Как правильно сидеть за рулем?

как настроить посадку?; как учитывать рост, вес и телосложение при посадке?

В автошколах обучают примерно так: «Это машина, внизу педали, перед тобой руль. Заводи и поезжай». Хотя от инструкторов можно услышать варианты: «едь и ехай». Вряд вам рассказали о том, как правильно сидеть в машине, держать руль и работать ногами. Без этих базовых знаний не может идти речь о безопасном вождении. С них и начнем.
Каждое утро вы спешите на работу, запрыгиваете в машину, заводите ее и сразу трогаетесь. После долгой езды может заболеть спина, хотя кресло вроде удобное. В пробках начинают затекать ноги, и руки как-то неудобно лежат. Но вам кажется, что все это мелочи. Что тут ехать — на работу, с работы, по магазинам. Вылезаете из машины с мыслью «что-то там подкрутить» в кресле или руль вперед выдвинуть, но на следующее утро снова опаздываете и забываете.

Проблема неправильной посадки за рулем не только в том, что начинает что-то болеть. Хотя это неприятно. От вашего положения в машине зависит, успеете ли вы увернуться, когда вам в бок летит другая машина, или заметите, как под колеса бросилась собака. Правильная посадка — это еще безопасность и скорость реакции.
Как настроить посадку?

Голова

Посадка начинается с головы. От нее зависит ваше ощущение равновесия. Положение головы влияет на напряжение мышц корпуса. Наклонили голову вперед — руки сами сильнее сгибаются, и вы начинаете опираться на руль. Отклонили назад — тянете руль на себя. В обоих случаях рулить будет сложнее. Поэтому идеальное положение головы — теменем вверх.

Положение головы влияет на рефлексы и на мозг в целом. Например, за равновесие отвечает область мозга, расположенная в висках. Благодаря ей вы ощущаете разгон и торможение, чувствуете пробуксовку колес или начало заноса. С опущенной или откинутой головой не сразу поймете, что происходит.

Представьте крутой левый поворот. Вы инстинктивно наклоните голову в сторону поворота, чтобы усилить напряжение левой руки. Так работает физиология. Положение головы влияет на вашу сосредоточенность и общее состояние. Особенно важно держать голову прямо, когда собираетесь проехать большое расстояние. Не откидываясь назад, как бы ни хотелось расслабиться. Пусть расслабляется пассажир, а ваша задача — следить за дорогой и быстро реагировать.

Руки

Важнее головы за рулем — только положение рук. В идеале нужно всегда держать руль двумя руками. Но постоянно находиться в одной позе, особенно когда едете несколько часов, сложно. Самое удобное кресло станет жестким, и захочется найти новые точки опоры.

Рука на подлокотнике, проеме окна, рычаге передач называется «хватом беспечности». На пустой дороге при скорости 40 км/ч в хорошую погоду может и пронести. На высокой скорости и неровной мокрой дороге одной рукой вы не вырулите. Мелкая ошибка закончится в лучшем случае на обочине. При заносе или вращении машины вам нужно сделать 4−6 движений руками в секунду, чтобы вырулить. Одной рукой это нереально.

Идеальное положение рук на руле — в верхнем секторе. Связано это тоже с физиологией: мышцы, которые тянут руль вниз, сильнее тех, которые поднимают руку вверх или в сторону. Вы быстрее отреагируете в критической ситуации, если мышцам не придется напрягаться. О правильных и неправильных хватах подробно поговорим в следующем уроке.

Ноги

Неважно, ездите вы на механике или автомате, за ногами нужно следить. Предположим, что вы за «ощущение» машины и выбираете механику. Начнем с левой ноги. Ее пятка должна находиться под педалью сцепления, чтобы быстро перенести носок с упора слева на педаль. Пятку при переносе ноги лучше не отрывать от пола. Иначе вы теряете точку опоры, и ваш центр тяжести может «уехать» в сторону.

Теперь разберемся с правой ногой. Она актуальна на машине с любой коробкой. Ее пятка должна находиться под педалью тормоза. Важно найти такое положение, чтобы при чередовании разгона и торможения вам не пришлось отрывать пятку от пола. Поэтому водить на шпильках — плохая идея.

Стопу правой ноги нужно развернуть наружу, чтобы носок находился на педали газа и перемещался на тормоз только при необходимости. Ноги, как и руки, должны быть постоянно быть готовы к действию, если что-то пойдет не так.
1. Правильная работа левой ноги
2. Неправильное положение левой ноги — пятка смещена влево
3. Правильная работа правой ноги
4. Неправильное положение правой ноги — пятка смещена под педаль газа
Как подогнать посадку под себя?
Быстро работать руками и ногами получится, только когда вам удобно в машине. Если вы тянетесь к рулю или согнулись пополам, о безопасности и реакции говорить бесполезно. В любой машине, куда бы вы ни сели, проделайте несколько операций, чтобы почувствовать себя за рулем комфортно:

Сядьте в машину и возьмитесь одной рукой за руль в верхней точке. Второй рукой найдите регулировку спинки и отведите ее максимально назад.

Левой ногой упритесь в пол, нажав сцепление, если оно есть. Если нет — педаль тормоза. Не нужно выпрямлять ногу полностью, колено должно быть согнуто на небольшой угол. «Подгоните» кресло регулировкой, чтобы получить удобное положение.
В этом положении одной рукой возьмите руль в верхней точке и «подгоните» спинку.

Пристегнитесь ремнем и возьмитесь левой рукой за руль в верхней точке. Правая рука должна легко дотягиваться до ручника и всяких кнопочек.

На механике левую ногу поставьте на сцепление, а правую — на тормоз. Пятки — на полу. Положение должно быть удобным, а мыски направлены в одну сторону. На автомате левая нога отдыхает на упоре. А правая, опираясь на пятку, должна легко дотягиваться мыском до педали газа.

Если прямые руки положить сверху на руль, то кисти будут свободно свисать.

Такая поза называется «безопасной посадкой». Вам повезло, если вы обладаете стандартным телосложением. Иначе над посадкой придется «колдовать» отдельно. Она уже не будет идеальной, но можно сохранить функционал и безопасность.
Как учитывать рост и телосложение при посадке?
Невысокие, особенно девушки, могут «заблудиться» в большой машине. Когда руки не достают до руля из идеальной посадки, спинку кресла нужно «перевести в вертикальное положение», как в самолете. Двигать кресло вперед не обязательно, если вы дотягиваетесь до педалей.

Скорее всего с маленьким ростом вам не будет видно, что творится за лобовым стеклом. Водить с плохим обзором — это вариант самоубийства. Поэтому сидение придется поднять. В этом случае могут пострадать «отношения с педалями» — надо «подъехать» на кресле ближе. С маленьким ростом скорее всего придется опустить вниз рулевую колонку и, возможно, выдвинуть вперед, если позволяет машина. Для слабых женских рук подойдет более широкий хват.

Высоким с длинными руками проще. Рулевую колонку — как можно дальше от себя. Отъедьте на кресле так, чтобы ноги сохранили «идеальный» угол. Если все еще неудобно, спинку можно отклонить чуть назад и занять более лежачее положение.
~
← предыдущий урок
О чем этот курс?
следующий урок →
Урок 2. Что делать ногами?
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda