блог гоночной академии

Омологация

Что это такое, зачем нужна и какие омологации бывают?
Объясняем простыми словами
Омологация
Что это такое, зачем нужна и какие омологации бывают?
Объясняем простыми словами
Стоит немного углубиться в автоспорт, начинаешь постоянно натыкаться на слово «омологация». В регламентах соревнований, в регламентах РАФ и ФИА. Организаторы гонок указывают на набор цифр и букв, которые составлены словно генератором случайных символов или не обученной нейросетью. Эти «зашифрованные» коды и есть названия стандартов или омологаций. Погнали разбираться, что же такое за «чудо-юдо» эта омологация…

Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
BMW M3 SMG в конюшне Raceone.pro
Не докопаться по омологации. Готова к соревнованиям в любой день

Что такое омологация?

что означает омологация, кем регулируется и кто придумывает ее стандарты;
Слово «омологация» существует не только в автоспорте. Сертификация и аккредитация очень близки по смыслу к омологации. И означают эти термины улучшение какого-то продукта, чтобы он соответствовал стандарту.

Встречается омологация в биологии, медицине и даже в учебном процессе. В гоночном мире омологация — это соответствие требованиям и стандартам гоночного класса, конкретных соревнований или автомобильной федерации.
Омологация в автоспорте — усовершенствование и повышение характеристик до соответствия необходимым стандартам безопасности.
ФИА, РАФ или национальные федерации подтверждают, что автомобиль, его узел или агрегат выпустили по «правилам» определенной серии. Это подтверждают омологационной картой или паспортом омологации. На экипировку и средства пожаротушения ФИА и РАФ выдают омологационные сертификаты. Они означают соответствие стандартам безопасности.

Омологационную карту или сертификат не выдают навсегда. Требования постоянно усовершенствуются и меняются. Свежий перечень омологаций РАФ и ФИА можно посмотреть на их официальных сайтах: www.fia.com, www.raf.su. Подробнее в разделе омологация: https://www.fia.com/homologations.

Зачем нужна омологация в гонках?

экипировка, шлемы, одежда, каркас, кресла, ремни и даже гоночный трек
Омологация требует соблюдения технических рекомендаций гоночной серии. Например, конструкция подвески и шасси, объем двигателя, характеристики выхлопной системы должны соответствовать стандартам. Омологированные по определенному регламенту автомобили не отличаются по базовым характеристикам, соответствуют требованиям безопасности и не имеют друг перед другом преимуществ.

Виктор Жилкин, основатель гоночной академии Raceone.pro, делится с вами большим обзором на Porsche GT3 RS - спорткар омологированный и созданный для трека с завода.

Омологация — это, в первую очередь, соответствие требованиям безопасности. Поэтому омолгируют в автоспорте практически все. В ход идут автомобили, трассы, отдельные части гоночных болидов и всякая мелочь вплоть до шнурков и трусов. Необходимо, чтобы все это соответствовало стандартам конкретной гоночной серии или соревнования.

ФИА и РАФ предлагают общие омологационные требования. Они касаются в основном материалов и функций экипировки, автомобилей и гоночных треков. Организаторы соревнований могут изгаляться как угодно и требовать определенные сетки на окнах или трусы у механиков (не шутка). Самые жесткие омологации в Формуле 1.
сетки на окнах спорткаров, участвующих в профессиональных соревнованиях, также подлежат обязательно омологации.

Шлемы

Шлем — если не самый важный, то один из важнейших элементов экипировки в автоспорте. Конструкцию шлемов постоянно меняют и дорабатывают. А потом выкатывают новые требования к их характеристикам. Компании-производители вместе с автоспортивными федерациями постоянно проводят тесты и испытания.

В зависимости от омологации и использования шлема меняют требования к материалам корпуса шлема и подкладки. Проверяют вес на соответствие разным условиям. Тестируют угол обзора, влияние температуры, солнца, химических средств. Проверяют огнеупорность и максимальную силу удара, которую шлем может выдержать.
Разные омологации действуют в разных ситуациях. Есть омологации без требования к огнеупорности и стандарты, где это главный критерий. Детские шлемы стандартизируют отдельно по своим показателям.

Самые «свежие» омологации для формульных шлемов называются 8860−2018 и 8860−2018 ABP. Они предполагают ударопрочность и защиту от осколков. Используются в гоночных сериях, где пилоты наиболее уязвимы из-за открытого кокпита.

Комбинезоны, одежда и обувь

ФИА недавно ввела новую омологацию для гоночной одежды, обуви и даже нижнего белья — FIA 8856−2018. Повсеместно ее введут к 2029-му году на соревнованиях под эгидой ФИА. Омологированную одежду можно использовать в течение 10 лет с момента ее производства.

ФИА проводит множество тестов с комбинезонами. Основной из них — это тест на огнеупорность. На участок ткани размером 140 на 140 мм в течение 1 минуты воздействует пламя. К 30-й секунде температура должна достичь 180 градусов. После этого ткань проверяют на разрыв, устойчивость к трению и т. д.
Шлем, перчатки, гоночные ботинки. Есть обычные — для «понтов» и покатушек в открытые трек-дни. Есть профессиональные, омологированные для соревнований.
Американская федерация SFI определяет огнеупорность комбинезонов более изощренным способом. Тест показывает, через сколько секунд кожа человека под комбинезоном получит ожог второй степени. Одежда с омологацией SFI стоит дешевле. Если в регламенте гонки указана только огнеупорность костюма, но нет требований к омологации ФИА, то американский стандарт тоже сойдет.

В картинге одежду омологирут по другим принципам. Здесь не так важна огнеупорность, как устойчивость к трению и другим механическим воздействиям. CIK-FIA проводит тесты на разрыв и трение. Омологация картинговой федерации имеет 2 уровня: для любительских и национальных серий: для серьезных соревнований и чемпионата мира.
вылет «гражданской» BMW на треке Moscow Raceway; без омологации это могло обернуться трагедией.

Ремни

Последний стандарт ФИА позволяет использовать в гонках только шеститочечные ремни. Четырехточечные допускаются в исторических автомобилях, где с установкой чего-то современного не особо развернешься. Американцы оказались более снисходительными. SFI омологирует ремни с 1, 5 и 6 точками крепления. Каждый тип ремня используют в разных гонках. Чем меньше креплений, тем ниже класс соревнований.

Омологация ФИА строже, но менять ремни можно раз в пятилетку, а американцы требуют замены каждые 2 года. В регламенте гонок прописывают омологацию ремней безопасности, и выбирать нужно только стандартизированные фирмы с нашивкой ФИА. Реплики и подделки стоят дешевле, но вы рискуете безопасностью и участием в гонке. Ремни с истекшей омологацией можно использовать на трек-днях. К соревнованиям вас не допустят.

Защита

Список необходимой защиты есть на сайте ФИА. Там же можно посмотреть сроки действия омологации. Европейская автоспортивная федерация не заставляет производителей защиты повторно сертифицировать свою продукцию каждые 5 лет, как это делают американцы. Но рекомендуют спортсменам менять защиту примерно с такой периодичностью.
технические требования, в т. ч. стандарты омологации отличаются в разных классах и видах гонок; не получится «построить» универсальный спорткар для всех видов гонок

Кресла

ФИА предлагает 3 омологации кресел. FIA 8862−2009 распространяется на профессиональные передовые соревнования. Это относится и к кольцевым гонкам, и к ралли, и к хиллклаймбингу. Менять кресла нужно каждый 10 лет, даже если за это время они не ушатались. Омологация для кресел предполагает их пожарную безопасность, специальные вставки для поглощения энергии и многие другие нюансы, которые не нужны в обычных автомобильных креслах. ФИА проводит серьезные тесты кресел с огромными перегрузками.

Самая распространенная омологация кресел — FIA 8855−1999. Они служат до 5 лет и используются в гонках «попроще». Более современная омологация — FIA 8855−2021. Эти кресла имеют большую прочность, усиленную поддержку таза, головы и плеч при ударе. Характеристики уступают омологации FIA 8862−2009, но и цена на эти кресла приятнее. Полный список омологированных кресел есть на сайте ФИА.

Игорь Титов, преподаватель онлайн Школы гонщиков и технический супервайзер команды Raceone.pro, сделал для вас наглядный обзор на омологированную Тойоту Альтезу, подготовленную для участия в профессиональных соревнованиях уровня RDS Запад

Система пожаротушения

ФИА и SFI омологируют механические и электрические системы пожаротушения и даже ручные огнетушители. Менять систему нужно каждые два года или после ее использования. Все омологированные модели и параметры подбора системы прописаны на сайте ФИА.

Противопожарные системы и огнетушитель должны располагаться в зоне досягаемости пилота или штурмана. Модифицировать противопожарные системы самостоятельно нельзя. Это лишает их омологации.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

Каркас безопасности

Первое, о чем вы подумаете, покатавшись на своем автомобиле по треку, — это о каркасе безопасности. Потому что во всех «крутых» тачках он есть, а в стоковых заводских — нет. Вварной каркас — это пространственная конструкция из труб, которая не дает машине сильно деформироваться при ударе или перевороте. Штука действительно нужная, когда речь идет о больших скоростях.

У ФИА есть требования к каркасу, как к очень важному элементу автомобиля. Его вваривают внутрь машины и крепят к силовым несущим конструкциям. Каркас, который вам вварили в гараже по-братски, к омологированному имеет посредственное отношение. Кататься на официальных соревнованиях под эгидой ФИА вы не сможете.
На сайте ФИА указаны конструкция, материалы и технология установки каркаса. Отступать от этих требований нельзя. Даже если каркас сделала серьезная компания, но использовала другой материал, она должна провести расчеты и статические испытания на прочность, чтобы получить омологацию. Сварка и установка каркаса тоже производятся по омологированной ФИА технологии.

В то же время ФИА допускает сборно-разборные каркасы. Четких предписаний по установке для них нет, но характеристики материалов, габаритные размеры труб и даже болты в креплении должны соответствовать требованиям ФИА.
омологация трек-дней это больше требования к поведению на гоночном треке, на питлейне и вне его, т. е. список правил чего можно, а чего нельзя

Омологация на трек-дня

Требования к омологации указывают в регламенте соревнований. Прежде чем отправиться на трек-день, придется прочитать его регламент. Все зависит от автодрома. Где-то вы встретите требования относительно экипировки и комбинезона, а где-то допускают одежду с длинным рукавом. Могут быть ограничения на омологированные кресла и ремни безопасности. Омологация на трек-днях всегда остается на усмотрение их организатора. Ваша задача — выполнять условия свободного выезда на трек.
Требования омологации — это последствия аварий и несчастных случаев во время соревнований. ФИА изучает новые данные и предъявляет более жесткие требования к безопасности. Поэтому стандарты к экипировке и компонентам автомобиля с каждым годом становятся все жестче.
Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™

Какие бывают виды омологации?

FIA, SFI, Snell
ФИА, как главная автоспортивная организация в Европе, диктует основные правила, с которыми приходится считаться всем «подчиненным».
Экипировка и другая гоночная продукция с омологацией FIA — самая безопасная и качественная, но и самая дорогая. Существует отдельная омологация в картинге — CIK-FIA. Это «дочка» ФИА, и ее стандарты принимают за эталон в картинге.

Омологация SFI — это стандарт для американский гонок. В Европе с такой омологацией выехать на престижные соревнования не удастся. Но локальные гонки, которые не заморачиваются насчет «имени», а требуют от экипировки только огнеупорность, будут довольны.

Отдельный вид омологации Snell распространяется только на шлемы. Компанию назвали в честь погибшего гонщика. Он умер из-за травмы головы — шлем не помог. С тех пор американская фирма занимается разработкой, модификацией и стандартизацией шлемов, способных сохранить жизнь. Они не претендуют на международную омологацию шлемов для всех гонок, но свой вклад в автоспорт вносят.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Больше полезных материалов
    Made on
    Tilda