Как правильно рулить?

как держать руль?; куда крутить при сносе и заносе?; что делать рулем, когда что-то пошло не так?

Как держать руль?
Мы выяснили, что две руки в верхнем секторе руля — это идеальное положение, чтобы быстро и четко отреагировать на сложную ситуацию. Так держат руль даже гонщики. Удобную позу для двух рук можно найти так: положите руки на руль в положении «10−2» по циферблату. Перенесите на него вес рук, но не всего тела. Иначе начнете опираться вперед, и рулить станет сложнее. Руки должны работать одинаково. Если в качалке вы тренируете только правую, а на левую забиваете, то следите, чтобы одна не перетягивала другую.

Такое положение рук должно войти в привычку, а если вы убрали одну руку с руля, то не шарьте ею по салону и сразу возвращайте на место. С двумя руками на руле у вас больше шансов справиться со сложной ситуацией на дороге.

Полных хват

Полный хват — это когда четыре пальца обхватывают руль снаружи, а большой палец находится внутри. Основное усилие приходится на 3-й, 4-й и 5-й пальцы (напоминаем — средний, безымянный и мизинец). Указательный сжимает руль слабее, а большой — практически для красоты. Класть его сверху не стоит, можно травмировать, если не удержите руль при резком маневре. К тому же рука инстинктивно сжимается при проскальзывании руля, и в этом случае большой палец все же пригодится. Только полный хват гарантирует максимальное усилие на руле.

Неполный хват

Неполный хват — этот тот самый большой палец сверху. Иногда это допустимо. Например, при езде по прямой на максимальной скорости по сколькой дороге или на льду. (Никогда так не делайте). Считается, что в большом пальце много нервных окончаний. В таком положении на руле вы сможете лучше почувствовать вибрации от покрытия на дороге и минимальные отклонения от траектории. На практике лучше держать руль полным хватом и не доверять одному большому пальцу. Если вам придется резко маневрировать, неполный хват не годится.

Положение рук при повороте

На прямой руки находятся на руле в положении «10−2» или «9−3» для руля маленького диаметра. В повороте они «переползают» по рулю в бок, в сторону поворота. На «11−3» — в правом и «9−13» — в левом. В более крутом повороте смещение чуть больше: «12−4» — в правом, «8−12» — в левом.
Начинает поворот «слабая» рука — наружная относительно поворота. Поворачиваете вправо — начинает поворот левая рука. Скрещивать руки при небольших углах не нужно. В верхнем секторе это бессмысленно, а в нижнем — опасно. В итоге обе руки сместятся в боковой сектор, и руль сможет самостоятельно распрямиться при выходе из поворота.

В повороте на высокой скорости машина пытается выровняться и занять прямое стабильное положение. Это происходит не случайно, а из-за конструкции автомобиля, схода и развала колес. Руки на боковом секторе руля дают большее усилие, чтобы повернуть, особо при этом не напрягаясь. В таком положении вы максимально готовы к экстренным действиям в дуге, если они понадобятся.

В крутых поворотах сохранить две руки на руле постоянно не получится. Если угол поворота больше 60 градусов, придется перехватить руль — занести одну руку за другу. Например, вы едете направо в крутом повороте. Сначала руки занимают позицию «12−4», а потом правая рука отпускает руль и переносится за левую в положение «10». Руки возвращаются в нормальное положение, когда вы начинаете распрямлять руль и выходить из поворота.
Куда крутить при сносе и заносе?
Настоящее водительское мастерство — это когда вы чувствуете машину, предсказываете критическую ситуацию и своим рулением можете избежать потери устойчивости или управляемости. По-умному это называется «опережающее компенсаторное руление». Сюда относятся умение удерживать автомобиль на прямой на неровной дороге, когда скорость близка к критической, и скоростное прохождение поворотов.

Когда вы не ощущаете себя с машиной одним целым и не можете на уровне чувств, понять, что происходит, вас ждут снос передних колес, боковое скольжение всех колес и занос задней оси. Скорее всего вы, как любой нормальный водитель, ощутите все это в процессе. Разберем, как «выруливать» из этих ситуаций.

Что делать при сносе передних колес?

Снос в городских условиях чаще всего встречается на скользкой дороге. Машина в повороте не слушается и не хочет поворачивать. Вы уже повернули руль в нужную сторону, а машина едет прямо. Было бы удобно в такой ситуации видеть передние колеса. Но, увы, приходится ориентироваться только на поведение автомобиля. Если у вас недостаточно опыта, то вы можете наделать кучу ошибок в восприятии ситуации.

Когда вы едете медленно по сухой дороге, машина ведет себя адекватно. Повернули руль чуть-чуть — машина слегка повернула. Если поняли, что недостаточно повернули, довернули руль сильнее. Машина слушается. На высокой скорости в повороте или на мокром покрытии все это не работает. Шины хуже цепляются за дорогу, и колеса ведут себя совсем не так, как вы от них ожидаете. Сначала небольшое проскальзывание, а потом ситуация может дойти до полного скольжения. Вы услышите визг покрышек. В этот момент вам захочется довернуть руль, чтобы попасть в поворот, мимо которого вы упорно едете. И все. Вы потеряете управление.
Чем больше вы будете крутить руль, тем меньше машина будет вас слушаться. Если вы едете по пустой дороге, все может закончиться мирно со снижением скорости. К тому же большой угол поворота колес тоже затормаживает машину трением — принцип торможения плугом на лыжах. В потоке потеря управления ничем хорошим не закончится.

Понять, что машина уходит в снос, можно до того, как все обернется аварией. Вы удерживаете руль в повороте с некоторым усилием. Руль как бы сопротивляется. Как только это сопротивление пропадает, и руль становится «легким», значит, началось. Не доворачивайте руль в сторону, куда хотите повернуть, а наоборот «распустите» его обратно. Так машине вернется управляемость.

В затяжном повороте вы можете воспользоваться этой техникой несколько раз. Немного повернули — распустили руль и выровняли машину — снова чуть довернули. Вы сохраните управляемость и спокойно войдете в поворот на любой дороге.
Что делать при сносе передних колес

Если в повороте снесло передние колеса, войти в поворот заново: выровняйте колеса и снова поверните. Загрузите наружное переднее колесо - тормозите двигателем, педалью тормоза или включите понижающую передачу. Не тормозите резко.
Если вы водите аккуратно и плавно входите в поворот, то сразу снос вы не получите. Он может начаться при каком-то критическом угле поворота колес, если поворот крутой. Будьте готовы и распрямляйте машину, как только она перестанет слушаться. Если вы любите погонять и резко начинаете поворот, то получите снос раньше.

Самое сложное в сносе — это заставить себя распрямить руль, когда хочется докрутить. Будьте готовы к сносу в повороте на скользкой или неровной дороге и помните про руль. Визг покрышки — сигнал о том, что она потеряла контакт с дорогой. Ослабьте руль и выровняйте машину. Когда контакт вернется, можно снова поворачивать руль.

Как реагировать на небольшой занос?

Занос — это всегда результат ошибки. Неважно — занесло с концами или совсем немного. Глубокий занос — грубая ошибка, занос малой амплитуды — небольшая ошибка. К заносу обычно приводит не хаотичное вращение рулем, а неправильная работа педалями. Например, резкое торможение.

Самое неприятное в заносе — он может перейти в неуправляемое вращение машины. И вы улетите с дороги в неизвестном направлении. Фраза «во время заноса поверните руль в сторону заноса» иногда звучит даже в автошколе. Но там никто не объясняет, что на самом деле нужно делать. Скорее всего вы поздно осознаете, что попали в занос, и просто не успеете среагировать. Если на руле лежит только одна рука, а вторая отдыхает на подлокотнике, то потеряете еще пару секунд, которые могли спасти ситуацию.

Отреагировать рулем на занос надо за 0,1−0,2 секунды. Это практически нереально без подготовки. Реакция должна быть взрывной и мощной. Даже если вы в себе не уверены, нужно пытаться. Работать придется двумя руками примерно так:

  • сильнее крутит руль та рука, в сторону которой поворачиваете,
  • вторая рука помогает,
  • поворот выполняете мощным рывком, а выравнивание руля — спокойно,
  • при повороте направо правая рука не должна «уходить» за положение «4» на часах, а при повороте налево — левая рука за положение «8».

Главное в спасении от заноса — это быстрая реакция. Чем раньше вы начнете действовать, тем меньше понадобится усилий, чтобы вернуть машину в стабильное положение. И не забывайте про обе руки в верхнем секторе руля. Постоянно, даже если ничего не предвещает беды.

Как рулить при глубоком заносе?

Уйти в глубокий занос можно, если долго тормозить с заблокированными колесами. Или несколько раз накосячить по чуть-чуть, а в итоге получить огромный геморрой. Из глубокого заноса одной только скоростью реакции не выберешься. Нужны более сложные действия и максимальная координация.

Есть две фазы, которые вам придется использовать, чтобы выбраться из глубокого заноса. Сначала все, как с небольшим заносом, — поворот двумя руками. Дальше работает та рука, которая оказалась сверху на руле. Например, крутите руль вправо. Вы повернули двумя руками, правая была ведущая. Левая оказалась сверху на руле. Ее оставляете на месте, а правую переносите крест на крест с левой в верхний сектор руля. Так вы сможете довернуть руль сильнее. Если этого хватило, то в верните руль в прямое положение левой рукой, а правую переставите обратно, где она была в начале маневра, в захват «10−2».

Конечно, держать руль двумя руками в верхнем секторе — это идеальный вариант. Но если вы запутались в руках и боитесь не успеть, лучше вы дорулите руками крест на крест в нижнем секторе, чем вылетите с дороги. В идеале дальше вы возвращаете руль в прямое положение, машина стабильно едет, куда вы хотели.
Итак, в глубоком заносе вам придется оторвать руку от руля. Сначала нужно рвануть руль в сторону двумя руками, а потом в боковом секторе перехватить руки крест на крест, чтобы довернуть руль до конца. Выравнивать руль, когда занос остался позади, удобнее нижней рукой, а вторую сразу верните в первоначальное положение.

Можно ли спастить из критического заноса?

Критический занос — это последняя «инстанция» перед вращением. Он имеет предельную амплитуду, и справиться с такой ситуацией обычным вращением руля не получится. Здесь нужно скоростное руление. Не просто быстрое, а офигеть какое быстрое!

Скоростное руление двумя руками с перехватом рук состоит из тех же элементов, что и руление помедленнее. Остается только натренировать скорость. При скоростном рулении плотно прижмите корпус к спинке сидения и ни в коем случае не упирайтесь руками в руль. Вес тела на руле сделает движения медленными.

Есть способы преодоления критического заноса одной рукой. Но это скорее уровень гонщиков, чем гражданских водителей.

Из критического заноса можно выбраться тремя путями:
  • выровнять машину сверхскоростным рулением,
  • развернуть машину на 360 градусов и остановиться. Но этот приемчик оставим для Голливудских фильмов,
  • сильно затормозить для снижения скорости, сохранить угол заноса, подруливая и периодически нажимая газ.

Но самый действенный способ выйти из критического заноса - не попадать в него. Внимательно следите за дорогой и покрытием, не переоценивайте свои силы, всегда держите руль двумя руками и начинайте действовать, как только вы попали в занос небольшой амплитуды.
Что делать рулем, когда что-то пошло не так?
На дороге в любой момент что-то может пойти не так. Ошибки других водителей, ваши собственные, дождь, снег, ямы — все это может привести к фатальным последствиям. Разберем, как выкручиваться из сложных и опасных ситуаций.

Что делать, когда машина раскачивается?

Раскачивание задней оси машины по-другому называют ритмическим заносом. Обычно оно случается, когда вы резко объехали препятствие и вернулись в свою полосу. То есть при нескольких маневрах в разные стороны. Такая же штука происходит, когда вы «играете в шашки» — обгоняете машины то слева, то справа.

Автомобилю в этот момент непросто. Он нагружается то с одной, то с другой стороны, и беспощадная физика устраивает резонанс. Проще говоря, машина начинает раскачиваться, даже когда уже едет по прямой. Если в этот момент вы решите затормозить, то уедете в отбойник или в соседнюю машину. Авария будет в любом случае.

С раскачиванием все так же, как с заносом. Малая амплитуда, глубокий занос и критический случай.

Раскачивание малой амплитуды возникает при экстренном торможении, когда вы попытались избежать заноса, но получилось только хуже. Спасаем себя и машину рывковым рулением без перехвата рук: вправо-влево или влево-вправо, а потом выравниваем машину. Есть пара секретов, как сделать все правильно:
  • первый рывок делайте быстро, второй — еще быстрее, а выравнивайте машину плавно,
  • возможно, амплитуду второго рывка придется сделать больше, чем первого,
  • руль надо держать полным хватом, иначе вывихнете большой палец,
  • если машина не вернулась на прямую, повторите все то же самое еще раз.

Глубокий занос с раскачиванием возникает при выходе из поворота, если вы рано нажали «тапок в пол», или при медленном выходе из заноса. Чтобы вернуться на прямую, поверните руль двумя руками без перехвата, перехватите руку, как делали при заносе, и доверните одной рукой. То же самое проделайте в другую сторону и попытайтесь восстановить устойчивость машины.

Едем вправо. Поворачиваем руль двумя руками. Усилие правой гораздо сильнее, чем левой. Левую руку оставляем на руле. Правую руку переносим сверху руля и с силой доворачиваем. Возвращать руль обратно начинаем правой рукой. Меняем руки в прямом положении руля и вращаем его влево. Поменять направление вращения в этом случае очень сложно, руль будет сопротивляться, но необходимо.

Раскачивание с критической амплитудой чаще всего заканчивается за пределами трассы. Чтобы остаться на дороге, нужны те же движения, но очень быстрые и со скрестными перехватами рук. Эти навыки доступны в основном профессионалам. Лучшее спасение — никогда не попадать в такую ситуацию.

Можно ли что-то сделать, если машина начала вращаться?

Вращение встречается в жизни не так уж часто. В гонках гораздо чаще. Профессионалы даже специально используют управляемое вращение, чтобы избежать более серьезных проблем: остановки поперек дороги после заноса или разворот прямо перед следующими позади машинами.

На дороге вам вряд ли придет в голову вращать машину ради безопасности. Но иногда это полезно. Разберем, когда может пригодиться вращение. Например, вас занесло больше, чем на 90 градусов, машина не выравнивается и не крутится дальше, а несется непонятно куда.

Если выровнять машину выходом из заноса не получилось, придется ее вращать. Так вы сможете удержать автомобиль на дороге. Колеса надо повернуть по направлению вращения и добавить газ. При угле вращения около 180 градусов отпустите газ и рывком поверните руль в сторону заноса. Машина развернется на угол от 270 до 360 градусов. Важно успеть быстро повернуть колеса в прямое положение. Метод, конечно, не для слабонервных, но имеет место быть.

При произвольном вращении машины лучший способ спастись — это отвалить от нее. Ни за что не начинайте тормозить. Можно попытаться помочь машине выровняться вращением руля в сторону заноса.

Как не дать машине опрокинуться?

Опрокидывание машины на крышу — результат фатальной ошибки. При скольжении или вращении скорее всего вы ничем себе не поможете. Но в случае, когда вес автомобиля слишком сильно уходит вправо или влево, ситуацию можно разрулить.

Когда машина накреняется в бок, хватит любой мелочи, чтобы она перевернулась. Поворот колес в противоположную сторону — естественная реакция водителя. Она-то и приведет к отдыху в кювете на крыше. Торможение тоже поможет быстрее перевернуться. Разберемся, как быть.

Предположим, что вы перестарались в повороте направо, и машина «облокотилась» на правые колеса, оторвав левые. Страшно, аж жуть. Не тормозите, даже если очень хочется. Поверните руль в сторону опрокидывания, то есть вправо. Даже если кажется, что это бред. Поворачивать влево нельзя — увеличите опрокидывающий момент.

Поворот вправо дастся вам тяжело не только морально, но и физически. Нагруженное колесо будет сопротивляться. Но так вы погасите опрокидывающий момент и сможете выровнять колеса.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda