инструкторы школы гонщиков

Борис Шульмейстер

Борис Шульмейстер
тренер-инструктор гоночной академии Raceone.pro

Профессиональный гонщик, Мастер спорта международного класса. В автоспорте с 1984 года. Многократный Чемпион России по кольцевым гонкам, постоянный призер Кубков и Чемпионатов в з-х десятилетиях: от автокросса и ралли до RTCC, N-1600 и Lada Granta Cup. Частый гость федеральных каналов, радио эфиров и СМИ в качестве эксперта и инфлюенсера в мире автоспорта.

Борис Шульмейстер
отвечает на самые популярные вопросы абитуриентов гоночной академии Raceone.pro
Сколько лет в автоспорте?
— Я в автоспорте с 14 лет. Уже почти 40 лет. Начал заниматься во Дворце пионеров и школьников автомногоборьем. Потом понеслось.
— Гонки это хобби или профессия?
Гонки очень долго были моим хобби и неожиданно стали профессией. Их нельзя назвать словом «хобби» даже на начальном этапе. Это было не увлечение, а страсть, сильная зависимость, то, без чего я не мог жить.
Какие ощущения до и после гонки?
До гонки я всегда испытываю волнение, даже если это дружеская покатушка на картинге. Что говорить об официальных заездах статусного чемпионата! Волнение есть всегда. После гонки приходит хорошая усталость и приятное истощение. Иногда бывает апатия и даже депрессия. Накрывает обычно на следующий день. Поэтому после гонки я не планирую никаких дел. Пью воду и прихожу в себя.
– Что делаешь в свободное от гонки время?
Живу, как любой обыкновенный человек. Летом езжу на мотоцикле, а зимой — на горных лыжах. Это такая сублимация. И то, и другое похоже на гонки по драйву и адреналину. Они заменяют отсутствие гонок в жизни в этот момент.
– Как часто надо тренироваться?

Тренироваться надо максимально часто. Я — взрослый парень, мне 54 года, и занимаюсь гонками уже 40 лет. Несмотря на стаж, я тренируюсь постоянно. Даже сейчас, отвечая на вопросы, сижу за симулятором и жду, пока начнется виртуальная гонка. 2 раза в неделю я хожу на картинг и 2−3 раза занимаюсь физкультурой. Я не могу без тренировок. Это уже не подводящее мероприятие к гонкам, а часть моей жизни. Мне такая жизнь нравится.
– Какой авто лучший на треке, по твоему мнению?
Сложно сказать. Лучший автомобиль надо выбирать из тех, которые в данный момент тебе доступны. Мне всегда нравился Порше. Долгое время для меня это был единственный автомобиль, который позволял возить детей в школу, а по воскресеньям выезжать на трек и достаточно сильно нагружать. Порше — надежная, мощная и по-спортивному сбитая машина. Хорошо поворачивает, хорошо тормозит.

Сейчас мне приходится перепрыгивать с машины на машину. Из последнего поколения мне удалось поездить на автомобилях класса GT4: Порше, Тойоте и Мерседесе. Я бы выбрал Мерседес. Если бы завтра у меня появился спонсор на участие в классе GT4, то точно Мерс.
– Как заезды на треке помогают в обычной жизни?
Трек очень сильно помогает в обычной езде. Заезды на площадке с контраварийной подготовкой и скольжение на ледяной трассе или ледяной площадке хорошо развивают водительские навыки. Чем быстрее ты едешь на безопасном автодроме, тем более спокойным и безопасным водителем становишься в обычной жизни.

Подсознательно я всегда готов к активному маневрированию, к уходу от опасности во время движения. Всегда мониторю действия других водителей. Я езжу безопасно и спокойно на дорогах общего пользования, потому что вся агрессия выходит на треке. Готовность и спортивный скилл выражаются в правильной посадке и в том, что я понимаю, куда может прилететь автомобиль, если не вовремя сбросить газ или нажать вместе с поворотом руля. Такая собранность пришла ко мне из спорта из-за большого количества тренировок.
– Наиболее значимый личный рекорд?
Не могу выделить одно наиболее значимое достижение. Я всегда говорю, что в автомобильных гонках я — мастер спорта и большой его любитель. Очень дорожу всеми гоночными машинами, которые были в моем распоряжении, и в каждой гоночной серии пытаюсь добиться максимума.

Запоминающийся результат — это второе место в монокубке Фольксваген Поло в далеком 2000-м году. Тогда я проиграл блистательному Михаилу Ухову на самом последнем этапе. До этого мы шли почти вровень. В командном зачете я со своим партнером Рустамом Акиниязовым выиграл эту серию. Потом, как призер российского чемпионата, попал в Италию. Там пришел третьим и попал первый раз в жизни на Нюрбругринг. Тот год дал мне очень многое для гоночной карьеры. Уверенность в себе и узнаваемость. Серию показывали по центральному телевидению, и я стал известным пилотом. В дальнейшем это помогло привлекать спонсоров.

– Наиболее значимый личный рекорд?
Все, что угодно. Самое страшное на дороге — вылет на встречку. Это может произойти с каждым — проколется шина, навстречу вылетит пьяный водитель грузовика. У вас не будет шансов что-то изменить. При движении по встречке скорость автомобилей суммируется, а не вычитается. Поэтому 90 плюс 90 в сумме дадут 180.

При движении по треку самое опасное — это неправильная оценка собственных возможностей. В юности мне тренер говорил, что нужно пилотировать на 70−80% своих возможностей, чтобы небольшую долю оставлять на запас. Если что-то пойдет не так, можно успеть поправить. Я всю жизнь гоняюсь по этому правилу.
– Чего боишься в гонках или за рулем?
В гонках я боюсь проиграть. Управление машиной на высокой скорости доставляет удовольствие. Когда ты выигрываешь, удовольствие удваивается. Боюсь не показать максимальный результат. На дороге боюсь допустить ошибку, которая будет стоить мне или кому-то здоровья или жизни. Машина — источник повышенной опасности. Так я говорю своим ученикам и детям. Эту фразу папа привил мне с детства.
— Что посоветовал бы начинающему пилоту?
Тренироваться как можно больше. Если у пилоте не очень много денег — это не беда. Можно найти способ. Можно ходить на прокатный картодром, ездить на самых слабых и недорогих тачках, главное — регулярно. Можно участвовать в слаломе на своей личной машине. Это стоит не очень больших денег и хорошо развивает скиллы. Можно заниматься симрейсингом. Это самый доступный вид автомобильного спорта на сегодняшний день. Он уже стал настоящим спортом, а не его иммитацией. Первое и главное правило — надо гонять. В голове никто не тренируется. Чтобы выигрывать, надо сначала попасть за руль.
На что обращать внимание за рулем мощной машины?
Когда человек попадает за руль мощной тачки в первый раз, он должен сосредоточиться и постараться понять, насколько эта машина динамичная. Сложно быстро адаптироваться, если вы ездите на машине в 130 л.с., а вдруг под капотом оказывается 400.

Самое главное — постепенно нагружать свой мозг, сознание и подсознание машиной с возросшей мощностью и с абсолютно другой динамикой. Разгоняться нужно постепенно. Пусть первый круг будет медленным, второй — на полсекунды быстрее, третий — еще на полсекунды. Основная задача на треке — каждый круг проезжать чуть быстрее, чем предыдущий. Тогда привыкание к машине будет проходить плавно, и ваши амбиции не превысят ваши возможности. Каждый человек в какой-то момент поймет, что он действительно адаптировался к этому автомобилю и готов на нем атаковать практически безопасно.
Что самое сложное в гонке или в гоночном пилотаже?
Для меня самое сложное — мотивация. Я могу прыгнуть за руль гоночной машины и проехать достаточно быстро. Все круги будут плотными. Но время, которое я покажу, будет отличаться примерно на 2 секунды от рекорда трассы. Я знаю, где точки торможения, понимаю, какая идеальная линия, и умею тормозить на гоночном автомобиле.

Но чтобы показать супер-время, надо быть крайне мотивированным. Надо сжать зубы до скрипа. Когда я еду очень быстро, мне кажется, что мои глаза лежат на капоте. Точка зрения находится не у меня в голове, а где-то на переднем бампере. При такой концентрации и мотивации я показываю лучшее время.
Лучшая машина на каждый день для города?
Для меня лучшая машина на каждый день — это небольшая дизельная полноприводная машина. Я езжу на БМВ 320 дизель X-Drive. Абсолютно доволен своим выбором.
Какой лучший урок ты получил за время карьеры?
Понятия не имею. Надеюсь, он ждет где-то впереди.
Сколько дней (часов или лет) за все это время провёл на треке?
Я бы очень хотел посчитать, сколько на самом деле я провел времени на автодроме, но даже примерно не могу себе этого представить. Гораздо меньше, чем хотел бы.
Сколько лет было, когда начал этим заниматься?
Я начал заниматься в 14 лет в Москве во Дворце пионеров и школьников. Сначала это была просто группа, которая обучалась для сдачи на юношеские права. В СССР такое было. Потом там же остался в кружке автомногоборья. Тогда так назывался слалом. Жалко, что не попал тогда за руль карта. Даже не знал, что он существует. Если бы сел тогда за карт, возможно, карьера сложилась бы более удачно.
Чем гонки отличаются в начале и сейчас?
В первую очередь — количеством. Сейчас благосостояние людей выше, чем 40 лет назад. Машины более технологичные. Появились настоящие профессиональные гоночные треки.

Когда я начинал заниматься, была только одна полупостоянная трасса в Питере — Невское кольцо. Остальные трассы были временными: Лужники, Воробьевы горы, площадь перед зданием МГУ. Для гонок перекрывали движение в городах. Потом появился автодром Мячково, за ним — Смоленск, Казань, Нижний, МРВ, Сочи, Игора, Грозный. Сейчас есть места, где можно профессионально и безопасно заниматься автоспортом. В этом основное отличие — автодромы и много пилотов. Еще выросло количество гоночных классов. В моей молодости на кольце было 2 кузовных класса и 1 класс формул.
– Какая авария была самая страшная, через сколько смог сесть снова за руль?
Самая страшная авария случилось на Невском кольце больше 25 лет назад. Это был Чемпионат России, класс Туринг (тогда — Туризм 2000). Произошла тройная авария. Я потерял машину на торможении под дождем. Меня преследовал другой пилот, а передо мной две машины улетели в зону безопасности и возвращались на трассу. Я увидел их, но не смог остановиться, произошла тройная авария. Мой друг Дима Королев получил сотрясение мозга. В его машину я как раз влетел. Было очень страшно, но все обошлось.
– Играл в «шашки», чтобы завоевать внимание девушку/друзей?
В шашки я не играл никогда. Но та девушка, которой я хотел понравиться, знала, что я умею водить.
– Как реагируют девушки, когда узнают о профессии?
Не помню уже, когда они как-то особенно реагировали. Удивляются. Профессия редкая, но ничего особенного.
– Жена/дети/близкие как относятся к профессии?
Относятся спокойно. Когда я познакомился с будущей женой, я уже был автогонщиком. Ни для кого моя профессия не стала стрессом или шоком. Родные не видят в этом ничего уникального. Всю свою жизнь дети знают — папа всегда на гонках. Хорошо, что никогда не задавали мне вопрос, зачем я это делаю.
– Сколько этим удалось заработать?
Я не могу сказать. Это так же сложно посчитать, как и число и километров, которые я провел за рулем гоночного автомобиля. Сейчас баланс трат и заработка начинает выравниваться в сторону заработка. Я уже могу сказать, что заработал чуть больше, чем потратил.
– Как прийти в автоспорт, с чего начать?
Очень просто. Найти ближайший автодром и начать там гонять, чтобы однажды догоняться до рекорда картодрома. За это время обрастете знакомыми и сориентируетесь в мире любительского автоспорта.
– Курьезный или нелепый случай из жизни автоспорта?
Когда мне было 19 лет, я гонялся за Спортивный клуб армии Московского военного округа. Вместе с коллегами по команде мы не выехали на старт, потому что перепутали заезды. Это был этап чемпионата Советского Союза по кроссу в городе Артемовск. У нас были хорошие шансы. И только когда пошел второй круг, мы поняли, что пропустили наш заезд.
– Какая самая желанная мечта, а может, и не одна?
Оставаться за рулем гоночного автомобиля как можно дольше.
– Что делают автогонщики после завершения карьеры?
Гонщики — простые люди. Когда они заканчивают гонять, их жизнь продолжается. Кто-то остается в автомобильном спорте, становится владельцем или руководителем гоночной команды. Кто-то уходит в тренерство. Кто-то — в судейство. Некоторые выходят с трека и больше на него никогда не возвращаются.
– Когда карьера заканчивается?
Карьера гонщика заканчивается по трем причинам. Что-то происходит со здоровьем, и появляются противопоказания к гонкам. У спортсмена не хватает бюджета, чтобы гоняться. Или пропадает мотивация.
– Дрифт или кольцо?
Для меня, конечно, кольцо. Я слишком стар, чтобы менять религию. Дрифт — странный вид спорта, где красота важнее, чем скорость. Я очень уважаю дрифтеров, но сам боком никогда не поеду.
– Ралли или формула?
Сложно выбрать. Думаю, раллисты — самые универсальные пилоты на земле. Они могут очень быстро ехать по любому типу покрытия, даже лавируя между деревьями. Хотя сам я регулярно смотрю Формулу-1. Нельзя выбрать один вид. Уверен, что первые 10 пилотов и там, и там имеют примерно один уровень. Это великие пилоты.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Made on
Tilda