Психологическая подготовка гонщика

Работа с психологическим давлением и стрессом, концентрация и фокусировка на трассе, управление эмоциями и контроль нервозности, ментальная подготовка и визуализация успеха
раздаточный материал
Невозможно выиграть гонку, если сидишь за рулем «слабого» автомобиля. Когда же все гоночные болиды имеют схожие технические характеристики, а законы физики для всех одинаковы, то главным фактором для победы становится психологическая устойчивость гонщика.

Про психологическую составляющую активно заговорили в сезоне 2016 года Формулы-1. Редактор издательского бренда «Autosport» Бен Андерсон высказался, что состязания гоночных «гаражей», с их техническими разработками, сменила война психологической подготовки пилотов.
Мерседес Пэдди Лоу
В гонках Формулы-1 принята аксиома, которую впервые озвучил технический директор Мерседес Пэдди Лоу: победа в каждой гонке на 50% зависит от гонщика и на 50% от гоночного болида.

В разработки технической части авто вкладываются колоссальные деньги, потому научились делать мощные, управляемые и качественные, улучшили аэродинамику. А что с гонщиками?

Последний десяток лет гоночные команды нанимают дорогих и грамотных тренеров, чтобы пилоты имели отличную физическую форму. Пилоты проводят в спортзалах все свободное от заездов и тренировок на треке время.

Но в 21 веке важным является развитие устойчивости психики к нагрузкам и управления сознанием. Сегодня, в автоспорте идет состязание не болидов, а пилотов.
Стресс и гонка

Гормоны стресса

Фармацевтическая компания «Рон-Пуленк» и парижский институт проводили совместные анализы крови пилотов Формулы-1 прямо во время заездов Гран-При. В крови всех исследуемых был повышен уровень гормонов адреналина и норадреналина. Высокий уровень этих гормонов приводит к сужению сосудов, концентрации и фокусировке, но и увеличивает нагрузку на сердце.

В обычной жизни это нужно для принятия жизненно важных решений. После уровень гормонов снижается. Но в условиях автогонок уровень гормонов не снижается до окончания соревнования. Длительно высокий уровень гормонов стресса приводит к проблемам с миокардом и сосудами.

Как действует стресс на гонщиков?

Одни пилоты отмечают прилив сил во время того, как слышат рёв двигателей вокруг себя. Это выброс гормонов стресса. При этом, далеко не все умеют быстро переключаться «в норму» после стартового флага. Эмоции захватывают сознание гонщика. А после это приводит к переоценке собственных сил, авариям на трассе и даже летальным исходам.

К этой категории относится британский гонщик Дерек Уорвик, который рассказывал одному изданию, что после того как видел стартовый флажок, он чувствовал себя особым человеком, чуть ли не сверхчеловеком.

Другие авто спортсмены учатся отслеживать уровень стресса и для его снижения выполняют разные действия, которые возвращают им контроль над эмоциями. Обычно эти ребята и занимают первые места в турнирной таблице.

Причины стресса

Почва у стресса бывает разная. Мы рассмотрим три варианта.
С невротической составляющей, когда человек неделями думает о гонке и боится проиграть или даже выиграть. Да, бывает и такое. Страх успеха/неудачи частая причина роста стресса перед гонкой.

Вторая причина — страх за свою жизнь. Каждый год на гоночных трассах гибнут люди. Потому каждый гонщик задумывается о своей безопасности. Но уровень безопасности год от года растет. Потому гонщики начинают переживать еще из-за одного момента.

Третья причина — страх ошибки. В этом случае уже не здоровье волнует гонщика, а потеря контракта и спонсоров, внеплановое завершение карьеры в автоспорте.

Как справляются со стрессом профи?

Перед гонкой необходимо обуздать свой стресс и сосредоточиться на трассе. Большинство профессиональных автоспортсменов используют ритуалы. Это самое простое, что человек может сделать для стабилизации своего состояния. Такой способ берет свое начало в телесно-ориентированной психотерапии.
Суть любого ритуала заключается в повторении простых действий, которые вызывают чувство спокойствия и безопасности. Это снижает выработку гормонов стресса и дает дозу гормонов счастья. Напряжение спадает, и мозг готов работать продуктивно.

Для этого одни гонщики приучают себя к общению с прессой перед гонкой. Есть мнение, что общение с внешним миром и незнакомыми людьми лишь повышает уровень стресса. Но об этом чуть позже.

Вторая категория пилотов усаживается в кокпит и проверяет давление шин, двигатель, заднюю подвеску и другие показатели. Тут играет роль как садиться в авто, как браться за руль, в какой последовательности осматривать приборы.
Третьи автогонщики проводят время с кем-то из близких. Например, жена гонщика Филиппа Штрайфа всегда подавала ему перчатки и похлопывала по плечу, когда он уже находился внутри спорткара.

Те, кто сильно переживают за свою жизнь, прибегают к ношению амулетов, приделывают к крышке радиатора различные предметы. В истории автогонок был пилот, который возил в кузове мягкую игрушку «мишку» своей дочери. У другого были красные шорты-бермуды.
Современные гоночные команды тратят большие деньги на психологов для пилотов. Если понаблюдать за ними, то 9 из 10 пилотов не любят проводить время наедине с собой перед гонкой. Они активно общаются с прессой, делают громкие провокационные заявления и изливают душу как только могут. Это еще один из способов психологической самопомощи.

Но есть два момента, положительный в том, что если гонщик делает это осознанно, то он понимает свои эмоции и контролирует их. Второй, отрицательный, когда гонщик делает это для избежания высокого уровня стресса в период ожидания старта и после переключиться сразу в гонку. Тут ноль осознанности и понимания.

Еще один способ снять стресс, если хочется поделиться с кем-то своими переживаниями, а толпы корреспондентов нет — снять пару-тройку видео для соц. сетей и выложить. Но для снижения уровня стресса будет достаточно просто высказать свои мысли и переживания на камеру.

Но кроме осознания своих эмоций и снятия стресса, есть и другие психологические уловки. Например, визуализация.
Визуализация успеха
Визуализация в автоспорте никак не связана с эзотерикой, картами таро и другими псевдонаучными подходами по достижению успеха и целей.
Тут дело не в представлении себя на пьедестале с кубком в руках.

В автогонках участники заранее изучают трассу. Выстраивают стратегию движения по ней, в какой поворот с какой скоростью входить и на какой передаче, и другие важные вещи.

Если трасса уже знакомая, то пилоты представляют в голове весь маршрут. Каждый поворот, прямые участники. Данный метод позволяет выстроить новые нейронные связи в мозге. Это снижает уровень стресса перед предстоящей гонкой.

Метод визуализации позволяет представить решение нестандартных ситуаций во время гонки, которые не получится смоделировать физически на трассе. Для мозга нет разницы, видит от перед собой реальный мир и физические предметы, или же это наша фантазия. Организм реагирует на визуализацию теми же действиями, во время страха мышцы сжимаются, в кровь выбрасываются те же самые гормоны стресса, сужаются сосуды и увеличивается частота сердечного ритма.
Потому, важно «отрабатывать» не только безупречный проезд по треку, но и решение нештатных ситуаций, учиться контролировать эмоции и осознавать свои чувства во время возникновения препятствий на треке.

Помимо действий на мозг, визуализация задействует и физический уровень. Доказано это было экспериментом Алана Ричардсона, в ходе которого психолог установил, что визуализация тренировок с баскетбольным мячом увеличила точность попадания испытуемых в корзину почти на двадцать процентов.

Из этого следует, что визуализация важная часть тренировочного процесса в автоспорте, как и посещение тренажерного зала, или езда на треке за рулем спортивного авто.
Как научиться визуализации?
Найти тихое место без кучи посторонних звуков, с комфортной температурой воздуха. Свет в помещении приглушенный. Так будет проще расслабиться и услышать себя.

Сядьте облокотившись спиной о спинку кресла или стула. Расслабьте тело, как бы повесив его на спинку и подлокотники.

Начните дышать животом, или диафрагмой. Дыхание ускорит процесс расслабления.

Попытайтесь представить задуманную картинку и прокрутить нужный вам отрезок заезда по трассе. Как только у вас получится диссоциировано просматривать «фильм» со своим участием от первого лица, добавьте к этому задачу — осознавать свои эмоции от увиденного, замечать телесные проявления и отслеживать причину их возникновения.

Если вы научитесь это делать вне кресла гонщика, то уровень стресса на треке будет в разы меньше. А если будете использовать все рекомендации, то у вас получится контролировать свой стресс.
А нужен ли психолог?
В режиме систематических заездов организм и психика гонщика адаптируются к частым стрессовым ситуациям. Но и они посещают специалистов, чтобы убирать страхи, прорабатывать проблемы социальной жизни, которые на первый взгляд не влияют на гоночный процесс, разбираться в совершенных ошибках в нештатных ситуациях и становиться эмоционально стабильнее.

Новичкам в автоспорте мы рекомендуем проходить дополнительную подготовку в психологическом плане. Поскольку нагрузка на психику возрастает в разы, человек получает много материала для осмысления, на треке двигается с непривычными скоростями, несет дополнительную ответственность за спорткар, и многое другое.

В обычной жизни нам крайне редко приходится принимать решение за секунду, или доли секунд. Чтобы принятое решение было максимально взвешенным и верным, требуется чистота сознания, концентрация и скорость взвешивания вариантов. Первое даст практика медитации, для третьего подходит визуализация с перебором вариантов. На расширение поля зрения и концентрацию есть различные упражнения.
Упражнение зеленая точка
Берете чистый лист бумаги. Рисуете в центре листа зеленую точку размером 3−4 мм. На протяжении 10 минут вы смотрите только на эту точку и не отвлекаетесь ни на что другое. Данная техника развивает концентрацию и периферийное зрение, без которых нечего делать в автогонках.

Во-первых, важно следить за всем происходящем за пределами кузова своего авто.

Во-вторых, внутри авто находится множество датчиков, за показаниями которых необходимо следить во время всей гонки.
Упражнение секундная стрелка
Требуются часы с секундной стрелкой. Пять минут наблюдайте за движением стрелки. Не отвлекайтесь ни на что. Как только отвлеклись, начинайте заново. Ваша задача научиться концентрироваться на стрелке и пять минут видеть только ее и думать только о ней.

Осложнять ситуацию может появление злости на себя, если сидите уже полчаса и никак не получается не отвлекаться от стрелки.

Бонусом потренируйте осознанность и контроль эмоций.
~
вы за рулем спорткара вваливаете на треке, а инструктор на месте пассажира делится навыками, которые вы сразу закрепляете на практике
запишитесь в гоночную Академию RACEONE.PRO и победите в своей первой гонке
Made on
Tilda