Упражнения, чтобы ездить безопасно

Безопасное управление машиной — это ощущение автомобиля в пространстве и понимание баланса. Умение заранее прогнозировать ситуацию и понимать, что произойдет на дороге в следующий момент. Навыки безопасного вождения позволяют не допустить занос и нестабильное поведение машины, чтобы потом не выбираться из него методами, которые мы разобрали в прошлых уроках.


На дороге сложно предсказать ситуацию. Дороги общественного пользования — это пыль, неровности, лужи, пешеходы, которые бросаются под колеса, остальные участники дорожного движения и встречный поток. И вам все равно нужно примерно прогнозировать, что может произойти.


Безопасному управлению машиной не учат в автошколах. Они выпускают человека, который научился более менее оперировать органами управления автомобиля, имеет представление о габаритах и что-то знает о ПДД. Система образования в автошколах не заточена под обучение водителя правильному управлению автомобилем. Человек должен получить права и все.

Для безопасного управления нужно полноценно понимать, что происходит с автомобилем. Стать экспертом в вопросе управления машиной можно только с помощью регулярных тренировок. Понимание, как автомобиль движется, как перемещается его масса, ощущение баланса и умение оперировать органами управления приходят с опытом.


Контраварийное вождение — это контакт водителя с машиной. Подготовка дает полное представление о том, как ведет себя машина, причем, в теории и на практике. После курса вы точно будете знать, как поведет себя автомобиль, когда нажимаете на газ или тормоз, что произойдет в повороте. Для этого мы собрали более сложные упражнения, которые научат вас быть единым целым с машиной.

Элемент 1. «Скоростная змейка»

Что это за элемент, зачем он нужен?

Скоростная змейка — базовый элемент контраварийного вождения. Мы уже касались его вскользь, когда говорили о габаритах машины. Теперь оставноимся на нем подробнее.


Змейка на скорости дает понимание загрузки автомобиля по осям. При выходе на змейку мы начинаем ускоряться, в повороте отпускаем газ и загружаем переднюю ось. Потом поворачиваем руль, чтобы объехать конус. Вновь ускоряемся и загружаем заднюю ось. Змейка дает базовое понимание о загрузке передней и задней осей.


Скоростная змейка демонстрирует продольное перемещение: загрузили переднюю ось, повернули, загрузили заднюю ось, ускорились, объехали препятствие и т. д. Поперечное перемещение получается поворотом руля при объезде конусов. У вас появляется понимание, какую ось загрузить, чтобы получить тот или иной эффект.

При загрузке осей можно получить разные результаты. Самый частый пример: автомобиль движется в городе, и впереди неожиданно появляется препятствие, которое нужно объехать. Испуганный водитель отпускает педаль газа или даже нажимает на тормоз. Потом поворачивает руль, чтобы не врезаться. У испуганного водителя реакция быстрая, и оперирование органами управления резкое. В итоге получится резкое нажатие на тормоз, что приведет к резкой загрузке передней оси и резкой разгрузке задней. А резкий поворот руля слишком сильно изменит траекторию движения автомобиля. В итоге мы получим занос задней оси, и автомобиль развернет.


Змейка учит оперировать органами управления на рефлексах, максимально плавно. Чтобы эффективно выполнить упражнение, нужно замедлить автомобиль в прямом положении, погасить скорость и объехать препятствие, аккуратно повернув руль без резких движений.


Упражнение дает глобальное понимание, как автомобиль ускоряется и замедляется. Змейку можно проходить с разной скоростью — постепенно ускоряться от медленного к быстрому. Сначала нужно накатывать правильность работы с органами управления, а затем ускорять процесс.

Техника выполнения

Для выполнения змейки нужна достаточно широкая площадка, чтобы не покалечить людей и не повредить автомобиль — не меньше 600 м в длину, и в ширину — от 50 м с каждой стороны. Ошибка может привести к заносу, и понадобится достаточное пространство с обеих сторон.


Необходимо от 15 до 20 конусов на саму змейку и входные и выходные ворота. Краска для асфальта нужна, чтобы разметить места, где будут стоять конусы. Лучше нанести разметку один раз, чтобы каждый раз ничего не высчитывать. Конусы ставятся на расстоянии 17−19 шагов. По мере роста вашей экспертности не сокращайте расстояние между ними, а меняйте только скорость прохождения. В какой-то момент вы поймете, что на этой машине по змейке быстрее вы уже не проедете.


Автомобиль влияет на прохождение змейки только скоростными возможностями, привод и габариты не играют роли. Если выполнять упражнение технично и на сухом покрытии, то вес автомобиля перемещается одинаково, какой бы машина ни была. Змейку можно отрабатывать на снегу или льду, тогда будет скольжение, и разные приводы поведут себя по-разному.

Действия в змейке

Мы выходим на змейку и начинаем плавно ускоряться. Уверенно, без резких движений. К 4-му конусу набираем достаточную скорость, и объезжать их на ускорении становится проблематично. Начинаем отпускать педаль газа перед каждым поворотом руля. Мы подъезжает к конусу, отпускаем газ и этим загружаем переднюю ось. На загрузке передней оси автомобиль поворачивает до тех пор, пока его кузов не начнет смотреть в ту точку, которую мы наметили с той или иной стороны от следующего конуса. Тогда начинаем ускорять автомобиль и спрямляем его траекторию. После этого сбрасываем газ, поворачиваем, дожидаемся, пока кузов посмотрит в нужную точку, снова ускоряемся и т. д. Когда машина начинает двигаться достаточно быстро, в момент сброса газа мы добавляем педаль тормоза.


Прохождение змейки начинается со скорости 60−70 км/ч, и так выполняются первые 5−10 подходов, пока вы связываете между собой руки, ноги и глаза. Потом ускоряетесь и проходите упражнение на скорости 100−105 км/ч, а выходите из змейки на 110−120 км/ч. На змейке полезно иногда менять автомобиль, чтобы по-разному ощутить движения.


Конусы — основные ориентиры в змейке. Конус — это апекс. Чем ближе к конусам мы проходим упражнение, тем лучше мы выбрали траекторию. Сначала подъезжаем максимально близко, а отъезжая, начинаем ускоряться. Если подъехать к конусу и не начать поворачивать, то проедем мимо.

Классические ошибки

  1. Попытка ехать всю змейку в открытый газ. Это возможно до 5−6 конуса, а дальше вы перестанете попадать в повороты. Придется сбросить газ, резко повернуть руль, и машина вылетит с траектории.
  2. Неправильно выбранная скорость. Когда машина едет слишком быстро, руки, ноги и глаза не успевают за ней.
  3. Неправильно выбранная траектория. Даже грамотная работа органами управления не гарантирует правильное движение автомобиля. Важно все в комплексе.
  4. Неправильная техника руления и педалирования. Когда вы слишком быстро жмете на педали и крутите рулем, машина начинает мотаться в разные стороны. Это может происходить не быстро, но хаотично. Занос появится даже на оптимальной скорости.

Как себя контролировать?

В идеале контраварийную подготовку должен контролировать инструктор. Он видит каждое ваше движение и поправляет. Без контроля со стороны вы скорее всего ошибетесь. Если вы все же решили обучаться самостоятельно, можно контролировать себя съемкой на камеру. Это лучше, чем ничего.


Начинать упражнение нужно с малой скорости около 40−60 км/ч и акцентировать внимание на точности работы с органами управления и траекторией. Медленно ползать по площадке нужно до тех пор, пока у вас не получится четко выполнять нужные движения с закрытыми глазами. Потом скорость необходимо поднять до некомфортной, когда невозможно успевать четко рулить и педалировать, и опустить до комфортной. Это оптимальный метод повышения скорости.


Снимать заезды лучше с уровня колес. Две камеры нужно поставить на входных и выходных воротах, и две по центру. На видео будет понятно, как вы загружаете и разгружаете оси. Это должно быть практически незаметно. Вы увидите свою траекторию. Ее нужно выстраивать без лишних движений и поворотов, а крен машины должен оставаться минимальным.

Что дает змейка?

Змейка учит работать взглядом. Вы смотрите вдаль и действуете на упреждение. Совершая маневр, вы заранее выбираете несколько точек, куда нужно попасть. При выполнении упражнения важно не смотреть на препятствия и выбирать пустоты, в которые едете. Машина едет туда, куда смотрит водитель.


С ростом скорости вы начнете быстрее работать органами управления. Умение быстро, но плавно работать рулем и педалями позволяет быстрее реагировать на неожиданности. Рулевое колесо при прохождении змейки не должно стопориться в одном положении, кроме нуля, когда вы едете прямо. В поворотах необходимо постоянно работать рулем, дозированно поворачивать и плавно возвращать.

Элемент 2. «Объезд препятствий» или «Переставка»

Что это за элемент, зачем он нужен, чем отличается от змейки?

На змейке вы начинаете разгоняться в процессе маневра. На переставку выходите по прямой, уже имея достаточно высокую скорость. Здесь снова используется загрузка по осям. Мы ставим ограничивающие коридоры, и дальше возможны два варианта: просто уход в соседний ряд или объезд препятствий с возвратом в свой.


Уход — это два движения, уход с возвратом — три движения, и этот вариант напоминает классическую змейку.


Нельзя забывать, что упражнение с уходом в соседний ряд нельзя выполнять в городе в любой непонятной ситуации. Мы учим нарабатывать рефлекс, чтобы вы могли, не задумываясь, уйти от препятствия. Но в городе нужно руководствоваться ПДД, и в экстренной ситуации не всегда можно поменять рядность. Если рефлекторно вильнуть в соседний ряд, можно выехать на встречку или выдавить другую машину.


Чтобы поменять рядность, нужно точно понимать, что с обеих сторон никого нет. Поменяв ряд на рефлексах, можно еще больше усугубить ситуацию на дороге.


Переставку еще называют «лосиным тестом». Он служит в основном не для того, чтобы объезжать людей и животных, выбежавших на дорогу, а чтобы сравнить курсовую устойчивость автомобилей и показать возможности ABS.

Техника выполнения

Прежде чем приступать к переставке, надо научиться правильно ускорять и замедлять автомобиль. Потом мы тренируем экстренное торможение перед препятствием и добавляем его объезд.


Ставим на площадке два коридора буквой V, чтобы ехать вправо или влево, но не прямо. Сначала разгоняемся и тормозим перед препятствием. Пробуем со скорости 60 км/ч и постепенно увеличиваем. Каждый раз вы должны тормозить все позже, пока не начнете проваливаться в ABS. Это упражнение нарабатывает чувство дистанции при торможении с разных скоростей. Вы понимаете, что можно тормозить в пол, ABS срабатывает, и машина остается под контролем. После этого можно начинать объезд препятствий.


Сначала вы разгоняете машину до определенной скорости, заезжаете во входные ворота и от маркера торможения нажимаете тормоз в пол. Большинство гражданских водителей боятся пользоваться тормозом.

С полностью зажатой педалью тормоза вы объезжаете препятствие либо в левый, либо в правый коридор. Если вы тренируетесь с инструктором, сначала он руководит процессом прямо из автомобиля. Когда у вас начинает что-то получаться, выходит, встает перед препятствием и в последний момент показывает руками, в какой коридор вам ехать, чтобы у вас не было времени подумать. Тогда вы начинаете держать педаль тормоза в пол и правильно управлять автомобилем. Это упражнение дает понимание, что машина управляется даже при экстренном торможении.


Скорость при въезде во входные ворота достигает всего 40−60 км/ч. Ворота ставят на расстоянии 20 м от стенки. Конфигурацию коридора можно немного менять в зависимости от погодных условий. Торможение и объезд мы даем с разрешенных в городе скоростей: 60 км/ч, 90 км/ч и 110 км/ч. Маркер торможения при этом не меняется. Ширина ряда в этом упражнении примерно 5−7 шагов — немного шире ряда на дороге в городе.


Упражнение «разгон и торможение» позволяет понять, что такое ускорение. Чем плавнее и на меньший угол мы поворачиваем руль, тем лучше будет реакция автомобиля, который замедляется в экстренном торможении. Если при нажатом в пол тормозе активно дергать рулем, то машина просто поедет прямо.

Переставка

Для выполнения переставки нужна такая же площадка, как и для змейки: 100 м в ширину и 700 м в длину, и хотя бы 18 конусов. Строим коридор в виде прямоугольника из 4 конусов, отмечаем входные и выходные ворота — по 2 больших конуса на каждые, слева или справа ставим прямоугольник из 4 конусов, возврат в свой ряд — тоже прямоугольник из 4 конусов.

Основные ошибки

Недостаточное замедление происходит при коротком и жестком нажатии на тормоз. Мы создаем продольную перегрузку, и сброс тормоза вместе с резким поворотом руля провоцируют вылет. Правильно при торможении максимально долго замедлять автомобиль по прямой, пока он стабилен. Потом плавно отпустить тормоз и плавным, но быстрым движением руля начать приводить машину в другой ряд.

Как прогрессировать?

Прогресс — это постепенное увеличение скорости прохождения и добавление плавности движений. При этом угол объезда препятствий и траектория должны оставаться правильными. Каждый конус, который закрывает коридор, — это апекс. Если мы попадаем за конус, то есть за апекс, машина едет по самому короткому пути. Аналогичное правило действует и в тренировке экстренного торможения.


Важно в этом упражнении не бояться задевать конусы. На бампере останется след краски, который можно смыть. Если вы тренируетесь сами, не покупайте утяжеленные конусы. Маленькие и легкие отлетят от машины и ничего не повредят.

Элемент 3. «Прохождение поворотов на скорости»

Для этого упражнения расставляют конусы в форме квадрата, чтобы при прохождении у вас появилось ощущение сноса передней оси. При таком выполнении можно наделать много ошибок. Поэтому более эффективный элемент — это классическая дуга.


Выстаиваем достаточно широкий дугообразный поворот — примерно 2−2,5 ряда. Он имеет U-образную форму, его можно проходить на скорости, не меняя положения рук. Упражнение отрабатывает безопасное прохождение поворота, ранний, средний и поздний апекс.


Апекс — это вершина поворота, к которой автомобиль должен проехать максимально близко. Для этого нужно глазами найти вершину поворота, выбрать нужную скорость и заехать в него как можно позже при условиях идеального сухого покрытия. Дорога не должна иметь наклона, а скорость нельзя выбирать с избытком.


Чем позже мы заедем в поворот, тем раньше увидим выход из него. А чем раньше увидим, тем проще принять решение, когда нажать на газ. Если в поворот уйти слишком рано, то выход из поворота мы увидим позже и поедем по внутреннему радиусу.

блок выше разделить на два и добавить между ними картинку

Техника выполнения

Для выполнения элемента нужна небольшая площадка шириной 100 м и длиной 200 м. Разгоняемся, заходим в поворот и ускоряемся. Тренировать это упражнение в городе без наработанных навыков нельзя. Даже в таком несложном упражнении ученики допускают ошибки, поэтому сначала нужна безопасная площадка или полигон.


Для упражнения мы выставляем дугу из конусов, около 20 штук, по внешнему и внутреннему радиусу. Ширина коридора — 2−2,5 ряда или 7 метров. Конусы ставим не чаще, чем 10 шагов друг от друга. Дуга должна быть ровной внутри и снаружи.


Усложнять элемент необходимо постепенно. Сначала проходим его на небольшой скорости, автомобиль всегда должен быть под контролем. Целиться нужно в поздний апекс, а когда станет хорошо получаться, перейдем к среднему. Также тренируем плавное отпускание педали тормоза ближе к апексу.

Ошибки

  1. Ранний заезд в поворот
  2. Слишком сильный сброс скорости
  3. Нет наката
  4. Ранний выход на газ
  5. Все это приводит к тому, что машина очень рано выезжает на внешний край, становится нестабильной, а траектория — неправильной.

Ваша задача в этом упражнении — занести скорость в поворот. Акцент — не на ускорении, а на том, чтобы занести скорость.


Контролировать самостоятельное прохождение дуги можно камерами. На лобовое стекло нужно установить камеру так, чтобы была видна передняя часть машины. Вторую камеру можно поставить на выходе из поворота. По выходу будет ясно, насколько точно вы выполнили упражнение. Прогрессировать в дуге можно изменением апекса с позднего на средний и ранний и увеличением скорости.

Элемент 4. «Сносы и заносы»

Сносы и заносы проще всего тренировать зимой на скользкой поверхности. Скорость движения по льду и снегу невысокая, а автомобиль постоянно скользит. При низком коэффициенте сцепления будут меньше страдать сайлентблоки, рычаги и резина.

Снос

Переднюю ось сносит по такой схеме: мы подъезжаем к препятствию, поворачиваем руль, а машина едет прямо. Это означает, что мы не загрузили переднюю ось — едем с избытком скорости. Неправильная скорость и неправильный угол поворота руля приводят к сносу. Чем больше повернуты колеса в этом случае, тем хуже поворачивает автомобиль.

Занос

В занос проще всего уйти на заднем приводе. Мы выбрали правильную скорость, и машина повернула. Но если мы сильно нажали на педаль газа и переборщили, то машина начинает скользить. Передний привод ушел бы в снос, потому что на переднюю ось возложены функции поворота и ускорения машины, и она бы поехала прямо вместо поворота.


Причины заноса — это избыток скорости, низкий коэффициент сцепления при повернутых передних колесах. Тогда задняя ось срывается и начинает обгонять переднюю.

Примеры в городе

Снос и занос происходят в основном на скользом покрытии при неправильно подобранной скорости. Вышли мы в октябре утром из дома, а там неожиданный снег. Мы сели в машину и поехали так же, как вчера ездили по сухому асфальту. Подъехали к перекрестку, газ не сбросили, крутим рулем, а машина едем прямо. Мы резко доворачиваем руль и усугубляем ситуацию — пятно контакта стало меньше. Автомобиль по-прежнему едет прямо.


Тогда мы жмем на тормоз, скорость упадет, и машина сразу поворачивает. Если мы не успели проскочить поворот, нам повезло. Иначе придется во что-то врезаться, и хорошо, если рядом не окажется опасных препятствий.


Занос в городе можно получить, когда на пути возникают резкие препятствия. Мы дергаем руль влево, создаем центробежную силу и поперечную загрузку. А потом дергаем руль вправо, чтобы объехать препятствие. Автомобиль ускоряется, при левом повороте создается центробежная сила, а поворотом вправо мы ее удваиваем. При этом не загружаем заднюю ось. Если мы ничего не делаем педалями, то вылетаем. Задняя ось должна зацепиться, а мы ее не загрузили.


Мы уже разобрались, как поступать, когда снос или занос уже начался. Теперь научимся их предотвращать. Контраварийная подготовка позволяет не допускать сложных ситуаций.

Техника выполнения

Снос и занос мы начинаем тренировать на дуге. Заезжаем на нее с избытком скорости, возможно, даже собьем конусы. Перед поворотом бросаем газ и пытаемся заехать одним рулем. Так мы получаем снос, который может привести к заносу.


На городских дорогах зимой встречается переменное покрытие, когда часть поворота скользкая, а часть сухая. В первой половине поворота сцепления нет. Водитель ощущает это и поворачивает руль еще больше. Когда машина попадает в точку, где сцепление есть, она резко реагирует и послушно едет туда, куда указал водитель. Но он успел указать направление с избытком — колеса повернуты полностью. В итоге передняя ось зацепляется, а задняя находится на мокром покрытии и проскальзывает.

Мы учим не допускать такую ситуацию и выбираться из нее, если все же туда угодили. Интуитивно вы можете делать все правильно. Начинается снос, и вы поисковым рулением спрямляете колеса. Но когда машина возвращается и зацепляется, ее начинает сносить. Нужно отрабатывать рулевым колесом в сторону заноса с той скоростью, с которой развивается занос. Эту тонкость мы и нарабатываем на тренировках. Будем поворачивать рулем медленнее, дадим заносу спрогрессировать. Повернем слишком быстро — переложим машину в противоположную сторону от поворота.


Ощущение баланса автомобиля, его развесовки и загрузки осей — главное в контраварийном вождении. Загрузка по осям — это ситуация, когда мы газом или тормозом загружаем машину сзади или спереди. Развесовка по осям дана с завода и зависит от того, где расположен двигатель. Баланс — это ощущение автомобиля вне зависимости от конфигурации.

Как спровоцировать на дуге занос?

Мы заезжаем на дугу с избытком скорости и целимся при торможении в апекс. Начинаем отпускать руль и спрямлять траекторию. Когда отпускаем педаль тормоза полностью, машина начинает скользить. Дальнейшее ее поведение зависит от типа привода. На заднем приводе работаем педалью газа и двигаемся в заносе, как в дрифте. На полном приводе все происходит примерно так же, но меньше работаем рулем, потому что помогают передние колеса. На переднем приводе чем позже мы выйдем на газ, тем больше будет занос. В этом случае нажатие на газ стабилизирует машину, и передние колеса вытягивают задние.


Занос можно вызвать еще одним способом — контрсмещением перед поворотом. Мы подъезжаем к повороту и сбрасываем газ. Качаем машину в противоположную от поворота сторону и спрямляем колеса. Начинается занос, и мы его динамику перекидываем на другую сторону. Дальше все зависит от типа привода.

Как себя контролировать?

Снос и занос лучше всего изучать с инструктором. Если вы тренируетесь самостоятельно, то нужно пользоваться камерами внутри и снаружи для контроля, чтобы не наделать ошибок. Очень помогает телеметрия с газом и тормозом или гироскоп в машине, который показывает нагрузки.

Элемент 5. «Магия прямого руля»

Чем прямее руль, тем стабильнее движется автомобиль. Самое стабильное его положение находится в статике, когда он стоит на месте. Как только мы начинаем ускоряться и загружаем оси, начинается перераспределение веса в машине. Это касается даже работы педалями, когда мы едем прямо.


Поворот руля — это поперечная нагрузка. Машина начинает раскачиваться в поперечном положении. При работе с рулем важную роль играет покрытие. Чем оно суше, тем грубее мы можем оперировать рулевым колесом.


Когда мы втормаживаемся в поворот, прямой руль дает нам больше контроля. Чем он прямее, тем больше зацепа на передней оси и контакта колес с покрытием. Автомобиль лучше держится на траектории.

Любая машина, независимо от типа привода, должна ехать вокруг передних колес. В этом случае она полностью находится под контролем водителя и хорошо управляется. Задняя ось может проскальзывать, а передняя не должна.


Нормальная реакция испуганного водителя — нажать на тормоз. В сносе передней оси эта реакция помогает — машина едет туда, куда хочешь. В заносе она развернется. При сносе передней оси можно открыть газ, и машина останется под контролем. В случае заноса педали газа нет, надо работать тормозом и рулем.


Тренировать прямой руль лучше всего на скользком покрытии с низким коэффициентом сцепления и низкой скоростью. Снос передней оси хорошо демонстрирует змейка. При большей скорости человек начинает больше крутить рулем и поэтому уходит в занос. Мы учим плавным движениям с небольшой амплитудой и тренируем подсброс газа.

Элемент 6. «Поисковое руление»

Поисковое руление помогает удержать автомобиль на траектории. Когда начинается снос передней оси, подготовленный водитель слышит, чувствует и видит его. Поисковым рулением он ищет зацеп передних колес, чтобы машина продолжала ехать вокруг них.


Поисковое руление происходит на рефлексах. Мы подъезжаем к повороту, начинаем в него заходить и чувствуем снос передней оси — в поворот мы не попадаем. Отпускаем педаль газа, немного спрямляем руль, ставить его совсем прямо не нужно. Спрямили — машина зацепилась и вошла в поворот. Мы доворачиваем руль — машина держится в зацепе. Как только начинает снова сносить, возвращаем руль, машина опять зацепляется, мы поворачиваем снова, добавляем газа. Чувствуем, что сорвало, подотпускаем газ. Таким поиском мы боремся со сносом передней оси, пока не победим его.


Упражнение змейка дает понимание того, что рулевое колесо не должно стопориться ни в одном положении, кроме нуля, когда мы едем прямо. В поворотах мы все время работаем рулем, поворачиваем дозированно и плавно возвращаем.

Элемент 7. «Аквапланирование и колейность»

Колейность — это бич дорог общего пользования, а аквапланирование возникает, когда покрышка не может обработать тот объем воды, который находится на покрытии. Она не цепляется, поднимается над водой, и вместо машины мы получаем плавсредство.


Неподготовленный водитель понимает, что случилось, бросает газ и начинает крутить рулем. Машину кидает из стороны в сторону, и она вылетает из полосы. Колейность вместе с аквапланированием — еще менее приятное мероприятие. Когда машина при перестроении попадает в колею, где стоит вода, она начинает всплывать. Поэтому при смене ряда надо заранее смотреть, что ждет впереди.


Ездить по воде можно безопасно, если выбрать правильную скорость. При перестроении не нужно увеличивать или резко бросать газ. Лучше всего на ровной тяге переместиться в другой ряд без излишних корректировок рулем. Если нажать газ в пол, то ведущие колеса проскользят, и мы получим занос или снос в зависимости от привода. Важно двигаться плавно. Даже если машина немного приподнялась, а мы приотпустили заранее газ и понизили крутящий момент, то автомобиль проедет воду по инерции.

Как комбинировать упражнения для максимально эффективного прогресса?

Ваша первая задача — научиться ускорять и замедлять автомобиль. Разгон и торможение — первое упражнение. К нему добавляются препятствие и остановка перед ним, чтобы вы начали ощущать дистанцию. Задача — остановиться за метр, можно позже, но не раньше.


Потом тренируем объезд препятствий с выжатой педалью газа и переходим к загрузке по осям — к змейке. После змейки откатываем дугу и идем на переставку.


Одна тренировка занимает примерно два часа. Сначала мы продуваем тормоза, а в процессе урока делаем перерывы, чтобы вы могли отдохнуть и прийти в себя.


На начальном этапе лучше всего тренироваться через день, чтобы новая информация успевала уложиться.

Какие проблемы возникают при самостоятельных тренировках, и как их избежать?

Главная проблема при самостоятельных тренировках — это вкатывание ошибки. Если вовремя не заметить ее, то она закрепится на рефлекторном уровне. При прогрессировании в упражнении в какой-то момент можно просто разложиться об бетон.


При скорости 60−70−80 км/ч вы вроде бы попадаете в поворот, а на скорости 110 все может закончиться плачевно.


Вы можете тренироваться самостоятельно, только если уже имеете опыт. В этом случае дистанционный контроль лучше, чем никакого. Мы вместе начинаем упражнение онлайн. Следим за техникой, корректируем, и когда у вас начинает получаться, мы оставляем вас самостоятельно оттачивать навык. По итогу тренировки вы присылаете нам видео, и мы отправляем вам корректировки.

~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda