Что нужно сделать с автомобилем перед выездом на трек; основные ошибки.
Базовые требования к выезду на трек
Перед выездом на трек машину нужно полностью технически доработать. И речь не о чем-то заоблачном, а о базовом минимальном пуле доработок. То есть машина должна быть в идеальном техническом состоянии. На треке любой косяк или проявится сразу, или спустя время, но гораздо сильнее. Практически любое авто перед выездом на трек нужно дорабатывать.
Есть минимальные исключения, типа Порше GT 3. Но со временем каждую машину придется дорабатывать. В первую очередь меняем тормозные колодки и тормозную жидкость со стандартных гражданских на спортивные.
Тормозная жидкость должна иметь высокую точку кипения, и колодки тоже нужны более «горячие», чтобы они не разрушались при высокотемпературном нагреве. Гоночные колодки для любительского спорта лучше не ставить — они не работают на низких температурах, и нужно учиться их нагревать. Помимо тормозных колодок, придется поработать и с другими составляющими тормозной системы, чтобы увеличить площадь контакта системы. Заменим суппорта и тормозные диски.
Изменим развал колес. Гражданский автомобиль почти все время едет по прямой. Пятно контакта шин максимально, чтобы машина хорошо замедлялась, а покрышки не изнашивались. На гоночном треке все иначе: автомобиль должен быть стабильным в поворотах. Нагруженное колесо не может обламываться или уходить. Развал делают максимально большим, тогда во время крена машина чувствует себя стабильно.
Обслуживание спортивного авто перед выездом на трек
Если на подготовленной машине вы собираетесь ездить и на трек, и на работу, то делать слишком большой развал нельзя. В городе автомобиль будет отвратительно тормозить, да и выглядит это сомнительно.
Последнее, что нужно проверить перед выездом на трек, — это все жидкости. Пусть даже они будут базовые, но свежие. Антифриз, масла, масло в коробке — все это нужно проверить и при необходимости обновить. Если вы долго катались по городу, ничего не заменили, а масла осталось на «донышке», на треке все сломается в первый же день.
Дальше можно изгаляться, как пожелает душа. Частая доработка — установка кресла-ковша, чтобы не летать из стороны в сторону во время перегрузок. Под трек можно купить отдельный комплект шин, чтобы не портить его в городе. Некоторые увеличивают выхлоп.
Если вы решите сделать из семейной тачки корч, то от семейной не останется ничего. Придется выкинуть весь салон, чтобы облегчить машину до минимума. Обшивку, все внутренности — вон. А на их место — каркас. Потом форсируете двигатель или полностью меняете, ставите регулируемую подвеску, и машину не узнать. На дорогу на такой тачке выехать уже не получится — запрещено ПДД.
Основные ошибки в подготовке авто к треку
Ошибка 1. «Большая стройка»
Есть такая категория людей, которые все хотят сделать идеально и сразу. Вот они впервые оказываются на треке и решают идти по пути максимальных доработок машины. Это бессмысленно и даже вредно. Машину нужно дорабатывать под себя в тот момент, когда вы достигли ее предела.
Пока до предела автомобиля еще далеко, нет смысла его дорабатывать. Скорее всего в текущей конфигурации машина может ехать быстрее — все зависит от навыков пилота. Это легко проверить. Сажаете за руль вашего авто профессионального пилота, он проезжает 2 круга и выдает время. Если ваше время существенно хуже времени пилота, то дело не в тачке, а в навыках. И прокачивать надо свои умения.
У машин, сделанных с запасом, есть еще один минус. Вы перестаете в них развиваться. Получается, бесполезно теряете время на треке — никаких новых навыков получить не выйдет.
Ошибка 2. «Трек — не город»
Когда вы приезжаете на трек, вам может показаться, что машине все равно, катаетесь вы в городе или на треке. Это не так. Нельзя недооценивать нагрузки, которые машина испытывает на треке. Если вам кажется, что быстрая езда по городу и резкие перестроения — это и есть спортивная езда, то на треке вас ждет разочарование. Спортивное вождение не имеет ничего общего с агрессивной ездой по городу.
На треке вы нагружаете автомобиль гораздо больше, чем в городе. Его износ будет в 10 раз больше, чем на обычной дороге. Поэтому на трек нельзя выезжать на автомобиле в неидеальном состоянии. Вы моментально его перегрузите, и все сломается. Вы будете ехать на пределе возможностей и сцепных свойств, а покрышки работать на пределе тормозных свойств. Ресурс автомобиля на треке сильно сокращается. Поэтому ваше желание кататься на одной и той же машине на работу и на треке вряд ли сбудется.
Эксплуатация машины на треке
Техническое обслуживание: что и когда
Первое, что нужно готовить к треку, — это тормозная система вместе с тормозной жидкостью, и шины. Этого хватит на первые несколько приездов на трек. Причем, такой принцип работает и со спорткаром.
Спорткар больше предрасположен к нагрузкам, чем гражданская машина, которую притащили на трек, но базово подготовить ее по тормозам и шинам нужно обязательно. У спорткара в этом случае просто будет больше возможностей. На нем уже установлены гоночные компоненты: шины большого диаметра и ширины, тормоза с хорошей производительностью и амортизаторы с повышенной жесткостью. Машина почти готова к гонке, но нужно ее правильно эксплуатировать.
Особенности технического износа авто на треке
Даже в подготовленной спортивной версии авто или спорткаре в первую очередь страдают тормоза. Если их бездумно эксплуатировать и ездить без остужения, то они откажут на любой машине.
Второй пострадает коробка передач. На спорткаре спортивный гидротрансформатор уйдет в аварийный режим, то есть перегреется, если гонять бездумно.
Технический осмотр
Гоночный автомобиль нуждается в техническом осмотре кратно чаще, чем гражданский. Конечно, это зависит от манеры езды. Под пилотом, гоняющим быстрые участки, и медленным студентом машина ведет себя по-разному. В машине пилота менять расходники придется чаще.
В любом случае, на треке на одних колодках вы проедете заметно меньше, чем в городе. И масло надо менять раз в 10 чаще. Гораздо быстрее стираются тормоза и шины. О бензине и речь не идет, заправляться на треке тоже придется чаще. В идеале обзавестись своим техническим специалистом. Самому менять колеса, выставлять давление, менять тормозные колодки и при этом гонять — очень сложно.
Главное условие выезда на трек — техническая исправность машины. Перед заездом проверьте уровень всех жидкостей и замените их, если нужно, проверьте давление в колесах, уберите все лишнее. Этого достаточно для гражданской машины, на которой вы собрались на трек-день. Если вы пошли дальше и замахнулись на настоящую гоночную тачку, требований становится больше. Должна быть действующая система пожаротушения, целый каркас безопасности без повреждений и вес не менее положенного. Все это входит в технический осмотр перед гонкой.
Спортивный Кодекс Российской Автомобильной Федерации Глава 8. Автомобили.