технический супервайзер гоночной академии Raceone.pro
Технический супервайзер гоночной академии Raceone.pro. Выпускник академии Raceone.pro и Дрифт-школы Raceone.pro. Участник соревнований Sochi Drift Challenge. Тренер-инструктор с 2018 года.
Игорь Титов
отвечает на самые популярные вопросы абитуриентов гоночной академии Raceone.pro
— Сколько лет в автоспорте?
Можно сказать — 7 лет.
— Гонки это хобби или профессия?
Профессия.
— Какие ощущения до и после гонки?
До гонки — всегда по-разному. Если это соревнование, то ощущается мандраж. Мне нужно хорошо проехать, показать результат, выложиться на максимум. Чтобы результат был крутой, должно сложиться много факторов. Важна хорошая работа команды, хорошая работа пилота, тренера. И, конечно, немного везения.
После гонки — в основном, спокойствие. Появляется чувство, что спешить никуда не надо, уже все сделано. Теперь можно просто выдохнуть, расслабиться и успокоиться.
— Что делаешь в свободное от гонки время?
Занимаюсь тюнингом, ремонтом и настройкой машин. Изучаю информацию о разных классах гонок и дисциплинах, разных машинах. Люблю отдых на природе, хожу в горы, путешествую. Нравится вейксерфинг, вейкборд, велосипед.
— Как часто надо тренироваться?
Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, желательно тренироваться 2−3 раза в неделю. Навыки пилотирования нужно плотно тренировать хотя бы раз в неделю 2−3 часа. Этого достаточно, чтобы не потерять скилл.
– Какой авто лучший на треке, по твоему мнению?
Конечно, Порше. Из общей концепции — 911 RSR. Была машина, которая повергла меня в шок, когда я на ней проехал. Это Cayman GT4.
– Как заезды на треке помогают в обычной жизни?
Они помогают концентрироваться и лучше соображать в режиме многозадачности. Учат быстро принимать взвешенные решения. Ускоряется время сбора и анализа информации. Ты начинаешь проще относиться к любой ситуации.
– Наиболее значимый личный рекорд?
1 минута 57 секунд на Cayman GT4 ClubSport и медаль на Sochi Drift Challenge. Я не был заявлен, как пилот. Приехал поддержать команду и потренировать Андрея Дудку. За 2 дня я проехал несколько кругов и без предварительной заявки получил подтверждение на участие. Отбирали 50 из 150 пилотов.
– Что самое опасное может случиться за рулём?
Самое опасное — это потеря контроля или ориентации снаружи. Когда нет обзора, и ты не понимаешь, где сейчас находишься и куда ехать. Человеческий фактор тоже опасен: ошибки команды, когда на машине что-то отвалилось или треснуло.
– Чего боишься в гонках или за рулем?
Ничего не боюсь. Анализирую, но не боюсь. Если бы боялся, не занимался бы этим.
Страшно не за рулем. Страшно пассажиром. Когда тебя катают по трассе, не предназначенной для дрифта, без зон безопасности, и в любом повороте вы можете уехать в столб, забор или гравий.
– Что посоветовал бы начинающему пилоту?
Получайте накат. Ничто не влияет на пилота лучше, чем время, проведенное за рулем. Смотрите онборд видео разных пилотов известных мировых серий. Смотрите гонки, получайте насмотренность и катайтесь в симуляторе.
– На что обращать внимание за рулем мощной машины?
На поведение машины. На то, что с ней происходит, когда начинаешь оперировать органами управления. Что происходит в результате тех или иных действий пилота.
Каждый раз, когда садишься за руль, есть период прикатывания. Он очень важен. Без понимания, что будет происходить с машиной на грани сцепления или в случае ошибки, невозможно поехать прогнозируемо и безопасно.
– Что самое сложное в гонке или в гоночном пилотаже?
В гонке — сохранять концентрацию на том, чтобы ехать безопасно, не рисковать и держаться изначального плана. Нельзя потерять из виду те цели, которые стояли перед тобой в начале гонки.
– Лучшая машина на каждый день для города?
Для меня — Порше Кайман. Если из более обывательского мира, то БМВ 3 или 5.
– Какой лучший урок ты получил за время карьеры?
Я получил его на озере в Тюмени, когда мы с нашим шеф-инструктором Виктором Адександровичем Жилкиным катались на автомобиле на боевом шипе. Это был первый раз, когда я прокатился на боевом шипе по льду. Я ощутил, что на льду сцепление может быть как на асфальте, и автомобиль управляется так, как рассказывают гонщики ралли. Когда происходит подсброс газа, машина начинает клевать носом и уходить в занос в повороте. Идеально чувствуется физику вращения и движения автомобиля.
– Сколько дней (часов или лет) за все это время провёл на треке?
Давайте посчитаем. Я провожу на треке минимум 3 дня в неделю каждый месяц. Это в месяц — это 12 дней. Получается около 8 тысяч часов на треке, и примерно тысяча за рулем.
– Сколько лет было, когда начал этим заниматься?
Мне было 17−18 лет.
– Чем гонки отличаются в начале и сейчас?
Когда только начинаешь заниматься, вокруг происходит много удивительного, непонятного и неочевидного. За рулем и в боксах команды. Ты не знаешь матчасти, не понимаешь, как все происходит. Мечешься, как слепой котенок. По мере пребывания на треке и по прошествии времени ты понимаешь все больше процессов. Вокруг все меньше удивительно, больше понятного и прогнозируемого.
– Какая авария была самая страшная, через сколько смог сесть снова за руль?
К счастью, моя самая страшная авария — это открывшийся на ходу капот автомобиля. Это произошло даже не в гонке, а при перегоне раллийного автомобиля на спецучастке.
– Играл в «шашки», чтобы завоевать внимание девушки/друзей?
Никогда не играл в шашки ради внимания. Делаю это только для себя.
– Как реагируют девушки, когда узнают о профессии?
Удивляются. Просят: «Скажи что-нибудь по-гоночному». Я стараюсь не афишировать свою профессию, чтобы не было лишних вопросов. Рассказываю только людям, которым могу доверять. Если приходится признаться, делаю каменное лицо и говорю, что здесь нет ничего особенного.
– Жена/дети/близкие как относятся к профессии?
50 на 50. Первое время считали, что это супер-опасно, супер-страшно, и не надо этим заниматься. Но в целом все относятся положительно. С интересом слушают мои рассказы и новости.
– Сколько этим удалось заработать?
Нисколько. Гонки — это не про заработок. На гонках ты только тратишь. Минимальные призовые фонды на соревнованиях не окупают половину стоимости участия.
– Как прийти в автоспорт, с чего начать?
Я не буду новатором и воспользуюсь фразой Б. Б. Шульмейстера. «Чтобы научиться быстро ездить и прийти в автоспорт, сначала нужно научиться зарабатывать деньги, чтобы потом позволить себе тратить их на автоспорт.»
Заработать на автоспорте или прийти в него без денег невозможно. Огромное количество людей хочет заниматься этим спортом, не имея денег. Единственное, куда они могут попасть, — это картинг или симуляторы. Кузовные машины, формульные машины или прототипы — это высокотехнологичный спорт, который требует огромных финансовых вложений. Чтобы участвовать в соревнованиях и выигрывать, особенно на подготовленной технике и с командой, придется много платить. Если вы не можете этого сделать, к сожалению, автоспорт пока не для вас.
– Самая сложная гонка в карьере?
В 2020 году на Porsche Sport Challenge в классе Porsche Driving Trophy. Было тяжело пробиться на подиум, я занял 4 место. Очень крепкие ребят ехали в этом классе. Он был самый людный, и было супер-сложно. К тому же я никогда раньше не участвовал в этой дисциплине.
– BMW или Mercedes?
Конечно, БМВ.
– Курьезный или нелепый случай из жизни автоспорта?
В гонках курьезы случаются постоянно. Тяжело выделить какой-то конкретный случай. Например, ты можешь забыть прикрутить боковой ремень. Едешь гонку и понимаешь, что из один из пяти ремней безопасности не прикручен, или что-то мешается в ходе гонки.
У меня один раз защемило спину прямо во время заезда. Сойти было не вариант, приходилось ехать, опираясь на боковую поддержку. И последние два круга упирался ногой в левых поворотах.
— Какая самая желанная мечта, а может, и не одна?
Проехать гонки 24 часа Нюрбургринга и Ле-Мана.
— Что делают автогонщики после завершения карьеры?
Они начинают тренировать, писать статьи про автомобили и вождение. Занимаются частным бизнесом.
— Когда карьера заканчивается?
Когда пилот сам захочет. Нет определенного возраста, когда «пора». Есть пилоты 60+ лет. Когда пилот решит, что больше не хочет этим заниматься, и ему неинтересно, тогда карьера заканчивается.