Подведем итоги

Чем кардинально отличаются разные типы приводов?

Задний привод

В заднеприводных машинах за тягу и управление отвечают разные оси. Это удобно, потому что вы можете влиять на поведение машины задней и передней осью совместно или раздельно. Педаль газа и руль должны действовать «за одно», иначе ошибка одного органа управления усиливает ошибку другого.

На заднем приводе педаль газа — главная педаль безопасности. С нее начинаются все проблемы, даже занос на скользкой дороге. Только задний привод адекватно реагирует на защитную реакцию водителя — отпущенную педаль газа при сносе или заносе. Задние колеса начинают тормозить, как и хочет водитель

Задние колеса помогают в управлении. Когда передние управляемые колеса не могут повернуть, пробуксовка задних помогает повернуть скольжением задней оси.

Передний привод

Тяга и управление в переднеприводных машинах находятся на передней оси. Передние колеса — главные при любых маневрах. Они реагируют на поворот руля и на увеличение тяги.

Передний привод хорошо «ведет себя» на прямой. Переднеприводные машины редко теряют устойчивость даже на неровностях. В поворотах у них появляются особенности. Передний привод подвержен заносу, особенно при «закрытом газе». Стабилизировать машину можно нажатием на педаль газа. Для водителей это кажется абсурдным, но только так передние колеса вытянут машину из неустойчивого положения.

Полный привод

Полный привод — это симбиоз переднего и заднего. Поэтому у него есть характеристики и того, и другого. К ним добавляются собственные особенности из-за совместной работы двух типов привода.

У полного привода есть преимущества перед одноприводными машинами при прямолинейном разгоне, торможении и преодолении неровностей. В поворотах и при маневрах он может показать себя с неожиданной стороны и проявить поведение переднего или заднего привода.

На полном приводе всегда снижайте скорость перед экстренным маневром, чтобы не потерять устойчивость. Из заноса полный привод можно спасти прикрытием газа, но не до конца. Нельзя отпускать педаль совсем или нажимать на газ, как на переднем приводе.
Что делать на практике?

Опережающие приемы

  • Перед поворотом пытайтесь определить крутизну дуги. Полезно заранее понимать, какое в повороте покрытие, насколько длинный поворот, есть ли обочина и наклон дороги.
  • Заранее снизьте скорость перед поворотом. Если позволяет расстояние, то плавно, если нет — тормозите экстренно.
  • Перед неизвестным поворотом тормозите чуть раньше (хотя бы на 1 с). У вас будет запас безопасности, чтобы не попасть в критическую ситуацию.
  • Перед входом в поворот сместитесь чуть влево, к наружной стороне полосы. Так вы спрямите траекторию и уменьшите влияние центробежной силы.
  • На двухполосной дороге не вылезайте за пределы полосы.
  • Не пытайтесь интенсивно тормозить и одновременно поворачивать. Отпустите педаль тормоза и войдите в поворот. Можно немного дотормозить, когда вы уже находитесь на дуге.
  • На механике понижайте передачу перед поворотом, до того, как вошли на дугу, пока машина устойчива.
  • Если не знаете, на какой передаче входить в поворот, перестрахуйтесь и включите более низкую.
Контраварийные приемы

Как рулить?

  • Плотно прижимайтесь спиной к спинке кресла. Не упирайтесь в руль и не переносите на него вес тела. Не тяните руль на себя. Это замедлит вас, если придется экстренно крутить рулем.
  • Обе руки должны большую часть времени лежать в верхнем секторе руля. Убирайте их, только чтобы включить поворотник, переключить передачу и т. д. Руки на правильном месте на 30% повышают безопасность.
  • Держите руль полным закрытым хватом.
  • Если убрали одну руку с руля, увеличьте силу хвата другой. Так у вас будет больше шансов удержать машину во время критической ситуации.
  • Поворачивайте руль двумя руками. Основное усилие на той руке, в сторону которой поворачиваете. Сильные мышцы-сгибатели тянут руль вниз, и усилие получается больше.
  • Поворачивайте и выравнивайте руль без задержек и пауз. В повороте вы перераспределяете вес машины на одну сторону, и она становится менее устойчивой. Выравнивание возвращает машину в устойчивое положение.
  • Не перехватывайте руль в нижнем секторе. Это опасно и неэффективно. Перехватывайте руль в боковом или верхнем секторе.
  • Если вы поворачиваете руль больше, чем на 120 градусов, остановите вращение в точке «4» (направо) или «8» (налево). Перехватите руки и перенесите хват в верхний сектор.
  • Не скрещивайте руки в верхнем и нижнем секторах. Так вы заблокируете экстренные действия руки, которая находится ближе к центру руля.
  • Не отпускайте руль после поворота и придерживайте, пока он будет выравниваться. Можно получить неуправляемое вращение или ритмический занос, если дать руль вращаться без вашего участия.
  • После крутого поворота или разворота выравнивайте машину одной или двумя руками. Не давайте рулю проскальзывать или самовыравниваться.
  • Перед крутым поворотом или разворотом сильнее держите руль той рукой, в сторону которой будете поворачивать. Ее можно немного сместить вниз по рулю. Этот прием называется «предварительный захват».
  • Если одна рука у вас намного сильнее другой, то на скорости и в повороте используйте в основном ее. Вторая только помогает.

Как вести себя в заносе?

  • В заносе малой амплитуды крутите руль рывком двумя руками. Основное усилие совершает рука, в сторону которой вы поворачиваете.
  • В глубоком заносе рулите так: рывком поверните руль двумя руками на 60 градусов и «подкрутите» одной рукой на 120 градусов.
  • Если вы объезжаете препятствие на большой скорости и возвращаетесь в свой ряд, машина начинает раскачиваться. Будьте готовы отреагировать на глубокий занос.
  • Если машина перешла в критический занос, выключите сцепление и резко поверните руль до упора в сторону заноса. Так вы пустите машину по прямой.
  • В глубоком заносе на переднем приводе резко выключите и включите сцепление. Потом добавьте тягу.
  • В заносе на заднем приводе резко поверните руль в сторону заноса, добавьте газ, и верните руль в прямое положение.
  • Чтобы выйти из заноса на переднем приводе, отпустите газ и поверните руль в сторону заноса. После этого сразу же выровняйте руль и дайте тягу на ведущие колеса.
  • Управляемый занос в повороте может снизить скорость, но вы должны быть уверены, чтобы потом сможете стабилизировать машину.
  • Занос может перерасти во вращение, если вы не успеете на него отреагировать — будете действовать слишком медленно.
  • Занос перерастет в неуправляемое боковое скольжение, если вы затормозите и заблокируете колеса. Не пользуйтесь педалью тормоза в заносе. Работайте только педалью газа.
  • После неожиданного вращения или заноса не останавливайте машину поперек дороги. Разверните ее по ходу движения рулем или педалью газа.

Как тормозить?

  • Если вы импульсно тормозите на скользкой дороге, при каждом отпускании педали тормоза корректируйте траекторию рулем, чтобы машину не развернуло.
  • Если в критической ситуации вы перепробовали все методы торможения, и стало только хуже, пора тормозить о препятствие. Удары должны приходить по касательной на мягкие части передних крыльев.

Как вести себя в сложных ситуациях?

  • В колее прижимайте машину к одному из ее бортов. Так вы избежите рысканья и не дадите машине вылететь из колеи.
  • В луже на высокой скорости не крутите рулем и не давайте ему двигаться по собственному желанию. Застопорите его и направьте машину по прямой.
  • Если вы понимаете, что переднеприводная машина по касательной врежется в препятствие передним колесом, подготовьтесь к этому и не дайте рулю выскочить из рук. Удар в руль будет ощутимый.
  • Если вы решили развернуться на скорости или затормозить боковым скольжением, раскачайте машину. Выполните контрсмещение сначала в сторону, противоположную повороту, а потом заходите в нужный поворот.
  • На переднем приводе в критической ситуации нельзя доворачивать руль до упора. Управляемость машины снижается.
  • Если машина двумя наружными колесами оказалась в кювете, не поворачивайте резко руль в сторону дороги. Так вы усугубите ситуацию — машина опрокинется. Верните машине устойчивость поворотом руля в сторону обочины и потом выведите ее на дорогу.

Как маневрировать?

  • Перед началом маневра загрузите переднюю ось машины: затормозите двигателем — отпустите педаль газа, включите понижающую передачу или затормозите педалью тормоза. Поворот руля начинайте в момент, когда растормаживаетесь, и машина приподнимает нос.
  • После входа в поворот мягко нажмите на педаль газа. Так вы повысите управляемость машины.
  • Стройте траекторию с максимальным радиусом — сглаженную. Начинайте и завершайте поворот по наружной стороне полосы и только в самой крутой его части переходите на внутреннюю.
  • Если на механике вы не успели понизить передачу перед поворотом, сделайте это на дуге поворота. Главное — мягко, чтобы машина не ускорилась и не замедлилась.
  • В повороте при критической скорости не тормозите импульсами. Машина может потерять устойчивость. Используйте плавное торможение, но помните, что оно не очень эффективное, и вы сбросите не больше 20 км/ч.
  • Наружные колеса в повороте обеспечивают устойчивость. Следите, чтобы они не попадали на неровности.
  • На переднем приводе не бросайте резко газ в повороте. Задняя ось может соскочить. Подхватите машину тягой, и она стабилизируется.
  • Проходите крутой поворот на скорости по ломанной кривой. Рулите короткими импульсами и переменно нажимайте на газ.
  • Если вы входите в поворот на критической скорости и не успеваете затормозить, оставьте попытки тормозить и резко направьте машину в поворот в сторону внутренней обочины. Центробежная сила сорвет его в боковое скольжение. Это снизит вашу скорость.
  • Когда машина скользит передними колесами, не нажимайте на тормоз и не выкручивайте руль еще сильнее. Уменьшите угол поворота колес, затормозите и загрузите передние колеса. После этого попытайтесь заново войти в поворот под нужным углом.
  • Если машину снесло, или она начала вращаться, вы не смогли ничего сделать, но мощность успела упасть, понизьте на механике передачу.
  • Чтобы боковое скольжение не перешло во вращение, не нажимайте резко на газ или тормоз.
  • В дуге поворота сохраняйте постоянную тягу. Догружайте передние колеса легким прикрытием газа, но не бросайте педаль полностью. Педаль газа отвечает за управляемость.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda