Упражнения для экстремального пилотирования

Подготовка профессионального водителя делится на 3 раздела. Что не нужно делать за рулем, чтобы не спровоцировать опасную ситуацию. Например, скольжение. Что делать, если такая ситуация уже возникла. Как поступить, когда автомобиль частично управляем, и вы пытаетесь вернуть контроль полностью. Эти задачи относятся к контраварийному вождению.


Начальная спортивная подготовка не так важна на дорогах общего пользования. Новые навыки скорее пригодятся на треке, но они хорошо разовьют ваше владение машиной и уверенность в своих силах. Вы научитесь намеренно провоцировать скольжение — входить в управляемый занос и сможете подбирать подходящие характеристики и настройки автомобилей для своих целей.


Какими бы умными и напичканными электроникой ни были современные машины, решения принимает человек. В случае внештатной ситуации только вы сможете спасти себя и автомобиль. Даже самая продвинутая автоматика не сможет предугадать все. Поэтому так важно повышать водительское мастерство. Только культура вождения способна снизить число аварий и жертв, а не штрафы и камеры.


Навыки, которые вы получите, помогут вам не растеряться на дороге. Вы будете знать, как «спасти» себя и машину, если что-то пошло не так. Поймете, где находится ваша личная грань, которую нельзя переходить. Элементы «экстремального» вождения «калибруют» вас и ваши навыки.

Элемент 1. Пончик влево, пончик вправо

Пончик — это классика. Он выглядит совсем примитивным, но в этом элементе кроется база. Пончик показывает моторику движений. В этом упражнении вы начнете понимать, как машина разворачивается за счет газа, как она распрямляется. Ощутите, как увеличивается и уменьшается угол, работает инерция. Увидите, сколько машина проезжает под тем или иным газом. Пончик раскладывает все навыки по местам.


Вы научитесь отпускать руль и давать ему проскальзывать. Поймете, как машина работает сама, как поворачиваются передние колеса при скольжении и выставляются в нужный угол.


Элемент Пончик позволит вам откалибровать самого себя и свои ощущения машины, найти внутренний гироскоп на скольжение. Вы поймете, как провоцировать скольжение задней оси, поддерживать его и уходить из него. Почувствуете на собственном опыте, как не опустить скольжение передней оси. Если передняя ось уйдет с траектории, пончик уже не получится. Сначала вы будете выполнять базовое упражнение на невысокой скорости с ощутимым газом и скольжением автомобиля. Потом попробуете поэкспериментировать.

Выбирайте для тренировок площадку, где нет лишних заборов, столбов и других машин, чтобы не было опасности разбить тачку. Тогда на Пончике можно развернуться. Вы начнете скользить и почувствуете, какой угол поворота руля становится предельным. Перекрутите, и морда машины начнет выезжать наружу. То же самое получите, когда не попадете в фазу развития заноса или слишком сильно нажмете на газ. Вместо скольжения вокруг конуса уедете с траектории на больший радиус. Можно сказать, что Пончик дает ощущение автомобиля.


Пончик хорошо калибрует ваши навыки. Вы начинаете работать с инерцией автомобиля. Учитесь воспринимать визуально, при каких параметрах машина ведет себя тем или иным образом, в каком направлении и до какой точки движется.

Техника выполнения

На заднем приводе Пончик можно тренировать в любое время года. На полном лучше зимой. Для выполнения элемента достаточно любой площадки и одного конуса. Конус ставите в центр и крутите Пончик вокруг него. Ваша задача — держаться к нему как можно ближе передним бампером. А задняя часть машины должна скользить по большой окружности. Нужно, чтобы пережняя часть находилась максимально близко к конусу. В идеале — касалась его. Но расстояние в полметра — уже хороший результат.


При движении против часовой стрелки вы поворачиваете руль налево, немного разгоняетесь, чтобы добавить инерцию и одновременно прибавляете газ. Начинается скольжение, и вы сохраняете газ или немного его увеличиваете. Если вам удалось хорошо отправить машину в занос, руль пойдет в его сторону. В этот момент попробуйте приотпустить рулевое колесо. Вы увидите, что машина сама знает, что делать, и руль будет распрямляться. Тогда вы получите скольжение на прямых колесах и сможете регулировать его только ногами.

Чаще при выполнении Пончика колеса повернуты в сторону заноса. Машина смотрит передним бампером на конус, а задняя ось чертит большой радиус вокруг центра.


Скольжение обязательно нужно поддерживать работой педалью газа. Импульсная подгазовка, когда вы то подотпускаете, то сильнее нажимаете на газ, подталкивает машину к скольжению.


Ваш взгляд при выполнении элемента направлен по диагонали — то есть по траектории движения кузова. Если смотреть на конус, вы перестанете его видеть, когда подъедете близко. Чтобы не терять ориентир, покупайте высокие конусы или специальные стойки для автодромов, которые втыкают сверху в конус. Стойку можно сделать самим из чего угодно, хоть из черенка для лопаты.

Основные ошибки

При выполнении Пончика нельзя все время держать педаль газа в пол. Машина начнет разворачиваться. Выберите средний газ. Достаточный для скольжения и не слишком большой, чтобы развернуться. Вам придется найти универсальное соотношение — откалибровать ногу по дозировке газа.

Как проверить себя?

При правильной технике Пончик можно крутить до бесконечности. Если вы можете сделать вокруг конуса 7−8 практически одинаковых кругов, не распрямляясь и не разворачиваясь, то вы почувствовали этот элемент и научились выполняться его так, как нужно. Распрямление траектории и разворот говорят о том, что вам есть, над чем работать.


Чем лучше вы освоили Пончик, тем ровнее он получится. Для контроля результатов можно установить камеру. Достаточно всего одной. Поставьте ее на землю и направьте на площадку. На записи можно отследить вашу работу по газу и рулю. Если вы слишком много крутите рулевым колесом влево и вправо, то вы больше корректируете, чем управляете. Это неправильная техника. Основная работа идет ногами.

Как прогрессировать?

Начинающие «экстремалы» слишком много крутят рулем и выполняют элемент в основном за счет работы рук. Когда вы перейдете к тому, что управляете скольжением машины ногами, а руль работает минимально, это и будет ощутимым прогрессом.


Тренировать Пончик нужно в обе стороны. Часто получается так, что в одну сторону элемент получается хорошо, а в другую — плохо. Нужно нарабатывать симметрию, чтобы в обе стороны Пончик получался одинаково ровно.

Элемент 2. Восьмерка

Восьмерка — усложненный вариант Пончика и еще более полезное упражнения в любом виде автоспорта. Восьмерка — это объединение Пончика налево и направо с перекладкой. Выполнять этот элемент сложнее, и начинать нужно с Пончика.


Там вы провоцируете его скольжением и удерживаете газом и рулем. Здесь добавляется техника пилотирования. Машина в такой ситуации подвержена тому, чтобы уйти в скольжение. Новичок в этот момент может растеряться и потерять контроль. Восьмерка учит поймать нужную инерцию и не потерять контроль над автомобилем.


Эти навыки можно применять на дорогах общего пользования. Машина поскользнется в повороте, если вы неправильно выбрали параметры входа в него. Скольжение начнется плавно и с маленькой амплитудой. Вы можете не уловить этого сразу и опоздать с коррекцией по рулю, а потом от испуга усугубить ситуацию сбросом газа. Тогда машина еще сильнее провалится в занос, потом зацепится, и вы получите динамический занос, который усиливается с каждым перекладыванием машины.

Например, первый занос произошел налево. Вы испугались и сбросили газ, потом повернули руль в сторону заноса, как говорили в автошколе. Оставили его в таком положении, потому что не знаете, что делать дальше. Начннет развиваться занос в обратную сторону, но уже с большей амплитудой. Вероятность того, что вас развернет, достигает 80%. Если вы снова вспомните рекомендации автошколы и снова повернете руль в сторону заноса, то вас развернет со 100% вероятностью.


Навыки, которые дает Восьмерка, помогли бы этого избежать. Упражнение позволяет отлавливать и контролировать противоположное скольжение.

Техника выполнения

Восьмерка по технике напоминает Пончик. Но для ее выполнения понадобится два конуса. Вы ставите их на любом удобном для вас расстоянии друг от друга. В идеале — два корпуса машины. Восьмерку можно тренировать по-разному: на большей скорости с большим расстоянием между конусами или медленно с меньшим расстоянием. Дуга в этом случае будет разная.


Выполнять Восьмерку лучше на первой или второй передаче. Лучше на второй — она не так резко реагирует на газ, как первая. Подниматься выше на начальном уровне тренировок нет смысла.

Основные ошибки

При проекции сверху ваши следы должны оставлять на асфальте идеальную ровную восьмерку. Если у вас получаются не одинаковые круги, а овалы, то вы что-то делаете не так.

Как себя проверить?

Проведите линию между двумя конусами. Ровно по центру между ними будет точка перекладывания автомобиля. То место, где из левого скольжения вы перекладываете автомобиль в правый. В эту точку нужно попасть идеально, тогда с перекладкой все будет хорошо. Если вы промахнулись, то получите не два ровных круга, а неровные овалы. Если на одной части восьмерки вас выносит широко, а вторую вы едете узко, значит, вы не можете контролировать расстояние до предметов. Это помешает проехать на соревнованиях близко к сопернику или стене.


Контролировать себя можно внешними камерами. Одну поставьте сбоку продольно по конусам, а вторую — с торца, поперечно. Так мы поймем, где вы уезжаете не туда. Также можно попросить кого-то поснимать вас с пассажирского сидения. Это позволит отследить работу рулем, педалями и направление взгляда.

Элемент 3. Дрифт в поворотах

Для идеального управления машиной умение дрифтить не нужно. Но тренировка дрифта в поворотах помогает ощущать предел возможного проскальзывания и не допускать его.


Вы научитесь контролировать машину во время скольжения, а значит, не растеряетесь и не разложите автомобиль о ближайший забор. При тренировке скольжения в повороте вы нарабатываете моторику действий, учитесь контролировать машину на автомате, без использования головы. Как только автомобиль ушел в скольжение, вы руками и ногами сразу же ее корректируете. Дрифт в поворотах поможет отработать случайное непредвиденное скольжение, чтобы ехать дальше без потерь.

Техника выполнения

На контраварийной площадке можно конусами смоделировать сложные повороты. Расставьте их так, чтобы получить точку входа в поворот, апекс и основные сложные моменты конкретной трассы, где собираетесь гонять. Нужно проехать несколько раз, чтобы привыкнуть к правильной технике выполнения. Постепенно наращивайте скорость, увеличивайте агрессивность прохождения и моделируйте любые ситуации, которые могут возникнуть на треке с такой конфигурацией.


Ваша моторика и вестибулярный аппарат будут калиброваться под то, что происходит в каждом повороте. Вы сможете довести до автоматизма моторику, чтобы не задумываться на треке. Например, резко поворачиваете руль вправо в сторону заноса и быстро (за долю секунды) возвращаете его в прямое положение. Въезжаете в левый поворот, поворачиваете руль влево, задняя ось проваливается в скольжение. Вы резко делаете движение рулем вправо и сразу возвращаете его в положение ноль. Это восстанавливает машину и возвращает из скольжения.


Газ при этом вы оставляете в том же положении, что и был, или немного прикрываете. Сброс газа сделает хуже. Так вы калибруете свою реакцию на испуг во время скольжения и свой вестибулярный аппарат. Избавляетесь от вредного инстинкта — резко сбрасывать газ при испуге. Прикрывать газ можно не больше, чем на 10%.

Элемент 4. Экстремальное торможение

Экстремальное торможение — это эффективное торможение. Вы сильно нажимаете на педаль тормоза и экстренно тормозите. Это поможет откалибровать торможение без ABS и натренировать свою ногу на правильную силу и скорость нажатия.


Когда вы пробиваете педаль тормоза, срабатывает антиблокировочная система тормозов. Вы убираете немного усилия с педали тормоза, оставляя его почти таким же сильным. Педаль тормоза перестает вибрировать — ABS отключается.


При срабатывании ABS машина тормозит намного дольше. В дождь тормозной путь с ABS будет больше на 2−3 корпуса. Это 10−15 м. Если вы научитесь дозировать усилие на педаль тормоза, то сможете тормозить эффективнее.

Техника выполнения

Вы тормозите по полной до срабатывания ABS. В этом состоянии сильного нажатия немного его ослабляете, и система отключается. Тогда вы убираете еще немного нажатия и в этом положении начинаете выезжать из поворота. Чем сильнее вы поворачиваете руль, тем больше распускаете педаль тормоза. Такая техника называется trail braking.


Вам понадобятся 2 конуса, чтобы обозначить вход в поворот и 1 конус в конце. Он моделирует стену или другой автомобиль, куда никак нельзя врезаться. Перед ним вы будете тормозить. Вы разгоняетесь до 100 км/ч и тормозите до конуса без использования ABS в состоянии максимально эффективного торможения. При ошибке вы снесете конус.


Упражнение помогает вам откалибровать себя по расстоянию до препятствия и поминанию, как тормозить с ABS и без. Тренироваться можно от большего к меньшему. Сначала тормозите в пол, в потом растормаживаетесь. Или наоборот — начинаете тормозить слабо, а потом усиливаете нажатие на педаль. Когда подключается ABS, вы понимаете, что достигли нужного усилия, с которым будете тормозить.


Для контроля можно поставить сбоку камеру с широким углом. Если в 20 из 20 раз вы не провалитесь в ABS, можете считать, что научились эффективно замедляться и тормозить.

Элемент 5. Змейка задним ходом на скорости

Тренировка Змейки задним ходом развивает навык маневрирования и понимание, куда автомобиль движется относительно руля. Вы тренируете вестибулярный аппарат и работу глазами по зеркалам. Упражнение аналогично обычной змейке, но немного сложнее. Чем ближе стоят конусы и чем выше скорость, тем круче у вас получается.

Как комбинировать эти упражнения для максимального прогресса?

Пончик и Восьмерку нужно тренировать в один день. В этих элементах вы используете одни и те же принципы. Сначала выполните Пончик в одну и другую сторону, а потом переходите к Восьмерке, чтобы связать между собой круги. И так несколько раз. Остальные упражнения лучше разделять и тренировать в разные дни.

Сколько тренироваться?

Вам понадобится 20−30 тренировок, чтобы войти в курс дела. Каждая тренировка длится от 1 до 2 часов в зависимости от ваших ощущений. Кто-то устает медленнее, а кто-то теряет концентрацию меньше, чем за час. Тренироваться больше 2 часов очень тяжело и бессмысленно.

Основные проблемы при самостоятельных тренировках

Инструктор во время очных тренировок обращает внимание даже на мелкие детали. Вам придется контролировать себя по всем фронтам самостоятельно. Чаще всего новички очень сильно напрягают руки и делают большой акцент на руль, а педалям уделяют мало внимания.


Нужно смещать фокус внимания с рук на ноги. Расслабляйте руки, давайте рулю больше свободы при скольжении. Так вы начнете понимать, что машина может сделать сама без вашего вмешательства. Автомобиль во время скольжения понимает, куда ему нужно распрямить передние колеса. Вы можете ему помешать.

Нужны ли системы стабилизации?

Если вы тренируетесь на безопасной площадке, где нет риска разбить машину: рядом нет заборов, столбов и других автомобилей, то обязательно отключайте всю электронику. Лучше всего тренироваться на машине, где есть только руль и педали. Антиблокировочную систему тормозов можно не отключать — сейчас она есть на большинстве автомобилей, и вам нужно научиться с ней работать.

~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda