия пилота низшей ступени и автомобиль с каркасом безопасности. Такой опыт станет запоминающимся, но вряд ли продуктивным. Для начала стоит пройти обучение, получить лицензию и попытать силы в небольших частных и региональных гонках.
за два часа с нуля до PRO за рулем профессионального болида с визгом покрышек и дымом из-под колес
онлайн курс «с нуля до профессиональных соревнований»
старт в 2024 году
Любому, кто назвал себя пилотом и отправился на региональный чемпионат, предстоит не только показать себя, но и научиться работать с регламентом и прочими документами. При должном упорстве и желании учиться, придут умение пилотировать и «строить» машину.

RDS GP#nbsp;— место, куда стремятся все проявившие себя участники региональных гонок. Там соревнуются сильнейшие.
Любой автоспорт предполагает финансовые вложения. Автомобиль сам по себе — удовольствие не из дешевых, а его тюнинг обойдется гонщику в приличную сумму. На региональных соревнованиях бюджеты далеки от RDS GP, хотя и здесь придется потратить немалые суммы.
RDS GP 2022
Одно только участие в региональном этапе обойдется в 50−60 тыс. рублей, если пилоту удастся избежать поломок и столкновений. Добавьте к этому резину, стоимость проживания и дороги до соревнований, сам автомобиль, и получится, что дрифт надо очень любить. Только тогда траты покажутся несущественными.

Тренироваться на сертифицированных трассах могут позволить себе лишь спортсмены, достигшие в дрифте признания и приличных высот, а вместе с ними — хорошего финансового положения. Новичкам же остается использовать пустыри, ночные парковки или поляну возле дома. Но разве может это остановить по-настоящему влюбленных в дрифт? К тому же с ростом популярности автоспорта становится больше возможностей «ворваться» в это направление.
Дрифт — не только зрелищное развлечение, но и возможность в корне изменить свою жизнь. Для тех, кто готов связать свою жизнь со спортом, не боится трудностей и решился идти до конца, существует проект «Дорога в дрифт», который спонсирует Департамент спорта города Москвы.

Цель проекта — дать обычным людям, не представляющим своей жизни без дрифта, шанс показать умения и навыки. Неважно, будет это дрифт летний или зимний, легальный или не очень, пусть даже виртуальный! Опытная команда проекта, имена участников которой известны каждому в дрифт-сообществе, помогает воплощать самые сокровенные мечты и делает из обычных людей настоящих профессионалов.

Главная дрифт-гонка в России

Каждый, кто занимается дрифтом в России, мечтает о ней — главной гонке страны. Российская Дрифт Серия (RDS), куда теперь стремятся все причастные к дрифту, разрослась до серьёзного состязания, где сражаются сильнейшие спортсмены. За годы своего существования она разделилась на несколько региональных чемпионатов: RDS-Europe (ранее РДС-Запад и РДС-ЮГ), RDS-Asia (ранее РДС-Восток), РДС-Сибирь, РДС-Урал, РДС-Север. Но финальная цель всех пилотов — это RDS GP, самая старшая серия официальных российских дрифт-соревнований. Гонка, где соревнуются лучшие.
RDS-Europe
Как простому смертному достичь этой далёкой мечты? Не так уж и сложно. Сначала нужно подготовить машину, причём новичкам дрифта профессионалы рекомендуют не строить первый корч самостоятельно, а купить готовый подержанный, чтобы опытным путём понять, какая же машина вам подходит. Когда кажется, что машина готова, самое время приступить к тренировкам. Ведь все решает не только техника, а сам пилот.

Тренироваться можно где угодно, хоть на пустыре. Главное — научиться «валить» боком и крутить «пончики», а дальше все усложнять элементы. Сейчас существует множество онлайн уроков и школ, чтобы тренироваться самостоятельно. Когда вы освоили базовые элементы, приступайте к поиску специальных трасс или просто пустых площадок. Профессионалы заявляют, что зимний дрифт проще, и рекомендуют начинать именно с него.
Вскоре начинающему дрифтеру перестанет хватать парковки возле супермаркета и частных заездов, где собираются любители всех мастей. Вот тогда и можно подумать о региональных сериях RDS. Будущему профессионалу нужно подготовить документы на автомобиль, спортивный паспорт и акт проверки каркаса безопасности, а также предъявить полный набор экипировки.

Экипировка должна быть и у прикреплённого механика. Придётся пройти полный медосмотр и получить лицензию водителя Российской Автомобильной Федерации, но и без самых обыкновенных прав не обойтись. Дальше вы можете примкнуть к команде или попытать счастье как независимый пилот.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
После оплаты взносов (15 тыс. рублей за водителя, или 20 — за команду) вам останется только выехать на гоночный трек и показать, на что вы способны.
Следующим шагом на пути к цели станут победы в региональных сериях, выход прямо на RDS GP и возможность сразиться с лучшими пилотами не только России, но и мира. Ведь RDS GP уже давно поднялась на международный уровень и принимает иностранных спортсменов.

В серии RDS GP, как в любом автоспорте, даты соревновательных этапов и места проведения варьируются от года к году. Например, в 2021 году состоялось 7 этапов Гран При РДС. Первый этап прошел в начале мая на подмосковной трассе Moscow Raceway, а финал сезона — в Сочи 16−17 октября.
трасса Moscow Raceway
Официальные представители RDS GP активно ведут социальные сети и регулярно обновляют сайт — поклонники дрифта точно не пропустят желанные даты. Сейчас официальные соревнования по дрифту проходят на нескольких основных автодромах в самых разных городах России от Сочи, Москвы и Нижнего Новгорода до Красноярска.

В современном российском дрифте нет ни одного человека, кто не знал бы имен лидеров. Тех самых, кому уже не хватает побед в российском автоспорте. Тех, кто покоряет даже Японию — колыбель дрифта.

Первый и самый известный дрифтер России — это Георгий Чивчян, он же Гоча. За его плечами больше 10 лет выступлений и ярких побед. Именно ему перестало хватать RDS, и Гочу заметили в Японии, по достоинству оценив уровень российского дрифта.
Георгий Чивчян
Не отстает от него и вечный соперник, а по совместительству, споттер на соревнованиях в Японии, Аркадий Цареградцев. Их эпичное противостояние с Гочей — изюминка российского профессионального дрифта. А еще Аркадий — менеджер многих дрифтовых команд и очень известная медийная личность в кругах автоспорта.
Восходящая звезда российского дрифта Дамир Идиятулин — главный соперник Гочи, которого ждет перспективная карьера.

Не отстают по популярности и титулам Алексей Головня, один из самых опытных пилотов, Павел Бусыгин, самый титулованный пилот Илья Федоров и Екатерина Седых, невероятная женщина, соревнующаяся наравне с мужчинами.

Другие дрифт гонки и соревнования в России

RDS — это цель или мечта каждого дрифт-гонщика, но далеко не единственная гонка в России. Среди большого разнообразия любительских гонок в разных регионах страны есть очень занимательные и заслуживающие внимания. Одних только соревнований по зимнему дрифту в России существует больше 50.

Перечислим несколько самых необычных вариантов:
Кубок водокачки. Для тех, кому не хватает зимнего дрифта летом. Заезд на жигулях по мокрой поверхности, который проводится на трассе «Красное кольцо» в Красноярске.

Moscow drift wars. Проводятся летом и зимой на трассе в Дзержинском.
Cold Winter. Проводятся в Якутрии при температуре ниже -40 градусов. С 2017 года — официальное любительское соревнование.
Любительские соревнования по дрифту в честь открытия летнего сезона при поддержке JDM Crew NNov на АСК «Нижегородское кольцо».
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Больше полезных материалов
    Made on
    Tilda