Тормоза имеют свойство греться. Поэтому их главная боль — это температурный режим. В машинах, подготовленных для трека, в первую очередь меняют тормозную жидкость и колодки. При перегреве колодка заполировывается, нет абразива между колодкой и диском, и эффективность торможения становится слабой.
Бывает, что колодки из-за неправильного торможения постоянно стираются. В серийных автомобилях тормозные системы и колодки рассчитаны на большие пробеги, а в автоспорте все наоборот. Колодка должна прослужить 2 гоночных дня, но максимально эффективно. У нее большой коэффициент сцепления, но хватает ее не надолго.
Получается замкнутый круг. Для эффективного торможения нужен высокий коэффициент сцепления, но при этом возрастает температура в точке трения тормозного диска, в колодках, тормозной жидкости и всей системе. Поэтому наша задача — поменять тормозную жидкость.
Обыкновенная гражданская жидкость для наших температур не подойдет, иначе мы получим пузырьки в тормозной системе от ее закипания. Тормоза перестанут работать, как нужно, и будут «проваливаться». Поэтому их важно охлаждать — подводить холодный воздух к точке трения. Самые проблемные температурные зоны — это места контакта тормозной колодки и диска.
Ни одна гражданская тормозная система, даже на Ferrari и Lamborghini, не выдержит нагрузок гоночного трека. В гражданской машине есть вакуумный усилитель тормозов, который в базе усиливает давление, и нам самим напрягаться не нужно. У гоночного авто очень жесткие тормоза с маленьким ходом педали. Это напрямую влияет на управляемость и эффективность торможения, позволяет дозировать миллиметровым нажатием педали ее положение и ловить нужную грань. Но без сильных ног за рулем спортивного авто вам придется туго. Придется качать ноги, растягивать ступню.
Главное отличие при торможении на гражданском и спортивном авто — это принцип торможения. На обычных дорогах мы используем прогрессивное торможение. Решаем замедлиться, плавно нажимаем на педаль тормоза, чтобы нам сзади не въехали в бампер, и увеличивает силу нажатия на педаль тормоза, пока не остановимся.
На треке работает регрессивное торможение. Первый контакт с педалью — самый активный. Мы со всей дури бьем в педаль тормоза: чем быстрее движется автомобиль, тем сложнее заблокировать колеса. Потом плавно отпускаем педаль тормоза, и это влияет на управляемость. Бросать педаль тоже нельзя. Усилия на педаль должны становиться меньше, пока мы плавно не отпустим ее. Этому мы и учим будущих пилотов: как перестать тормозить на треке, будто вы едете по улице.