Что делать ногами?

как правильно нажимать на газ?; на что влияет педаль газа?; как ведет себя машина, когда газуешь по-разному?

Как правильно нажимать на газ?
Педаль газа — это не «волшебная» кнопка, при нажатии на которую едешь быстрее. Газом можно отправить машину в занос или вращение, создать пробуксовку колес. А можно легче преодолеть яму или проще войти в поворот. Педаль газа — это средство регулировки устойчивости и управляемости машины.

Плавное нажатие

При плавном нажатии вы получите идеальные условия, чтобы машина разогналась от минимальных до максимальных оборотов. Даже на скользкой дороге с плавным нажатием газа машина будет разгоняться ровно.

Плавно — не значит медленно. Можно нажимать на газ быстро, но постепенно. Особенно важна плавность при езде по мокрой или замерзшей дороге. Чем плавнее, тем меньше шансов, что ведущие колеса заскользят, и вы получите занос.

Плавное нажатие на педаль газа помогает при завершении экстренных маневров, при скоростных выходах из поворота. Все это связано с разгрузкой и загрузкой колес, но к этому мы вернемся позже.

Резкое нажатие

Резкое нажатие на газ ведет за собой быстрый интенсивный разгон. Это оправдано, когда надо ускориться как можно быстрее: обгон по встречке, выезд на трассу с проселочной дороги или когда нужно скрыться подальше от дурака, который летит прямо на вас.

«Газ в пол» можно нажимать, если вы уже двигаетесь, а не трогаетесь со светофора. Передние колеса должны смотреть прямо, а покрытие дороги хорошо «цепляться» к шинам. Такой разгон точно повлияет на устойчивость машины. В повороте резкое нажатие на газ может вызвать занос. А при движении прямо по колдобинам, резкий газ, наоборот, помогает и переносит вес машины то вперед, то назад. Об этом — впереди.

Переменное нажатие

Нажимают и отпускают газ по несколько раз чаще всего неопытные водители, которые не могут сразу найти нужную скорость. Это не значит, что переменное нажатие на газ — признак неуверенности. Такой прием используют даже в гонках. В жизни он тоже оправдан в некоторых ситуациях.

На скользкой дороге, когда под колесами по очереди попадаются лед, снег, и местами проглядывает асфальт, переменное нажатие на газ дает больше устойчивости машине. На небольшой скорости перед выездом на лед надо подотпустить газ, а на асфальте или снежной целине — добавить.

Педаль газа помогает четко входить в поворот. При работе газом загружается и разгружается передняя ось машины. Вы можете педалью регулировать ведущие колеса, если едете на переднем приводе. О загрузке и разгрузке осей подробнее поговорим дальше. Смысл в том, что при боковом сносе передних колес, газ нужно прикрыть, а выйдя из сноса, снова его добавить. И только на выходе из поворота можно нажать «тапок в пол».

Переменное нажатие на газ решает часть проблем на разбитой грунтовке по дороге на дачу. Нажимая на педаль газа и отпуская ее, вы поднимаете и опускаете нос машины. При увеличении оборотов передние колеса разгружаются, а при уменьшении — нагружаются, и машина «смотрит» вниз. «Игрой» с педалью можно спасти автомобиль от ударов о кочки, если вовремя поднимать и опускать нос.
На что влияет педаль газа?
Мы уже выяснили, что педаль газа нужна не только для разгона. Перемещение веса машины по осям даже важнее, чем ускорение. С помощью педали газа можно без проблем проходить повороты на скорости и преодолевать неровности на дороге. Разберемся, как влияет газ на распределение веса машины на переднюю и заднюю ось.

Передняя загрузка

В автошколе вы наверняка слышали термин «торможение двигателем». Когда вы отпускаете педаль газа, машина начинает постепенно замедляться. За счет трения и процессов в двигателе, на которых не будем останавливаться. Этот эффект нельзя назвать торможением, слово «замедление» подходит лучше. Важно, что вес машины, когда вы отпустили газ, плавно переходит на передние колеса и прижимает их к земле. Получается загрузка передней оси.

В таком положении машина получает «повышенную поворачиваемость». Ее можно направить туда, куда вам вздумается, даже на высокой скорости. Этим приемом можно пользоваться при входе в поворот на скорости и во время маневров. Если газ закрыть и больше ничего не делать, то «прижатие» к земле пропадает. Поэтому «закрывать газ» и загружать переднюю ось нужно перед экстренным маневром или быстрым поворотом. После этого газ лучше сразу открыть.

Передняя и задняя загрузка

Когда вы видите препятствие прямо перед собой, первое, что приходит в голову, — это отпустить газ и ударить по тормозам. В итоге около 60% веса машины переходит на передние колеса. Машина «клюет» и ударяется о преграду. Вы явно ожидали противоположный эффект. Смягчить удар или уменьшить его силу можно резким нажатием на газ.

Увеличивается тяга двигателя, и в дело вступает физика. Инерционные силы сдвигают вес машины назад и разгружают передние колеса. Этот эффект длится около секунды, скоро развесовка вернется к нормальной — почти нейтральной. Но за это время вы успеете «перенести «передние колеса через препятствие. Когда дело дойдет до задних, сделайте наоборот — резко закройте газ и разгрузите заднюю ось. Этот принцип напоминает езду на велосипеде: вы приподнимаете переднее колесо, чтобы забраться на бордюр, а потом подтягиваете заднее. Если будете опираться на руль и нагружать переднее колесо, получите удар и кувырок через руль, если ехали быстро.
Передняя разгрузка
Резко затормозите и отпустите педаль газа. Перед машины загрузится, и машина «клюнет». Подвеска отреагирует и подбросит передние колеса. Так можно пройти ямы, бугры и другие препятствия.
Как ведет себя машина, когда газуешь по-разному?

Можно ли работать газом заранее?

Один из самых главных навыков на дороге — это умение предсказывать. Не обязательно быть ясновидящим, но понимать, как ведут себя остальные участники дорожного движения и какая впереди дорога, необходимо. Чем быстрее вы едете, тем дальше вперед должны смотреть. Так при необходимости вы сможете предотвратить опасную ситуацию, а не выкручиваться из нее всеми известными вам методами контраварийного вождения.

Экстренное торможение происходит достаточно быстро. К тому же ABS поможет. Разгон происходит медленнее, особенно на малолитражках. Поэтому избежать многих проблем можно, если нажать на газ чуть заранее.

Раннее нажатие на газ нужно:

  • Перед подъемом, чтобы двигатель не растерял обороты.
  • Перед неровностями, чтобы разгрузить переднюю ось.
  • До начала обгона, чтобы не разгоняться по встречке и быстрее с нее свалить.
  • Перед экстренным маневром, чтобы у вас был запас мощности.

Некоторые ситуации требуют обратного: заранее подотпустить газ.

  • При появлении заноса, когда задние колеса соскальзывают.
  • При начале сноса передней оси.
  • Перед входом в поворот, чтобы увеличить нагрузку на передние колеса — «прижать» их.
Как газом повлиять на управляемость машины?

Нулевой газ

На самом деле «нулевой газ» — никакой не нулевой. Термин придумали гонщики, а он прижился. Смысл «нулевого газа» в том, чтобы после нажатия или отпускания газа машина ехала с постоянной скоростью. То есть скорость передних и задних колес должна совпасть. Тогда не будет ни ускорения, ни замедления.

В таком режиме машина остается устойчивой даже в критических ситуациях:

  • При езде по льду на высокой скорости.
  • При езде по мокрой дороге.
  • При выходе на мокрый или скользкий подъем после разгона.
  • При преодолении песка или жидкой грязи.
  • При входе в поворот на скорости.
  • При сносе всех колес, чтобы противодействовать вращению.
  • Для сохранения нужного угла заноса в повороте.

Полный газ

Российские дороги за пределами городов — это сплошная лотерея. Доедешь или нет. «Выгрызенные» куски асфальта, ямы и застывшие лужи бросаются под колеса неожиданно. Инстинктивно вам хочется со всей дури нажать на тормоз. Если вы успеете это сделать, вас либо выручит ABS, либо отправитесь в увлекательное путешествие в кювет. Есть и другой вариант — вы отвлеклись и заметили все это безобразие под колесами слишком поздно, даже ногу с газа не убрали. И почему-то пролетели, как по воздуху, на полном газу.

Это не магия, а физика. Есть такая штука — гироскоп. Его еще ставят в самолеты и корабли, чтобы их не раскачивало. В машинах гироскопом становятся вращающиеся колеса. Они дают машине устойчивость, и она двигается по прямой. Останавливать вращающиеся колеса в такой ситуации — не в ваших интересах.

Важно помнить, что «полный газ» работает только при движении вперед. В поворотах такой подход «не прокатит». И будьте готовы, что тормозить после полного газа на разбитой дороге нужно плавно. Машину по инерции будет нести дальше.

Закрытый газ

Нажатый газ — залог управляемости машины. Все же есть ситуации, когда газ приходится прикрывать, но делать это нужно не от испуга, а при необходимости.

Закрытый газ нужен:

  • Чтобы создать эффект кратковременной загрузки передней оси. Актуально при входе в поворот на максимальной скорости.
  • Чтобы создать паузу на дуге поворота, переместить вес машины на наружное переднее колесо (упорное) и прекратить снос передней оси.
  • Чтобы сделать паузу перед маневром.
  • Чтобы мягко затормозить и сохранить дистанцию с машиной впереди.

Закрывать газ надолго из-за испуга или неуверенности — плохая идея. Машина потеряет управляемость, и шансов «выехать» из сложной ситуации будет меньше. Лучше сохранить обороты и не «бросать газ».
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda