Безопасное пилотирование — это та база, которую должен наработать каждый гонщик. Его основа — это ощущение автомобиля в пространстве и понимание баланса. Умение заранее прогнозировать ситуацию и понимать, что произойдет на дороге или на треке в следующий момент. Навыки безопасного вождения позволяют не допустить занос и нестабильное поведение машины.
Главное отличие контраварийного вождения на треке и на дороге — это возможность предсказать ситуацию. На улице в городе или на трассе мы никогда не знаем, что находится за поворотом, особенно если он слепой.
Дороги общественного пользования — это пыль, неровности, лужи, пешеходы, которые бросаются под колеса, остальные участники дорожного движения и встречный поток. И нам все равно нужно примерно спрогнозировать, что может произойти.
На треке все гораздо проще. Первый круг мы присматриваемся, а потом в деталях знаем все повороты, и их конфигурация уже не изменится. Покрытие на автодроме идеально ровное, без трещин и колей. Все едут в одну сторону, и со встречки никто не может неожиданно вылететь. Автомобили движутся с максимально высокой скоростью. В этих условиях прогнозировать проще, но все же ощущать баланс автомобиля необходимо.
Большие скорости заставляют вас быстрее принимать решения, но непредсказуемость улиц тоже требует реакции. Поэтому и там, и там прогнозирование — это основа основ.
Безопасному пилотированию не учат в автошколах. Они выпускают человека, который научился более менее оперировать органами управления автомобиля, имеет представление о габаритах и что-то знает о ПДД. Система образования в автошколах не заточена под обучение водителя правильному управлению автомобилем. Человек должен получить права и все.
Базовые принципы руления и педалирования
Для безопасного пилотирования нужно полноценно понимать, что происходит с автомобилем. Стать экспертом в вопросе управления авто на треке можно только с помощью регулярных тренировок. Понимание, как автомобиль движется, как перемещается его масса, ощущение баланса и умение оперировать органами управления приходят с опытом.
Контраварийное вождение — это контакт водителя с машиной. Подготовка дает полное представление о том, как ведет себя машина, причем, в теории и на практике. После курса вы точно будете знать, как поведет себя автомобиль, когда нажимаете на газ или тормоз, что произойдет в повороте. Когда вы выезжаете на трек, то можете концентрироваться только на траектории.
Вы поймете, что нажатие не тормоз не только замедляет машину. Мы также получаем загрузку передней оси, что позволяет лучше контролировать автомобиль. Задняя ось загружается педалью газа, а поворот руля загружает оси по диагонали.
Со временем вы приобретете навык вождения на рефлексах. О нем можно говорить, когда у человека уже есть опыт езды, трековой и контраварийной. Гонщику, который постоянно тренирует элементы контраварийного вождения, требуется минимум времени на обработку информации вокруг и принятие решения. То есть он ощущает автомобиль на уровне рефлексов.