Разгон и торможение

Разгон, Скольжение, торможение, виды торможения на треке, торможение «газом», точка торможения и переключение передач
Разгон на старте
Главная задача разгона — ускорить автомобиль максимально быстро и не потерять сцепление. При разгоне с места мощная машина будет буксовать. Вы должны не позволить колесам проскользнуть. Во многих современных тачках есть функция Launch control. Она все делает за вас, даже когда вы едете на гоночном автомобиле. Если регламент разрешает использовать эту функцию, можете расслабиться. Машина стартанет и на мокром, и на сухом покрытии.

На автомобиле без функции Launch control придется работать самим. На механике или секвентальной коробке добавляется сцепление — станет еще немного сложнее. Наберите нужное число оборотов и быстро отпустите педаль сцепления или рычаг сцепления, если он есть. Важно поймать момент, когда машина начнет ехать, и не утопить сразу же газ в пол. Иначе получите пробуксовку колес. Может получиться зрелищный burn out с кучей дыма. Машина будет стоять на месте и пускать клубы дыма из-под колес. Это зрелищно, но бесполезно.

Ваша задача, как пилота, руководствоваться своими ощущениями и визуальным восприятием. Вестибулярный аппарат подскажет, что автомобиль ускоряется. Опытный пилот даже в пелотоне слышит работу своей машины: покрышек, коробки, дифференциала и т. д. Пробуксовку пилот тоже слышит. В этом случае надо немного убрать тягу, вернуть сцепление на ведущие колеса и снова начать ускоряться. Не рвите с места — держите себя в руках и нажимайте на газ плавно, чтобы не буксовать.
Разгон при выходе из поворота
На выходе из поворота работает та же схема. Машину надо ускорить так, чтобы она не поскользнулась и не ушла с идеальной траектории.
«Поскользнуться» — это уйти в неожиданное скольжение. Пилот может отправить машину в скольжение специально. Но если вы поскользнулись случайно, не планируя этого, значит, допустили ошибку.

Чтобы не скользить, вы должны плавно открывать газ и выпускать автомобиль наружу. Если газ открыт полностью, быстрее возвращайте руль в прямое положение и стабилизируйте машину. Как только она заняла стабильное положение, на сухом покрытии получится идеальный быстрый разгон. Если вы выходите из поворота, где не получится нажать газ в пол, делайте это последовательно. Чем прямее руль, тем больше можно открыть газ. Заметили скольжение — прикройте газ, чтобы машина зацепилась. Замедлитесь слишком сильно — потеряете время и скорость. Не замедлитесь совсем и продолжите скользить — тоже потеряете. При выходе на прямую у вас не будет рассчитываемой скорости в зоне торможения, и соперники сзади обязательно воспользуются заминкой для атаки. Разницы в 3−4 км/ч хватит, чтобы вас обойти. Поэтому важно подмечать реакцию автомобиля на ваши решения.
Возьмем шкалу, где 0% - это закрытый газ, а 100% - тапок в пол и газ на полную. Когда вы выходите из поворота, начинайте давить на газ постепенно, не рывком и не тычком. Положите стопу на педаль газа и плавно ее утапливайте. Плавно — не равно медленно. Вы можете делать все быстро, но не резко. Доведите газ до 30−40−50% и наблюдайте. Если машина поскользнулась, задержитесь на 50%. Если нет, нажимайте педаль дальше до 100%. Работать педалью газа нужно по ситуации. Машины с разной подвеской и мощностью в одних и тех же условиях ведут себя по-разному.

Перестроиться с одной тачки на другую несложно. Главное — следить за оборотами. Реакция машины будет отличаться при разном нажатии на газ. Если нажать газ в пол на 1,5 тыс. оборотов, реакция будет так себе. А на 3−4 тыс. вы получите стабильное ускорение на прямой. На выходе из поворота на таких оборотах при нажатии педали газа в пол вы получите дестабилизацию. Начнется занос, придется педаль отпустить. Поэтому нажимать на газ нужно плавно и последовательно на нужной передаче и нужных оборотах.

Когда вы едете связку быстрых поворотов, у вас высокая передача, много скорости и высокие обороты. Можно работать чуть более грубо, чем в медленных поворотах с большим углом поворота руля. На скорости вам помогает инерция, и машина едет почти прямо. На низких передачах и небольшой скорости нужно быть аккуратнее. Все это работает на сухом покрытии. В дождь «осторожничать» придется и в скоростной связке.
Когда переключать передачу?
Вы начинаете ускорение по прямой или выход из поворота. Нажимаете газ в пол, держите его в таком положении и переключаете передачи, не отпуская газ. В современных коробках на спортивных тачках так можно делать. Но правильный момент переключения двигателя нужно помнить. Он заложен в характеристики двигателя и наступает в момент падения мощности. Допустим, мотор может крутить до 9 тыс. оборотов, а мощность падает на 8 тыс. Значит, переключать надо на 8. Профессиональный пилот этот момент слышит и знает, когда переключиться, не глядя на тахометр.

В спортивных автомобилях есть подсказка пилоту, чтобы не он не пропустил момент переключения. На приборной панели устанавливают блинкеры. Это лампочки, которые загораются красным цветом, когда пора переключать передачу. У навороченных блинкеров — 3 цвета: зеленый — «подготовься», желтый — «пора», красный — «переключайся». Они загораются с небольшим интервалом, и вы успеете принять решение. Если в этот момент вы едете в повороте и не можете переключиться прямо сейчас, у вас есть время обдумать.

Блинкеры ставят даже в стандарте. Они есть у БМВ М-серии, Ауди RS, Порше GT. Если блинкеров нет, можно их «прикрутить» или заменить панель на гоночную, где есть вся нужная пилоту информация.

Профессиональные пилоты всегда переключают передачи в ручном режиме — лепестками. Если они не работают или их нет, то рычагом. Если ездить в автоматическом режиме на треке, это даст дополнительный элемент контроля автомобиля. Ранее это считалось только уделом начинающих, но сейчас, когда электроника гоночных машин вышла на запредельный уровень — есть профессиональные гонщики, кто выступают на соревнованиях целиком и полностью в режиме «автомат».
Скольжение
Скольжение — это потеря сцепления задней оси или всех 4х колес. То есть избыточная поворачиваемость или занос. Когда сцепление теряет передняя ось, получается снос или недостаточная поворачиваемость.

Скольжение — прерогатива дрифта. Когда вы едете по кольцу не в дрифте, но достаточно быстро и уверенно, на входе в поворот скольжение может быть полезным, но с минимальными углами. Вы поскальзываетесь, чтобы развернуть машину в апекс. Этот способ поможет выиграть пару секунд, но расход резины будет больше. Вы должны понимать, сколько кругов нужно проехать, гонка это или тренировка, насколько она длинная, и можно ли поменять шины. Пилоты даже в классе GT и на Ле-Мановских прототипах иногда позволяют себе немного проскользить, но этого почти не заметно. Глубокие скольжения на кольце не имеют смысла — в итоге вы теряете скорость и время круга. В этот момент вас могут обогнать соперники.

Если вы поскользнулись случайно, значит, ошиблись. Рано перешли на газ при выходе из поворота. Ошибку можно отработать рулем или газом. Скольжение при входе в поворот — это ошибка при работе с тормозом, вы его передержали.
Торможение
Цель торможения — максимально эффективно замедлить автомобиль. Для этого нужно убедиться, что машина находится в стабильном положении, то есть едет по прямой. В момент торможения вес автомобиля переносится на переднюю ось. Когда машина едет прямо, в момент торможения она опирается одинаково на 2 передних колеса. Корректировки рулем переносят вес автомобиля с колеса на колесо, и он раскачивается. Эффективного торможения не получится. Любое неправильное движение рулем при торможении приведет к тому, что машину развернет.

Тормозят не для того, что остановить автомобиль, а чтобы подготовить его ко входу в поворот. Вместо термина «торможение» грамотнее говорить «замедление». Оно бывает жесткое, среднее и мягкое. Жесткое — это замедление на грани, когда колеса вот-вот пойдут в срыв. Среднее замедление бывает в длинных поворотах. Здесь задача не замедлиться, а прижать переднюю ось. Мягкое замедление возможно только тормозом. Оно нужно, чтобы прижать машину на входе в поворот.
Виды торможения на треке

Плановое торможение

Вы визуально оцениваете дистанцию до входа в поворот и свою скорость. Выбираете точку торможения. Убеждайтесь, что впереди никого нет, или соперник находится далеко, подъезжаете к точке и замедляете машину. Тормозить нужно, только когда машина двигается по прямой. При плановом торможении все проходит в «штатном режиме». Вы выбираете нужные точки, плавно работаете органами управления и знаете, что вас ждет.

Внеплановое торможение

Вы начинаете тормозить экстренно, когда на треке что-то происходит. Например, автомобиль впереди развернуло. Ваша задача — погасить скорость и держать машину прямо, чтобы не отправиться вслед за развернувшейся тачкой. Нажатие на педаль тормоза при внеплановом торможении будет резче — вы не собирались тормозить, но пришлось. Может возникнуть нестабильное поведение автомобиля, и колеса заблокируются. Если расстояние до препятствия впереди позволяет, отпускайте педаль тормоза и начинайте его объезжать. Если нет, педаль тормоза останется зажатой, и вы можете вылететь с трассы.

В современных тачках есть куча электронных помощников, ABS, курсовая устойчивость и др. В этом случае вы можете отделаться легким испугом, если будете тормозить и одновременно объезжать препятствие. При полностью нажатой педали газа сработает антиблокировочная система, которая не дает колесам заблокироваться. Тормозной путь увеличится, но машина сохранит управляемость. Не обольщайтесь, что она будет идеальной. Машина будет поворачивать, но управляемость ухудшится, и вы можете не попасть в поворот. За этим надо следить.

Радикальный вариант

Торможение в гравий — тоже торможение. Если въехать в гравийную ловушку по прямой, вы особо не замедлитесь. Гравий лежит волнами, и машина начнет скакать и подпрыгивать на таком покрытии. Если влететь в гравий боком, то остановитесь сразу. Правда, закопаетесь по «самое не хочу».
Торможение «газом»
Торможение газом или подсброс газа в автошколах называют торможением двигателем. Если на мощных тачках убрать газ и понизить передачу, получится эффект торможения — загрузится передняя ось. Вам именно это и нужно.

Когда вы едете по прямой с полностью открытым газом, машина максимально ускоряется, а ее вес находится на задней оси. Ось прижата. Если вы бросаете газ и убираете тягу, задние пружины разжимаются и толкают часть кузова вверх. В этот момент вес с задней оси импульсом переносится на переднюю. Нужного результата вы достигли. В поворот можно ехать с подсбросом газа, без тормоза. При сбросе газа можно даже не переключать передачу. Главное — очень быстро реагировать: сбросили газ — сразу повернули. Иначе машина уйдет в нейтральное положение, и вы не поймаете момент импульса.

На треке чаще используют прижатие автомобиля тормозом. Не каждый поворот можно проехать с подсбросом газа. Использовать «торможение газом» можно в пологих поворотах типа шикан, куда не влетаешь на большом ходу. В этом случае можно немного приотпускать газ. Если вообще не использовать тормоз и ехать все повороты с подсбросом газа, придется ехать медленно весь круг. Быстро подъехать к повороту не получится.
Точка торможения и переключение передач
Замедление автомобиля перед поворотом начинается в точке торможения. Она определяется визуально. Вы выбираете ее, исходя из скорости и расстояния до поворота. Если вы едете по треку первый раз и ничего о нем не знаете, то тормозить нужно с запасом. В тот момент, когда точно комфортно войдете в поворот. С каждым следующим кругом вы будете понимать, что притормозили слишком рано, и точка торможения будет отодвигаться вперед. Вы будете двигать ее до того момента, пока не поймете, что стало некомфортно. Это значит, что вы ее нашли. Последние «итерации» будете выверять по сантиметрам.

Идеально, если более опытный пилот или кто-то, кто уже ездил на этом треке, провезет вас и покажет точки входа, выхода и торможения. Иначе придется искать самостоятельно. Профессиональный пилот примерно понимает, как замедляется машина, и какое расстояние осталось до поворота. Он приблизительно находит точку, глядя на поворот, но первый раз тормозит всегда с запасом.

Вы подъезжаете к точке торможения, которую наметили, и начинаете тормозить. Если тормозите с высокой скорости с прямой, то сначала замедляете машину. Едете на высоких оборотах на 5-й или 6-й передаче. Ее нужно сразу скинуть. Иначе слишком много момента от мотора уйдет на коробку и колеса. Ведущие колеса начнут проскальзывать, и скорость движения колес окажется меньше скорости движения автомобиля. Машина потеряет сцепление, и ее занесет.
Перед переключением надо выдержать паузу и не переключаться в красной зоне (от 7 тыс. оборотов). 4−5 тыс. оборотов — идеальный момент по балансу автомобиля во время торможения, чтобы потом его ускорить. Нельзя тормозить и сразу же переключать передачу. Например, вы подходите к пологому повороту (110 градусов) на 4-й передаче, нажимаете на тормоз и переключаете передачу. 1−2 секунды до переключения вы еще едете.

Главное при торможении — не начать переключать передачу в красной зоне. Можно получить нестабильную машину и потерять сцепление. Сначала вы отпускаете газ и переносите ногу на педаль тормоза. В процессе нажатия на педаль тормоза скидываете передачу. Торможение не вовремя убивает машину.

Работать с лепестками в ручном режиме при разгоне (на повышение) — легко. Переключаться вниз гораздо сложнее. Важно все делать вовремя и попасть в нужную передачу, пока машина едет прямо или на начальной фазе входа в поворот. Вы получите стабильную машину. Сухое покрытие может простить мелкие ошибки, а мокрое — нет. При неправильном переключении и торможении точно поскользнетесь.
Подготовка к повороту
Когда вы готовитесь к повороту, в первую очередь намечаете точку торможения. Здесь очень важна работа взглядом. Если вы оказались на треке впервые, точка будет чуть раньше «идеальной». Когда вы выбираете нужное место глазами, обращайте внимание на скорость автомобиля, расстояние до поворота, его крутизну и ширину, открытый или закрытый поворот.

Пример. Есть широкий поворот под 90 градусов. Вы подходите к нему на большой скорости с прямой. Постепенно «привязываетесь» визуально к какой-то точке, чтобы определить расстояние. Этот ориентир может быть чем угодно: какой-то конструкцией на треке, меткой на дорожном полотне, началом поребрика или даже участком газона. Важно, чтобы вы его запомнили и «привязались» взглядом. Ориентируясь на эту «шпаргалку», вы понимаете расстояние и выбираете точку торможения с запасом на ошибку. В следующие заезды вы будете ее сдвигать.

Вы отъездили 10 кругов и выбрали почти идеальную точку торможения — 100. Подъезжаете к ней и прямо около нее очень быстро отпускаете педаль газа и начинаете сильно и плотно давить на тормоз. Автомобиль должен находиться с противоположной стороны от входа в поворот и от апекса. Машина едет прямо в стабильном положении.
В первой фазе торможения вы держите автомобиль прямо, а взгляд направлен в апекс. Как только вы увидели апекс, сразу начинайте направлять машину в него. Когда вы видите, что положение кузова соответствует направлению движения, можно отпустить тормоз. Дальше нажатие на газ будет зависеть от поворота. Где-то можно сразу перейти на газ, а в каких-то поворотах можно отпустить тормоз и проехать накатом, почти не придерживая газ.

После касания апекса вы начинаете ускорять автомобиль и переводите взгляд на следующую точку — точку выхода из поворота. В связке поворотов при выходе из одного вы начинаете смотреть в точку торможения перед следующим поворотом. В связках иногда можно не пользоваться тормозом и просто отпускать педаль газа. Тогда вы загружаете переднюю ось и поворачиваете.
Все эти точки определяются по ощущениям. Если профессиональный пилот откатал на незнакомом автодроме 1 день и 5−6 сессий, он уже знает все точки. Чем больше вы катаетесь по трассе, тем четче тормозите и больше скорости заносите в поворот.

Главное в поворотах — опыт, умение работать взглядом и органами управления. Но еще важнее — делать все это одновременно в связке. Тогда вы сможете без подсказок на любом треке определить все точки. Но сначала все равно будете закладывать расстояние на ошибку и тормозить чуть заранее.

Точку торможения нужно корректировать, если что-то в автомобиле пошло не так. Например, перегрелись шины. Вы допустили ошибку в прошлом повороте, поскользнулись, давление в покрышках поднялось, и они нагрелись. Вы должны это понять и затормозить раньше. Машине на перегретой резине будет сложнее замедляться. На перегретых после борьбы тормозах тоже придется тормозить раньше идеальной точки. В дождь на мокром покрытии машина меняет поведение, и точку торможения нужно сместить.
Прокат поворота
Когда вы оставляете в повороте скорость с небольшим избытком, машина движется по дуге и замедляется по инерции. Это и называется прокатом. В этот момент вы едете на руках. То есть используете только рулевое колесо, а педали газа и тормоза отпускаете. При прокате надо очень внимательно следить за траекторией. Вы выбираете траекторию, оставляете нужную скорость и прокатываете поворот.

Профессиональные пилоты в гонках не пускают машину в прокат, а всегда немного нажимают на газ. Если газа слишком много, они его отпускают и нажимают снова. Задача гонщика — проехать максимально быстро, обогнать соперников и выиграть гонку. Прокат «съедает» скорость. Поэтому такой способ прохождения поворота больше подходит начинающим гонщикам.

Многие новички не могут сразу правильно перейти в газ после торможения. Они делают это грубо и вызывают продольную раскачку машины. Из-за перебора газа передняя ось сильно разгружается, и машина уходит с траектории. Для них прокат — спасение.
Выход из поворота
Выход из поворота — это ускорение автомобиля. Здесь важна скорость и стабильность. Начинать ускорение можно, когда вы визуально зафиксировали, что машина находится у апекса, и передняя часть кузова начинает смотреть ближе к выходу из поворота, но не на внешнюю часть поворота, а на прямую. Самое время перейти на педаль газа. Дальше нужно подключать все органы чувств. Слушайте обороты двигателя и покрышки. Чувствуйте, что происходит с кузовом и колесами.

Важно выйти из поворота стабильно. Машина не должна скользить, если вы выходите из медленного поворота, и скорости нет. При выходе из скоростного поворота, когда у вас много инерции, можно дать автомобилю немного поскользнуться. Но лучше этого не делать — скольжение убивает покрышки. А стабильность — превыше всего.

Вы намечаете точку, к которой стремитесь и переключаете передачу. Не всегда это происходит на прямом автомобиле при ускорении на выходе. На практике получается ускоряться, когда руль повернут на 20−30 градусов. Чем быстрее коробка, тем незаметнее пройдет переключение. На механике и роботе при нажатии тормоза и сцепления для переключения вес уходит на передние колеса, и машина «клюнет носом». Нужно немного уменьшить угол поворота руля. С повернутым рулем машина поедет внутрь поворота, а вам нужно наружу.
Загрузка осей и распределение веса на треке
Поворот состоит из точки входа, апекса и точки выхода. Чтобы повернуть, вам нужно максимально прижать передние колеса. Это происходит сбросом газа или педалью тормоза.

В точке входа передняя ось максимально загружена почти до самого апекса. Есть небольшое расстояние от точки входа в поворот до апекса, которое можно проехать прокатом. Но в этом нет смысла. Профессиональный пилот либо отпускает тормоз к апексу, либо переходит на газ. От апекса вы начинаете ускорять автомобиль. Педаль газа загружает заднюю ось.

На выходе из поворота машина начинает поворачивать педалью газа. То есть вы ускоряете автомобиль и переносите его вес назад, под действием центробежной силы его начинает немного вращать по инерции. Кузов доворачивается без участия руля. В этот момент вы распускаете руль и ставите колеса прямо. Машина едет влево или вправо в зависимости от поворота. Получается, что на выходе вы управляете автомобилем педалью газа. А рулем только немного направляете его по нужной траектории.
Ошибки управления
Начинающие гонщики не понимают, как управлять автомобилем педалями. Они входят в поворот и проезжают апекс. Отсюда нужно ускоряться и спрямлять траекторию. Новичок продолжает ехать на повернутом руле и ждет, когда кузов встанет прямо. Поворот кузова ассоциируется только с рулем, а машина поворачивает еще газом и тормозом.

Например, вы повернули руль на 20 градусов, и машина едет с каким-то радиусом поворота. Вы нажимаете на газ, передние колеса прижимаются, и машина начинает лучше ехать внутрь. Радиус уменьшается. При этом положение руля вы не меняли и повернули машину тормозом. Если ехать так же при повороте руля на 20 градусов и нажать на газ, то вы поедете наружу. Газ поворачивает машину наружу и увеличивает радиус.
Визуальный контакт, разгон, торможение и прочее
Без работы глазами на треке делать нечего. Очень важно всегда соблюдать прямую линию «грудь — глаза — направление движения автомобиля». То есть «куда смотришь — туда едешь».

Тренировать концентрацию и фокусировку на объекте можно вне трека и даже вне автомобиля. Выберите любой объект дома или на улице и смотрите на него 5 минут, не отрывая взгляд. Потом так же смотрите на другой объект. Меняйте расстояние и величину предметов. Вы тренируете концентрацию и внимание, учитесь определять расстояние до объектов. Потом на треке к этому приложится ощущение скорости.
Работать взглядом на треке очень важно. Он должен опережать автомобиль. Ощущение скорости через лобовое стекло и через боковое очень отличается. Поэтому важно научиться ощущать скорость и правильно выбирать впереди нужные точки: торможения, входа в поворот, апекс и т. д.

Периферийное зрение нельзя списывать со счетов. Оно как раз помогает ощущать скорость. Краем глаза вы видите поребрики, людей и движущиеся сзади объекты. Периферийное зрение развивается с опытом, и тогда вы сможете по зеркалам определять любое смещение позади вас и понимать, что задумал соперник. У вас будет больше времени на реакцию.
~
вы за рулем спорткара вваливаете на треке, а инструктор на месте пассажира делится навыками, которые вы сразу закрепляете на практике
запишитесь в гоночную Академию RACEONE.PRO и победите в своей первой гонке
Made on
Tilda