блог гоночной академии

Top Gear

Top Gear — британская телепередача, посвящённая автомобилям, на которой выросло не одно поколение профессиональных гонщиков и любителей автоспорта
Top Gear
Top Gear — британская телепередача, посвящённая автомобилям, на которой выросло не одно поколение профессиональных гонщиков и любителей автоспорта

У ТОП ГИР получалось мотивировать и заряжать. Когда смотришь, как три мужика-любителя вытворяют за рулем на треке, очень хочется: научиться и попробовать если не лучше, то хотя бы также.
ТОП ГИР — уникальное шоу, которые многих из нас приобщало и увлекало в Мир скорости и адреналина. Там крутые тачки, которых не встретить на дорогах, странные и опасные трюки, горы юмора… Да, уходит эпоха и эта статья дань уважения с ноткой ностальгии.

Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™
Быстрая навигация по статье:
нажмите на ссылку, чтобы быстро перейти к нужному разделу
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

Top Gear — топовое шоу про автомобили

Top Gear — самое популярное шоу в мире. Это не преувеличение. В 2012-м году Книга рекордов Гиннеса присвоила Топ Гиру это звание с показателями: 212 стран вещания и 350 миллионов зрителей. Шоу выросло из проходной программы на региональном канале, завоевало весь мир и несколько раз закрывалось. В чем же его «фишка», и причем здесь шутки про ниггеров и политику — в этой статье.

Как все начиналось?

Название «Top Gear» стало нарицательным в мире автомобилей. Каждый, кто гуглил что-то про машины, обязательно натыкался на выпуск шоу. Телепередача породила журнал, сериалы, кучу мерча и убогие иностранные версии. «Расползлась» далеко за пределы Родины — Великобритании. Но начиналось все с ежемесячного телевизионного журнала с обзорами автомобильных новинок, советами автомобилистами и рассказами о важности соблюдения ПДД. Шоу транслировал региональный канал BBC, и лишь несколько городов Великобритании могли посмотреть на зарождение феномена автомобильного мира.

Кто и когда придумал шоу?

Идея и название автомобильного тележурнала принадлежит Дереку Смиту. Он подглядел формат на телеканале Thames Television. Там передача под названием Drive-In «зашла» зрителям, как что-то новое и необычное. Вели ее будущие ведущие Топ Гира — Крис Гоффи и Сью Бейкер. Канал BBC Midlands, где работал Дерек Смит, идею оценил. В 1977-м году вышло 9 эпизодов тележурнала.
Основатель Top Gear Дерек Смит
Сначала передачу вели журналисты их вечерних новостей Анджела Риппон и Том Койн. Авторами сюжетов стали местные репортеры — на широкую аудиторию за пределами региона Midlands никто не рассчитывал. Одним из местных репортеров оказался Джереми Кларксон. Но он заслуживает отдельного рассказа. Шоу оказалось гораздо популярнее, чем рассчитывал канал BBC, и им заинтересовались в главном офисе.

Почему Top Gear «выстрелил»?

Через год своего существования Топ Гир вышел на новый уровень — на национальное телевидение Великобритании. В команду ведущих позвали третьего участника — Барри Гилла. И завертелось. Сюжеты теперь касались более глобальных вопросов: мировых гоночных событий и мероприятий. Разрослась команда журналистов и репортеров.
Через пару лет Top Gear обзавелся толпой фанатов. Его включили в основную сетку вещания канала BBC Two и снимали по два сезона в год. Сменялись ведущие и продюсеры, но шоу росло. До 1985 года Топ Гир освещал раллийные соревнования, события Британского автосалона и автомобильные ярмарки. Короче, лез везде, где упоминались машины.
В это время начали ходить слухи о закрытии передачи, а сюжеты становились все более странными. В Топ Гире рассказывали обо всем, что хоть немного касалось автоспорта: классические машины, мотоциклы, советы водителям и всякая бытовая чушь. Программа скатилась в унылые истории и монотонные рассказы обо всем и ни о чем.

Джереми Кларксон — второе дыхание «классического» Top Gear

Очередной продюсер Джон Бентли собрал новый состав ведущих: бывшего пилота Формулы 1 Тиффа Нидла и молодого авто-журналиста Джереми Кларксона, и не прогадал. Они зажгли. На шоу обрушилась волна популярности и волна критики за легкомысленное поведение ведущих, пропаганду быстрой езды и игнорирование экологических проблем. Но рейтинги росли, как никогда.
Джереми Кларксон
Продюсеры пошли дальше и стали привлекать мужскую аудиторию симпатичными женщинами в роли ведущих. Девушками Топ Гира были Мишель Ньюман и Вики Батлер-Хендерсон. Настал пик популярности «классического» формата шоу с аудиторией около 5 миллионов зрителей. Причиной этой популярности были вовсе не знойные девушки и злободневные темы, а Джереми Кларксон с его нестандартной подачей, своим взглядом на все и здоровенным арсеналом черного юмора.
Вики Батлер-Хендерсон.
Все развалилось к началу 2000-х годов. Рейтинги упали, ведущие сменялись и уходили, даже Кларксон отправился поискать себя в другом месте. Народ хотел чего-то свеженького. Устоявшийся и полюбившийся аудитории формат изжил себя, и руководство BBC решило закрыть Top Gear. Но Джереми Кларксон снова все разрулил.

Перезапуск шоу — тот самый Top Gear

«Тот самый» Топ Гир — это перезапуск, а не оригинал. Джереми Кларксон вместе с продюсером Энди Уилманом убедили руководство BBC попытаться еще раз. 20 октября 2002-го года Топ Гир «воскрес» обновленным и готовым задержаться на экранах еще пару десятилетий. Нумерация сезонов началась с первого — это окончательно разделило Топ Гир на «новый» и «старый».
В игру вступила любимая зрителями троица ведущих: Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй. И понеслось! Топ Гир «попал» в каждый нюанс человеческой натуры. «Прирученный гонщик» Стиг держал в секрете свою личность и тестировал необычные тачки. Приглашенные звезды гоняли на дешевых машинах, а суперкары соревновались за первое место на «Стене крутости» на новом треке Топ Гир, который построили на военном аэродроме. Самыми кайфовыми были спецвыпуски, когда ведущие путешествовали по всему миру и выполняли часто идиотские задания продюсеров. Но никакая крутость тачек не сравнится с подачей Джереми Кларксона, его жесткими шуточками в адрес соведущих и всего мира и постоянных перепалок внутри команды.
В таком формате шоу Top Gear прославилось повсюду. Нестандартный стиль ведущих любили и ненавидели. Новый Топ Гир перевели на большинство языков мира и показывали почти в каждой стране. В России шоу прижилось благодаря схожести менталитетов. «Хаять» крутые тачки и политику вместе с Кларксоном стало народной забавой. Стилю «того самого» Топ Гира до сих пор пытаются подражать автоблогеры. Но переплюнуть идеальное трио ведущих невозможно.

Почему все обломалось?

Шоу шло в гору, и ничего не предвещало беды. Пока Кларксон не накосячил. Косячил он регулярно, но в этот раз превзошел сам себя. Он поругался с помощником продюсера, а пресса утверждала, что еще и ударил его. Джереми сначала отстранили от работы, а запланированные выпуски убрали из эфира. Поклонники бастовали и выступали за возвращение любимого ведущего, но руководство BBC на их уговоры не повелось. Контракт с Кларксоном не продлили, а вместе с ним из шоу ушли Хаммонд и Мэй. Это приключилось в 2015-м году.
BBC попытались запустить очередной сезон с толпой новых ведущих: Крисом Эвансом, Мэттом ЛеБланом, Сабиной Шмитц, Эдди Джорданом, Крисом Харрисом и Рори Рид. Но критика нового формата оказалась даже жестче, чем можно было ожидать. За один сезон ведущие умудрились переругаться между собой. А топгировская троица подписала контракт с американским Amazon на создание шоу The Grand Tour. По формату это был «тот самый» Топ Гир, только съемки проходили в разных странах. Стиль, жесткие шутки и нотка рассизма от страны к стране остались на месте.

За что любят Top Gear?

Top Gear — передача о машинах. Наверное. По крайней мере, на первый взгляд. Но почему-то по всему миру его смотрели не только упоротые автолюбители, но и их жены, которые не отличали газ от тормоза, и дети, которым до машин еще расти и расти. В этом и кроется феномен того самого Топ Гира. Он «заходит» всем.

Ведущие

Легендарное трио: Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй «взяли» аудиторию своей непохожестью друг на друга, вечными перепалками и шутками на грани допустимого. Но сколько бы они ни стебали друг друга, в прямом смысле катаясь по полу от смеха, в конце все равно приходили друг другу на выручку. Такое странное единение.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

Ричард Хаммонд

Бывший радиоведущий фанател от Порше. Так его и занесло в Топ Гир. Маленьrий рост — главная причина добрых и не очень издевок на Хаммондом. А за попытку сожрать картонную коробку на съемках одного из выпусков коллеги прозвали его Хомяком. Среди остальных участников шоу Ричарду не повезло больше всех — он чуть не распрощался с жизнью на съемках шоу, попал в серьезную аварию. Он долго восстанавливался, но все же вернулся к съемкам и еще долго получал едкие шуточки от коллег за свой «отпуск».
Ричард Хаммонд

Джеймс Мэй

Капитан Улитка получил свое прозвище за аккуратную манеру езды. Мэй всегда выбирал комфорт, а не скорость. Его спокойные темперамент оттенял взрывных Кларксона и Хаммонда.
Джеймс Мэй

Джереми Кларксон

Имя Джереми Кларксона неразрывно связана с Топ Гиром. Именно он представляется первым, когда речь заходит о шоу. Его манера подачи покоряет. Кларксон не боится говорить на экране то, о чем другие шепчутся на кухне. Чего только стоят его высказывания, вроде:

_"В списке пяти самых ужасных вещей на свете американская внешняя политика займет пятое место. СПИД — на четвертом. Ядерная программа Ирана будет на третьем месте. [Бывший премьер-министр Великобритании] Гордон Браун — на втором, а коробке передач Maserati достанется лидерство. Да, она настолько ужасная."
Джереми Кларксон
Ненавидят его за это же. Кому-то юмор Кларксона кажется слишком резким. А уж те, на кого этот юмор направлен, не могут не оскорбиться. Его обвиняли в расизме, сексизме, гомофобии и грубости после каждого выпуска Top Gear. Все громкие скандалы связаны именно со словами Кларксона.

Сейчас Джереми Кларксон подался в писательство и выпустил уже 15 книг. Он собирает автомобили, занимается журналистикой и кайфует от жизни на собственной ферме.
за два часа с нуля до PRO за рулем профессионального болида с визгом покрышек и дымом из-под колес
Вы за рулем спорткара вваливаете на треке, а инструктор на месте пассажира делится навыками, которые вы сразу закрепляете на практике

Дурацкие испытания

В Топ Гире решили, что устраивать соревнования между сопоставимыми машинами — это скучно. Так делают все. Почему бы не сравнить тачку и, например, лодку и велосипед. Это глупо, странно и безумно весело! Проверить, что быстрее — добраться до назначенной точки на машине или на самолете, — тоже забавно и нестандартно. Больная фантазия авторов передачи доводила даже до сражений между машиной и лыжником.
Трио ведущих участвовало в том, что человеку с классическим мышлением не приснится даже в бредовом сне. Они играли машинами в дартс и футбол, гоняли на скорость в домах на колесах, ремонтировали дороги. Строили из обычных тачек что-то на грани бреда и фантастики, вроде лимузинов с кабиной с обеих сторон и дома на колесах из легкового гражданского автомобиля. Они покупали дешевые тачки, вписываясь в ограниченный бюджет, и пересекали на них целые страны, постоянно ломались, «закипали» и подкалывали друг друга.

Необычные места, куда хрен доберешься

Выпуски Топ Гира в студии были интересными и смешными, но все же могли надоедать тем, кто смотрит шоу не только ради тачек. Автопутешествия по другим странам и диким опасным уголкам планеты — вот, ради чего к экранам «прилипали» люди, далекие от машин.

В специальных выпусках ведущие путешествовали на разных тачках по Центральной Африке и Ближнему востоку. Они покоряли идеальные дороги США, Вьетнам и беспощадный Северный Полюс.

Юмор. Много юмора

Каждая поездка, каждый выпуск — это нескончаемый ржач. Издевки друг на другом, над машинами и всем, что окружает ведущих, — то, из-за чего Топ Гир даже после своей «кончины» остается самым популярным шоу про машины всех времен и народов.

Скандалы

До чего довели шутки Кларксона
Скандалы в «Топ Гир» — это чаще всего скандалы Джереми Кларксона. В 2008-м году его обвинили в распитии Джина за рулем. Через пару месяцев он неудачно пошутил про дальнобойщиков, убивающих проституток, и снова получил выговор от канала BBC. Как-то раз Кларксон «ляпнул», что «BBC совсем уже помешалось и нанимает чернокожих мусульманских лесбиянок, чтобы уравновесить ими количество белых гетеросексуалов».
Слова Кларксона иногда доводили до дипломатических разбирательств. Неполиткорректные расистские высказывания ему прощали через раз. Но когда Кларксон наговорил кучу гадостей про Мексику и их машины (что звучало очень даже весело), его заставили извиняться перед послом Мексики. Похожая ситуация приключилась и с Индией. Он «прошелся» по их истории, пище, одежде и тачкам.
Называть «афроамериканцев» «ниггерами», а азиатов в Тайланде «китаезами» — норма для Кларксона, но каждый раз за это «прилетало» каналу BBC. Руководство терпело долго, очень долго, но последний скандал с помощником продюсера переполнил чашу терпения. Так Кларксон распрощался с каналом навсегда.

По каким поводам еще скандалили

Топ Гир не раз ругали за нарушение правил безопасности во время съемок. В одном из эпизодов ведущих «поймали» на превышении допустимой скорости на автостраде в несколько раз. BBC получил штраф в размере 100 000 фунтов стерлингов. Во время съемок в Лондоне в 2006-м году в камеру попал момент со сбитым автостопщиком. За демонстрацию этого эпизода команда программы получила много негативных комментариев.
Однажды ведущие использовали автомобиль с эмблемой нацистской Германии. Зрители были в ярости, а британская пресса поспешила поделиться новостью с теми, кто этого еще не видел. В одном из выпусков Джереми Кларксон использовал автомобиль с номером регистрации, содержащим оскорбительное выражение. Правительство чуть не заставило BBC закрыть шоу.
В Топ Гире шутили над всем: экологией, войнами, голодом, людьми с ограниченными возможностями. Все это очень органично вписывалось в шоу, но передачу каждый раз критиковали за оскорбительный недопустимый юмор. Нецензурные выражения в адрес всех и вся почти перестали смущать зрителей, но периодически вопросы все же возникали.

В самых ранних сериях случился спор с Porsche, когда один из тестовых образцов 911 Transformiso разобрали на запчасти и результаты испытаний показали в шоу. Этот скандал привел к тому, что Porsche запретил доступ к своим машинам команде Top Gear.

Журнал

Кларксон, Хаммонд и Мэй с командой ездили на гастроли во многие страны мира, выпускали DVD, книги и писали колонки и статьи для разных изданий. Постепенно от шоу «отпочковался» собственный журнал. Создатели шоу позаботились о любителях почитать про тачки.

Британский автомобильный журнал Top Gear принадлежит BBC Worldwide и издается по контракту компанией Immediate Media. Впервые его опубликовали в октябре 1993 года и назвали в честь любимого тысячами британцев шоу.
К 2022-му году в Великобритании опубликовали 360 номеров Top Gear. Над журналом наравне с редакцией работают участники телешоу. Ведущие Джереми Кларксон, Ричард Хэммонд и Джеймс Мэй пишут авторские колонки для журнала, а «ручной гонщик» Стиг делится своими мыслями через их статьи. Печатное издание Top Gear — это необычная, забавная и полезная информация о новых автомобилях, концепт-карах, гоночных машинах, испытаниях и тестах. В нем можно почитать интервью звезд, письма постоянных читателей, поржать над шутками Кларксона и обзорами Хаммонда.
Журнал выходит по лицензии чуть ли не по всему Земному шару. Китай, Индонезия, Южная Корея, Швеция, Индия — только малая часть стран, раскиданных по планете, где читатели «тащатся» от Top Gear. В России журнал выпускают с 2004-го года, и он стал одним из самых популярных авто-журналов в стране. Максимальные тиражи выходят в России и Великобритании. Может, потому что нам близка жесткая британская самоирония.

Почему Top Gear читают по всему миру

Шоу и журнал Top Gear — это целая культура. Журнал «заточен» на все, что связано с автомобилями: обзоры новых моделей, сравнения и рейтинги (топ автомобилей, топ гонщиков). Не обходится и без черного юмора, остроумной подачи информации и фирменного неформального стиля. Из Top Gear можно узнать о свежих новостях и тенденциях в автомобильной индустрии, вместе с авторами восторгаться новыми технологиями и ругать экологичные двигатели и обновления законодательства. Журнал почитывают даже те, кому машины «по барабану», просто чтобы посмеяться.
В России журнал «прижился» еще и потому, что название Top Gear традиционно всплывает в каких-то скандалах. Журнал освещает это в привычной ироничной манере. Например, в 2011 году Top Gear обвинили в том, что они сфабриковали тест на прочность для автомобиля Toyota Hilux, чтобы продемонстрировать его слабости. Toyota потребовала от команды извинений. А в 2013-м шоу, ведущих и журнал заодно обвинили в расизме после того, как они использовали национальные штампы в Мьянме на номерных знаках автомобилей, что оскорбило местных жителей. На Top Gear обижалась Мексика, Аргентина и другие страны. Зрители и читатели, наоборот, после такого влюблялись в своих героев еще сильнее.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Больше полезных материалов
    Made on
    Tilda