– На что обращать внимание за рулем мощной машины?
На открытие газа, в первую очередь. Мощность машины начинает проявляться только при открытии газа. На входе в поворот мощность автомобиля не имеет значения. Там имеет значение масса автомобиля, колесная база, ширина колеи, тип шин и т. д. Пока мы не нажимаем на газ, поведение автомобиля не зависит от мощности.
При нажатии на газ начинает играть роль тип привода, мощность и все, что отличает спорткар от обычной машины. Новичкам сложно адаптироваться к спортивному автомобилю. Они ошибаются, скользят, потому что мощный автомобиль мгновенно реагирует на любое управляющее действие. Если в плавной комфортной машине ты при входе в поворот нажимаешь на газ, ничего не происходит. Пока ты прокатываешь поворот, машина реагирует, переключается. Идет время. Только на выходе ты получаешь мощность, причем не 500−600 л.с., а 150−200 л.с. Меньше мощность — больше плавность, больше задержка на реакцию. Ты можешь совершать неправильные действия, но это проходит незаметно из-за большого времени реакции.
Современные машины напичканы электроникой, которая ограничивает мощность. Система стабилизации помогает въехать в поворот. Ты можешь кататься годами и не замечать, что не вовремя открываешь газ или слишком сильно поворачиваешься руль. Из-за плавности и мягких настроек машины ты этого не чувствуешь. Когда ты выезжаешь на трек на автомобиле, который мгновенно реагирует на каждый миллиметр нажатия педали газа и каждый градус поворота руля, все совсем иначе. Это все равно что сравнивать тупой и острый нож. Тупым ножом порезаться сложно, а с острым нужно работать с тонкими настройками.
На треке машины мощные, с быстрыми коробками, с точными настройками по шасси. Они все чувствуют. Тебе нужно думать и чувствовать, в какой момент распускать тормоз, на какой угол поворачивать руль, насколько интенсивно открывать газ. Все это будет так же работать и с городским автомобилем, но там все размазано.
Можно провести аналогию со скольжением зимой и летом. Зимой у тебя много времени на то, чтобы поймать автомобиль. Машина скользит плавно, долго. У тебя есть время на коррекцию и даже на «подумать», куда она скользит, куда направлен вектор инерции. Есть время вращать руль, есть время нажать время нажать на газ или затормозить. При увеличении сцепных свойств, например, на мокром асфальте, скорость реакции должна быть намного выше. У тебя остается меньше времени, чтобы сделать какую-то манипуляцию с машиной. Следующая ступень — это сухой асфальт, где все происходит мгновенно. Время уменьшается, скорость увеличивается. Но физика и геометрия не меняются. Твои действия остаются теми же, но быстрее.
Сухой асфальт — самый сложный, когда ты едешь на пределе и за пределом. Это раллийная практика. По грунту ехать проще. Асфальтовые этапы — опасная и требовательная к пилоту часть.