Скоростная змейка — базовый элемент контраварийного вождения. Она дает понимание загрузки автомобиля по осям. При выходе на змейку мы начинаем ускоряться, в повороте отпускаем газ и загружаем переднюю ось. Потом поворачиваем руль, чтобы объехать конус. Вновь ускоряемся и загружаем заднюю ось. Змейка дает базовое понимание о загрузке передней и задней осей.
Скоростная змейка демонстрирует продольное перемещение: загрузили переднюю ось, повернули, загрузили заднюю ось, ускорились, объехали препятствие и т. д. Поперечное перемещение получается поворотом руля при объезде конусов. У вас появляется понимание, какую ось загрузить, чтобы получить тот или иной эффект.
При загрузке осей можно получить разные результаты. Самый частый пример: автомобиль движется в городе, и впереди неожиданно появляется препятствие, которое нужно объехать. Испуганный водитель отпускает педаль газа или даже нажимает на тормоз. Потом поворачивает руль, чтобы не врезаться. У испуганного водителя реакция быстрая, и оперирование органами управления резкое. В итоге получится резкое нажатие на тормоз, что приведет к резкой загрузке передней оси и резкой разгрузке задней. А резкий поворот руля слишком сильно изменит траекторию движения автомобиля. В итоге мы получим занос задней оси, и автомобиль развернет.
Змейка учит оперировать органами управления на рефлексах, максимально плавно. Чтобы эффективно выполнить упражнение, нужно замедлить автомобиль в прямом положении, погасить скорость и объехать препятствие, аккуратно повернув руль без резких движений.
Упражнение дает глобальное понимание, как автомобиль ускоряется и замедляется. Змейку можно проходить с разной скоростью — постепенно ускоряться от медленного к быстрому. Сначала нужно накатывать правильность работы с органами управления, а затем ускорять процесс. На гоночном треке все это будет происходить быстро.
С увеличением опыта загрузку-разгрузку мы выполняем быстрее, в повороты тоже входим быстрее. Так накатывается рефлекторность, которую потом можно применить на треке. Езда по треку — та же змейка. Только при выполнении упражнения диапазон работы короче, конусы расположены ближе. На треке выбор поворотов больше — широкие, короткие, узкие и т. д., но смысл тот же.
Техника выполнения
Для выполнения змейки нужна достаточно широкая площадка, чтобы не покалечить людей и не повредить автомобиль — не менее 600 м в длину, и в ширину — от 50 м с каждой стороны. Ошибка может привести к заносу, и понадобится достаточное пространство с обеих сторон.
Необходимо от 15 до 20 конусов на саму змейку и входные и выходные ворота. Краска для асфальта нужна, чтобы разметить места, где будут стоять конусы. Лучше нанести разметку один раз, чтобы каждый раз ничего не высчитывать. Конусы ставятся на расстоянии 17−19 шагов. По мере роста вашей экспертности не сокращайте расстояние между ними, а меняйте только скорость прохождения. В какой-то момент вы поймете, что на этой машине по змейке быстрее вы уже не проедете.
Автомобиль влияет на прохождение змейки только скоростными возможностями, привод и габариты не играют роли. Если выполнять упражнение технично и на сухом покрытии, то вес автомобиля перемещается одинаково, какой бы машина ни была. Змейку можно отрабатывать на снегу или льду, тогда будет скольжение, и разные приводы поведут себя по-разному.
Действия в змейке
Мы выходим на змейку и начинаем плавно ускоряться. Уверенно, без резких движений. К 4-му конусу набираем достаточную скорость, и объезжать их на ускорении становится проблематично. Начинаем отпускать педаль газа перед каждым поворотом руля. Мы подъезжает к конусу, отпускаем газ и этим загружаем переднюю ось. На загрузке передней оси автомобиль поворачивает до тех пор, пока его кузов не начнет смотреть в ту точку, которую мы наметили с той или иной стороны от следующего конуса. Тогда начинаем ускорять автомобиль и выпрямляем его траекторию. После этого сбрасываем газ, поворачиваем, дожидаемся, пока кузов посмотрит в нужную точку, снова ускоряемся и т. д. Когда машина начинает двигаться достаточно быстро, в момент сброса газа мы добавляем педаль тормоза.
Прохождение змейки начинается со скорости 60−70 км/ч, и так выполняются первые 5−10 подходов, пока вы связываете между собой руки, ноги и глаза. Потом ускоряетесь и проходите упражнение на скорости 100−105 км/ч, а выходите из змейки на 110−120 км/ч.
Прохождение на сликах и гражданских шинах будет разным по скорости, но одинаковым по технике. На змейке полезно иногда менять автомобиль, чтобы по-разному ощутить движения.
Конусы — основные ориентиры в змейке. Конус — это апекс. Чем ближе к конусам мы проходим упражнение, тем лучше мы выбрали траекторию. Сначала подъезжаем максимально близко, а отъезжая, начинаем ускоряться. Если подъехать к конусу и не начать поворачивать, то проедем мимо.
Классические ошибки
Попытка ехать всю змейку в открытый газ. Это возможно до 5-6 конуса, а дальше вы перестанете попадать в повороты. Придется сбросить газ, резко повернуть руль, и машина вылетит с траектории.
Неправильно выбранная скорость. Когда машина едет слишком быстро, руки, ноги и глаза не успевают за ней.
Неправильно выбранная траектория. Даже грамотная работа органами управления не гарантирует правильное движение автомобиля. Важно все в комплексе.
Неправильная техника руления и педалирования. Когда вы слишком быстро жмете на педали и крутите рулем, машина начинает мотаться в разные стороны. Это может происходить не быстро, но хаотично. Занос появится даже на оптимальной скорости.
Как себя контролировать
В идеале контраварийную подготовку должен контролировать инструктор. Он видит каждое ваше движение и поправляет. Без контроля со стороны вы скорее всего ошибетесь. Если вы все же решили обучаться самостоятельно, можно контролировать себя съемкой на камеру. Это лучше, чем ничего.
Начинать упражнение нужно с малой скорости около 40−60 км/ч и акцентировать внимание на точности работы с органами управления и траекторией. Медленно ползать по площадке нужно до тех пор, пока у вас не получится четко выполнять нужные движения с закрытыми глазами. Потом скорость необходимо поднять до некомфортной, когда невозможно успевать четко рулить и педалировать, и опустить до комфортной. Это оптимальный метод повышения скорости.
Снимать заезды лучше с уровня колес. Две камеры нужно поставить на входных и выходных воротах, и две по центру. На видео будет понятно, как вы загружаете и разгружаете оси. Это должно быть практически незаметно. Вы увидите свою траекторию. Ее нужно выстраивать без лишних движений и поворотов, а крен машины должен оставаться минимальным.
Что дает змейка
Змейка учит работать взглядом. Вы смотрите вдаль и действуете на упреждение. Совершая маневр, вы заранее выбираете несколько точек, куда нужно попасть. При выполнении упражнения важно не смотреть на препятствия и выбирать пустоты, в которые едете. Машина едет туда, куда смотрит водитель.
С ростом скорости вы начинаете быстрее работать органами управления. Умение быстро, но плавно работать рулем и педалями позволяет быстрее реагировать на неожиданности. Рулевое колесо при прохождении змейки не должно стопориться в одном положении, кроме нуля, когда вы едете прямо. В поворотах необходимо постоянно работать рулем, дозированно поворачивать и плавно возвращать.