блог гоночной академии

Сколько денег «уходит» на спортивный автомобиль?

как правильно обслуживать спорткар, и сколько денег на это отложить
Сколько денег «уходит» на спортивный автомобиль?
как правильно обслуживать спорткар, и сколько денег на это отложить
Спортивный автомобиль быстрее, мощнее и сложнее гражданского. Если вы решились на покупку спорткара, вам придется обслуживать его по регламенту, покупать только оригинальные детали и познакомиться с мастерами, которые разбираются в спортивных авто. Посчитаем, сколько денег мы тратим на содержание гаража спорткаров. И расскажем, как готовим автомобиль к трек-дню.

Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™
Быстрая навигация по статье:
нажмите на ссылку, чтобы быстро перейти к нужному разделу

Чем отличается обслуживание гражданского и спортивного автомобиля?

непростые мастера, оригинальные детали и обслуживание несколько раз в год
Спортивная и гражданская машины «живут» в разных мирах. На городское авто практически нет нагрузки. Она выполняет свои ежедневные функции — привозит и отвозит. Максимум — рвет со светофора и обгоняет «тошнотиков». Нет длительных нагрузок на износ.

Спортивный автомобиль на треке нагружается гораздо сильнее. Даже на дороге общего пользования он «просит» чуть ускориться, занести больше скорости в поворот и позже затормозить. Это увеличивает нагрузку на авто и заставляет все узлы и детали машины работать в усиленном режиме. Более серьезные нагрузки также связаны с мощностью двигателя. Чем он мощнее, тем больше ускорения и перегрузки. Подвеска и тормоза выдерживают большие усилия, чем в гражданском авто.

От обслуживания спортивного авто зависит его безопасность. Чтобы машина была безопасной, надежной и приносила удовольствие, нужно регламентное обслуживание. Оно отличается для гражданского и спортивного авто. Разберем разницу на примере семейного KIA Sorento и трекового Porsche 911 RSR.
Porsche 911 RSR на Igora Drive

Квалификация мастеров

KIA можно обслужить самому или отвезти в любой гаражный сервис. Каждый мастер знает, как обслуживать такую машину. А если не знает, то загуглит. Ошибиться и промахнуться практически нереально. У стандартных гражданских машин все агрегаты находятся на «своих» стандартных местах: двигатель — в одном, масляный фильтр — во втором, сливная пробка — в третьем и т. д. Любой мастер справится.

Когда «любой» мастер видит Porsche 911, он не понимает, что с ним делать. Двигателя на привычном месте нет. Масляный фильтр, сливная пробка и все остальное тоже «не там».

По регламенту Порше обслуживают совсем не так, как КИА. Даже по времени над гоночным авто «колдуют» дольше, чем над гражданским.
Porsche 911 RSR – тачка из нашего гаража академии Raceone.pro
Масло на KIA Sorento обычный мастер со средней квалификацией поменяет за полчаса. На Porsche 911 это процесс занимает 40−50 минут у мастера, который специализируется на гоночных авто. «Вася» из сервиса потратит на это около 3 часов. Это связано с конструктивными особенностями машины. Порше собирают под спортивные нагрузки, поэтому у него больше сложных систем, которые надо облегчить, упрочнить, скомпоновать и запихнуть в машину. Например, двигатель у Порше 911 находится за задним бампером.

Обслуживание воздушного фильтра на KIA Sorento занимает 5 минут. На Porsche 911 даже подготовленный мастер тратит на этот процесс пару часов. Предварительно приходится снять задний спойлер, бампер и фонари.
На Porsche 911 даже подготовленный мастер тратит назамену воздушного фильтра двигателя пару часов. Предварительно приходится снять задний спойлер, бампер и фонари.

Качество запчастей

Поменять деталь на гражданском авто — не проблема. Даже сейчас, когда оригиналы нужно долго ждать, пока они доедут обходными путями. У подвесок, тормозных механизмов, двигателей, коробок и мелких запчастей обычных авто есть аналоги. Попадаются даже аналоги хорошего качества, которые не уступают оригиналу, но дешевле и есть в наличии.

Например, на КИА оригинальные колодки и масляный фильтр можно найти за 5 тысяч рублей. «Такие себе» китайские — за 2 тысячи, а качественные корейские — за 3−3,5 тысячи. Автовладельцы, как правило, останавливаются на оптимальном варианте по цене и качеству.

Со спорткарами и суперкарами такой подход не «прокатит». Аналогов деталей не существует. Можно найти очень «левые» и очень плохие, но это издевательство над машиной. Когда нужно поменять масляный фильтр или колодки, приходится заказывать оригинал у производителя и ждать. А потом выложить приличную сумму денег. Например, масляный фильтр на Porsche GT3 RS стоит от 15 тысяч рублей, и найти его в наличии в Москве — это чудо.

Некоторые расходники на спортивные автомобили стоят почти как на гражданские. Но это скорее исключение из правил. Запчасти для дорогих технически совершенных авто — дорогие. Это нужно просто принять.
Максимальная скорость Porsche 911 RSR — 315 км/ч

Интервалы обслуживания

Гражданские авто не требуют частого обслуживания. По регламенту положено менять масло каждые 10 тысяч километров. Если на KIA Sorento пропустить этот момент и поменять его через 15 тысяч, с ней ничего критичного не случится.

На Porsche 911 масло меняют раз в 2−3 тысячи километров. Теплонагруженный двигатель с оппозитным расположением, четырьмя фазовращателями, двумя турбинами, сложной вакуумной системой и еще кучей всяких сложных «наворотов» не простит, если вы забудете поменять масло.

Ответственность

Невнимательность и пофигизм по отношению к спортивному авто выливаются в большие деньги. Если на KIA Sorento плохо закрутить пробку после замены масла, то вы «попадете» на 300 тысяч рублей за новый мотор. На Porsche 911 такая же невнимательность обойдется в минимум 2,5−3 миллиона за б/у-шный мотор и 10 миллионов — за новый. Масло зальет трек, а мотор «отрыгнет».
Контрактный двигатель на Porsche 911 стоит минимум 2,5−3 миллиона за б/у-шный мотор и 10 миллионов новый.
Плохо прикрученное колесо у KIA Sorento начнет стираться и однажды отвалится. Это обернется расстройством владельца и минимальными кузовными последствиями, если он не успел затормозить. Если на Porsche 911 из-за незакрученного рычага в 1-м или 6-м повороте Moscow Raceway отвалится колесо, машину можно списать целиком. Вина за это полностью ложится на нерадивого мастера, который неправильно прикрутил или затянул болты. Не знал, что они одноразовые и не читал инструкцию.
Разгон в 3,6 секунды до сотни
Разгон в 3,6 секунды до сотни

Сколько стоят расходники и как часто нужно их менять?

что для гоночного авто расходник, на гражданском простоит вечно
Условно разделим автомобили на гражданские, спортивные и гоночные. Некоторые запчасти, которые «летят» на спортивных и гоночных авто несколько раз в год, на гражданских служат вечно.

На гражанской машине годами без замены работают рычаги, тяги схождения, тормозные диски, суппорта, топливный и вакуумный насосы, выхлопная система. Их меняют только в случае сильного износа или «травмы». На гоночных авто все это относится к разряду расходников.
Porsche Sport Сhalenge
Выхлопную систему на спортивной машине меняют раз в 10 тысяч километров, как масло на гражданском. Вакуумный и топливный насос — раз в 5 тысяч километров или раз в сезон. Тормозных дисков и колодок хватает в лучшем случае на 2−3 месяца. Рычаги подвески, тяги схождения — раз в 5 тысяч километров или отслеживают по люфту колес. Амортизаторы раз в сезон отправляют на ребилд. Их снимают, перебирают и ставят обратно в состоянии новых.

Например, на Porsche Cayman GT4 ClubSport тяги схождения меняют «как семечки». Из нового состояния они очень быстро изнашиваются до появления люфтов в шарнирных соединениях. В рычагах поперечной подвески с шарнирными соединениями на концах тоже быстро появляется люфт.
Тормоза Ferrari стоять чуть дороже, чем на Спортажа или Рио

Посчитаем годовое обслуживание авто в цифрах

Гражданский автомобиль

Масло: замена 1 раз в год или после пробега в 10−15 тысяч километров. Так рекомендуют дилеры.
Тормозные колодки: раз в 2 года все колодки в круг, один раз в год — на одной оси.
Воздушный салонный фильтр: один раз в год.

Все это обязательно и актуально при эксплуатации в городе и небольших километражах. Если вы ездите часто и далеко, частоту обслуживания можно удвоить..
Полное обслуживание исправной гражданской машины выходит в 25−30 тысяч рублей.

Porsche 911 RSR — спортивный автомобиль

Масло: 4 раза в сезон (с апреля по октябрь) или при пробеге 2−2,5 тысячи километров.
Воздушный и масляный фильтры: 4 раза в сезон. Вместе с маслом 60−70 тысяч рублей — на каждую замену.
Тормозные колодки: 4 раза в сезон в круг. Комплект на 2 оси — 160 тысяч рублей.
Тормозные диски: 2 раза в сезон, если автомобиль стартует в сезоне на новых. Комплект дисков в круг — 400 тысяч рублей.
Шины: 8−9 комплектов в год. Один комплект — 200 тысяч рублей.
4 рычага подвески, тяги схождения, амортизаторы: 1 раз в год — 400 тысяч рублей.

Итого: около 24 миллионов рублей.

Но добавим сюда топливо. Средний расход на треке — примерно 21 литр на заезд или 84 литра на 100 км.

Плюс всякая мелочь вроде блоков, пистонов и лампочек на 100 тысяч рублей в год и работа мастера. Команда Raceone.pro самостоятельно обслуживает свои машины, поэтому работу не считаем.
Обслуживание спортивного авто в год обходится в сумму около 24 миллионов рублей.

Porsche ClubSport — гоночный автомобиль

Масло, воздушный и масляный фильтр: 4 раза в сезон, 60−70 тысяч рублей.
Тормозные диски: 2 раза в сезон. Комплект — 800 тысяч рублей.
Тормозные колодки: 4 раза в сезон в круг. Комплект на 2 оси — 300 тысяч рублей.
Подвеска: 3 раза в сезон, 400 тысяч рублей за каждый раз.
Коробка передач: один раз в сезон или через каждые 10 тысяч км. Это слабое место машины. 2−2,5 миллиона рублей.
Шины: 35−40 комплектов в год. Один комплект от 200 до 500 тысяч рублей. Слики живут 300 км, а студенты укатывают их за 250 км, то есть можно брать с запасом. Итого, 10 миллионов за сезон.

Плюс топливо. Расход у Порше КлабСпорт 100 литров на 100 км.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Ребилд авто с заменой радиаторов, свечей, ремней и т. д. проводят раз в сезон. Машину полностью разбирают, перебирают, меняют запчасти и собирают все обратно. Это примерно 3−4 миллиона рублей.

Для Porsche ClubSport есть мануал на 800 страниц, где прописана вся техническая информация по авто. Ее нет в открытом доступе — владелец машины регистрируется на сайте по VIN-коду. Несколько страниц в мануале посвящено тому, какие запчасти и с каким интервалом менять.

Итоговая стоимость обслуживания Porsche ClubSport — это стоимость обслуживания Porsche 911 RSR, умноженная на 5. Около 100 миллионов рублей.

Трек-дни: подготовка до, во время и после

что проверяем и чиним, на что обращаем внимание

До трек-дня

Визуальный осмотр
Перед трек-днем машину полностью осматривают визуально: сверху, снизу, сбоку, внутри и снаружи. Ищем любые неисправности и отклонения от нормы. Смотрим на износ расходников, состояние рычагов подвески и тормозной системы. Обращаем внимание на люфты, оцениваем диски и резину.

Осматриваем кузов на предмет чистоты и «свежих» сколов. Оцениваем чистоту в салоне, новые потертости, возможные неисправности. Проверяем электрику, все механизмы и агрегаты. Они должны исправно работать. Элементарной диагностикой ищем любые ошибки.

Чистка, уборка
Перед трек-днем мы также чистим моем и убираем авто изнутри и снаружи — приводим его к состоянию нового технически и визуально. Нам важно, чтобы клиент садился в чистую, комфортную и полностью исправную машину. Это элементарная забота.

Проверяем безопасность
Проверяем работоспособность ремней безопасности, ковшей и всех систем, которые спасают во время аварии. Безопасность очень важна.
Авто из нашего гаража Raceoce.pro
Автомобиль должен выйти на старт в идеальном техническом состоянии. Для этого машину необходимо проверить по всем параметрам и найти возможные отклонения от идеала.

Мы проверяем машины без эндоскопа и дополнительных примочек, иначе у нас не хватит времени на весь гараж. 3−4 человека осматривают и проводят диагностику всех машин перед трек-днем.

Визуальной осмотр каждого авто занимает около часа. Если старт в 10 утра, то 3−4 человека находятся на треке с 6. Осматривают и готовят машину к заезду. Перед этим у нас уходит 2 дня на мойку, уборку и замену расходников. В нашем гараже 15 машин. Помыть, пропылесосить и подготовить их все — это целый день с раннего утра и до позднего вечера.
AUDI R8 – тачка из конюшни Raceonepro c разгоном в 4 секунды до сотни
Мы можем позволить себе не «вгрызаться» в каждую машину слишком дотошно, потому что знаем интервалы обслуживания каждого авто. Следим, какие запчасти и расходники «подходят к концу» и меняем их чуть заранее. Видим, если есть какие-то отклонения от нормы, и машина требует вмешательства или замены запчастей. Мы делаем это до трек-дня. Поменять развалившуюся колодку между заездами сложнее, чем сделать это без спешки за пару дней до старта. Совсем избежать поломок во время трек-дней невозможно — повышенная нагрузка на силовые элементы и расходники во время заездов иногда приводит к неприятным «сюрпризам».
Багажное пространство BMW M3

Во время трек-дня

Проверяем давление в колесах.
Во время заездов по треке колеса нагреваются. Давление в них повышается, а сцепные качества снижаются. Машиной сложнее управлять. Поэтому мы периодически снижаем давление. В течение заездов проверяем его несколько раз и снова стравливаем, если нужно. За время остановки колесо успевает остыть, и автомобиль едет дальше. За несколько итераций получается примерно попасть в диапазон рабочего давления — «идеального» давления в нагретых колесах, когда машина лучше всего управляется.

Проверяем тормозные механизмы.
Вычищаем из тормозных колодок фрикционную пыль, которая образуется в процессе трения, может попасть с вентиляционное отверстие и забить его. Без вентиляции диск хуже охдаждается. Тормозные механизмы перегреваются и быстрее изнашиваются. Машина с перегретыми тормозами может приехать в стену. В наших автомобилях высокотемпературная тормозная жидкость, но мы все равно бдим.
На Порше 911 восемь радиаторов: два — наддувочного воздуха, два — кондиционера, 3 — антифриза и один коробки.
Протираем стекла и органы управления.
На высокой скорости в стекла прилетают «червяки» от резины и настоящие насекомые. Их размазанные трупы мешают обзору. Органы управления протираем, потому что гонки — это не езда в городе. Пилот устает и потеет.

Проливаем водой радиаторы.
Автомобиль на треке работает в условиях высокой температурной нагрузки. Газ в пол и тормоз в пол резко и часто чередуются. От этого температура масла и антифриза повышаются. У спортивных автомобилей развитая система охлаждения, но лучше ей помочь.

Например, на Порше 911 восемь радиаторов: два — наддувочного воздуха, два — кондиционера, 3 — антифриза и один коробки. Они понижают температурную нагрузку, но пролив водой дополнительно снижает температуру радиаторов и охлаждающей жидкости, которая через них проходит.
Всегда готовая к гонкам 911 RSR
Протягиваем колеса
Колеса могут разбалтываться и откручиваться из-за вибрации на треке. Чаще это происходит на гражданских авто. Когда клиент приехал на своей машине, откатался трек-день и уехал, а потом по дороге домой у него отлетело колесо. От этой проблемы страдают горячие хэтчбеки типа Рено Меган. За 3−4 круга у них разбалтываются колеса — такая конструктивная особенность.

На наших автомобилях такое не случается, но мы «прощелкиваем» колеса динамометрическим ключом, как положено по регламенту. «Прощелкивать» — значит «протягивать», но слово закрепилось из-за звука динамоментрического ключа. Он щелкает.

Мы выставляем определенный момент затяжки и протягиваем все колеса перед заездами и несколько раз в течение трек-дня. Иногда вместе с этим меняем шины между трек-сессиями.
BMW M3 SMG и Porsche 911 Carrera 4S

После трек-дня

Визуальный осмотр
После того, как машины откатали, бегло осматриваем их на наличие неисправностей. Смотрим, чтобы ничего не отлетело и не валялось на треке. Ищем в кабине забытые вещи клиентов и инструкторов. Проверяем, нет ли на колесах дырок, порезов и шишек или трещин в тормозных дисках. Хватает беглого осмотра, более детальный проводим перед следующими трек-днями.

Если находим серьезную поломку, например, «полетела» коробка, отправляем машину в сервис в Москву. На треке нет подъемника, а некоторые работы почти невозможно сделать без него. Вызываем эвакуатор и, пока ждем его, готовим машину к отправке в Москву. Обычно это происходит в тот же день или на следующий.

Некоторые поломки мы чиним самостоятельно на треке. Если повреждение появляется не после трек-дня, а во время, у нас не всегда есть время чинить. Тогда машина ждет отправки в сервис. Иногда специалисты приезжают к нам сами. Мы знаем мастеров по электрике и электронике, которые разбираются в специфике гоночных авто и могут выехать на трек.
Обслуживание спортивного автомобиля — недешевое развлечение. Если вы не готовы на такие вложения в собственный спорткар и пока боитесь прокатиться на спортивных автомобилях из нашего гаража, начните с трек-дней на своем авто. Для вас — чек-лист с обязательным пунктами, как подготовить свой автомобиль к треку.

Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Больше полезных материалов
    Made on
    Tilda