Женщины в автоспорте
Как обстоят дела у женщин в автоспорте?
Все же девушки гоняли и гоняют…
Зачем женщинам учиться спортивному пилотажу?
Безопасность на дороге
Выход из сложных ситуаций
Гоночная лицензия
Какие еще плюсы получают женщины в автоспорте?
Антистресс
Идеальная фигура
Кстати, насчет «выплеснуть». Профессиональные гонщики теряют за одну напряженную гонку до 5 кг веса. Чтобы выдерживать такие нагрузки, они тренируются по специальным программам. Тренировки подробно расписаны в курсе онлайн школы гонщиков https://academy.raceonepro.ru/. Гоняя по треку, бонусом ты получишь фигуру, которую не сделаешь в зале. За рулем спорткара работают все мышцы: ноги, руки, стабилизаторы, спина, шея. Ни один пилатес или фитнес не стояли рядом.
Представь картину: стройная спортивная девушка в гоночной экипировке присела на капот спорткара. Такие фотки ты начнешь выкладывать в инсту через несколько месяцев после своего решения прийти в автоспорт. Хотя бы ради этого стоит попробовать.
Как стать гонщицей?
Чем отличается женское пилотирование от мужского?
В идеале спортсмен — он и есть спортсмен. Независимо от пола. Но почему-то везде, кроме автоспорта, мужчины и женщины соревнуются отдельно друг от друга. Дело не только в физиологии. Психология тоже играет важную роль. Поэтому мужской и женский пилотаж отличаются.
Людьми во многом управляют инстинкты. Женщины по своей природе ведут себя за рулем более осторожно и осмотрительно. Им сложнее решиться на резкие маневры, они держат большую дистанцию, чем мужчины. Если девушка не уверена, что обгон пройдет безопасно, она скорее всего не будет рисковать. При этом периферическое зрение у женщин развито гораздо лучше — им проще оценивать ситуацию вокруг и «не рубить с плеча». Мужчины более агрессивны и склонны доказывать, кто здесь главный. Женщины даже в пылу борьбы могут пропустить «дурака», чтобы самой не влететь в отбойник.
Это вовсе не значит, что девушки не азартны. В борьбе адреналин зашкаливает, и аккуратность уступает желанию побеждать. Но собранность и аккуратность у прекрасной половины все же выше, как и умение приспосабливаться к сложностям. Так мы плавно перешли к физиологии.
Девушки по своей природе более выносливы и адаптивны, чем мужчины. Они легче переносят высокие температуры, перегрузки, и даже после травм восстанавливаются быстрее. Единственное, в чем девушки уступают безоговорочно, — это в физической силе. Если сравнивать мужчину и женщину, которые одинаково тренируются, то единственные мышцы, более развитые у девушек, — это приводящие мышцы ног. В автоспорте они не задействуются слишком активно, зато торс, спина, шея, руки и квадрицепсы работают по полной. Поэтому женщины-пилоты должны активно тренироваться.
Чем отличается подготовка женщины-пилота?
Профессиональные гонщики тренируются практически каждый день. Речь не о тренировках за рулем или в симуляторе, хотя они, конечно, важны. Гонщики занимаются в тренажерном зале. Их комплекс упражнений — это смесь стандартного фитнеса, «тягания железок» и специальных упражнений на укрепление спины и шеи.
Несколько часов в тяжелом шлеме — это не шутки, а самое настоящее испытание для организма. Девушки в тренажерке вряд ли вообще задумываются о шее. Придя в автоспорт, придется ее качать. Отдельное внимание нужно уделить рукам и спине. Как правило, верхняя часть тела у женщин отстает от низа.
К высоким температурам и перегрузкам тоже придется готовиться и развивать сердечно-сосудистую систему. Кардио нагрузки — основа тренировочного комплекса пилотов. Девушкам с этим проще. Их организм «заточен» под перепады давления. Но без кардио — никуда. В остальном подготовка женщин ничем не отличается от мужской. Много практики на треке, теоретическая база, разработка стратегии и вера в себя.
В каких чемпионатах участвовать женщине?
Ты получила первую гоночную лицензию и не хочешь просто повесить ее на стенку в красивой рамке. Значит, самое время поискать чемпионат, с которого начнется твой гоночный путь. Регламенты соревнований не запрещают девушкам участвовать наравне с мужчинами. Но начать придется с первых шагов, чтобы постепенно развить мастерство и продвинуться вперед.
Топовая женская гонка — это Формула W, созданная в 2019-м году. Девчонки не попадают туда с улицы. Они проходят отбор и становятся гонщицами женской серии только из-за таланта. Ни спонсоры, ни связи тут не помогут. Большинство из них уже имеют высокие результаты в других чемпионатах и обходят в гонках мужчин. Например, единственная российская гонщица в Формуле W, Ирина Сидоркова, гоняла в российской и испанской «Ф-4» и в Азиатской «Ф-3». Формула W — это уровень, с которого можно пробиться даже в Формулу-1, и до него непросто добраться. Но почему бы не попробовать.
Реальные истории успеха
Анастасия Нифонтова
Анастасия — пример того, как можно совмещать несовместимое. Мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту, дважды мама, лингвист и кинооператор.
От мотоциклов гонщица начала фанатеть еще в детстве, и в 16 лет впервые села за руль, а через 4 года уже приняла участие в чемпионате России по ралли-рейдам Баха-Селигер. Через год был «Дакар» и второе место. Потом — звание первой женщины в мире, которая приняла участие в «Дакаре» без помощи механиков. В интервью «Форбс» Анастасия сказала, что ее взяли на слабо. Нифонтова — единственная в России девушка, входящая в тройку призеров на международных мотоциклетных соревнованиях уровня Кубка Мира.
Автоспорт тоже покорился гонщице. Женский экипаж Анастасии и Екатерины Ждановой впервые в истории российских ралли-рейдов попал в ТОП3 абсолютного зачета.
Анастасия Нифонтова не только гоняет. Она получила приз за лучшую операторскую работу на международном кинофестивале студенческих фильмов ВГИКа, продюссирует и ведет программы «Дневник мотогонщицы» и «Мотомир» на канале ДРАЙВ и «Два колеса» на телеканале АвтоПлюс. Нифонтова — спикер на многих мероприятиях в формате живого общения и открытых сессий.
Ольга Воробьева
Анна Завершинская
Наталья Фрейдина
Екатерина Седых
Ирина Сидоркова
Кити О’Нил
Мишель Мутон
Мишель Мутон гоняла на самых брутальных автомобилях Группы Б в Чемпионате Мира по ралли (WRC). Мишель занималась спортом с детства, но училась на юриста и о ралли не думала. Однажды она случайно помогла другу в качестве штурмана на любительском чемпионате и не смогла остановиться. Отец Мишель купил ей гоночный автомобиль с условием, что дочь будет пилотировать сама. Она начала выигрывать в женском ралли, а потом «уделала» мужиков во французском чемпионате GT и победила в «24 часа Ле-Мана» в своём классе. После этого понеслись всевозможные ралли и победы в них.
Мишель Мутон в гонках была слишком прямолинейной и обладала взрывным характером. Ее популярная цитата, когда гонщица побила мужской рекорд: «Если у тебя хватит яиц, то попробуй обогнать меня в гонке». Она стала чемпионом по ралли и первой женщиной, выигравшей крупный чемпионат. После закрытия «Группы Б» из-за аварий Мутон ушла из автоспорта и родила дочь. Мишель называют лучшей женщиной в автоспорте и «суперженщиной», а в 2011 году президент Франции Николя Саркози наградил её орденом «Почетного Легиона».
В 2010-м году Мишель Мутон стала президентом Комитета женского автоспорта FIA и активно «топит» за девушек в гонках.
Ютта Кляйншмидт
Ютта — пример человека, который плюет на стереотипы о женщинах в автоспроте. Она выбирала самые жесткие гонки в самых диких местах планеты. Гонщица соревновалась в ралли в пустыне Сахара, в 1988-м году гоняла на мотоцикле в ралли Париж-Дакар, а в 2001-м стала первой женщиной, которая выиграла самое сложное в мире ралли по пустыне. Она покоряла пересеченку на Фольксвагене и БМВ, а потом переключилась на кольцо. Со временем Ютта ушла в автоинструкторы. Управляет вертолетом, работает бизнес-тренером и читает лекции.
Джессика Хокинс
Джессика — участница женской Формулы W. Гонщица попала туда в первый год после основания (в 2019-м), в течение двух сезонов становилась 11-й в общем зачете, но однажды умудрилась забраться на второе место подиума в Майами. Гонять Джессика начала в британской «Формуле-Форд», а с 2021-го года она работает пилот симулятора в «Астон Мартин» и метит в Формулу-1. Гонщица подрабатывает каскадером. В фильме о Джеймсе Бонде «Не время умирать» она выполняла трюки за рулем «Астон Мартин».