Чем отличается от стокового автомобиля: характеристики, устройство, регламентные требования.
Спортивный автомобиль — это не фантастический космический корабль, а та же машина, но с другими характеристиками. Иногда это скорость, иногда проходимость. Каждый класс гонок подразумевает разные особенности автомобилей.
Гоночный автомобиль можно сделать из чего угодно. Даже обыкновенный семейный хэтчбек вроде Фольксвагена Поло или Форда Фиеста можно превратить в гоночный. Хотя ощущения от таких заездов будут совсем иные — будто управляешь пороховой бочкой. Значит, конструкция все же имеет значение.
Спортивный и гоночный автомобиль — не одно и то же. Спортивное авто выходит с завода, заранее подготовленное. Такая машина быстрая, мощная, создана для динамичной езды и имеет большой ресурс. Гоночная машина строится как бы на один раз. Ее задача выдать максимум при ограничениях того класса, в котором она выступает. А потом ее отправляют в ребилд. Гоночное авто — это короткий ресурс двигателей, коробки, тормозов и т. д.
Ferrari California
Отличия спортивных авто по видам гонок
Спортивные автомобили можно поделить на 3 большие категории: кузовные, прототипы и болиды. Каждый из них применяют в своем виде гонок: кольцевые, ралли, дрифт и многие другие подвиды. Мы обучаем основным навыкам для каждого вида.
В мировой практике гонки — это гораздо более обширное понятие, чем просто быстрые и красивые тачки, которые хотят обогнать друг друга. Джип триал, рекорды мировой скорости — все это гонки, но очень специфические.
Первое, что приходит в голову при слове «гонка», — это кольцевая трасса, типа формульной. Поэтому начнем именно с кольцевых гонок. В них используют все 3 вида спортивных автомобилей. Кузовные чемпионаты проходят в известных мировых классах WTCC или WTCR (чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам автомобилей класса туринг). Обычно это машины мощностью от 350 л.с. на больших колесах и с мощными тормозами. В региональных классах участвуют тачки послабее: 250 л.с., 200 л.с. и даже 160 л.с. Все они отличаются по цене, сложности подготовки, мощности двигателя и размеру.
Фото авто из класса кольцевых гонок
В классе GT участвуют серийные автомобили и переделанные специально для участия в гонках. Сейчас некоторые заводы с конвейера выпускают подготовленные машины. Для этого создают специальные спортивные отделения. Кузов таких машин идет отдельно, а не на общую линию. Его по-другому красят, не проводят антикоррозионную подготовку и всячески уменьшают вес. Потом ставят каркас безопасности и остальные примочки.
Фото авто из класса GT
Болиды — отдельный класс автомобилей. Это самые правильные машины для кольца, там они и находят применение. У таких машин двигатель сдвинут к задней оси: среднемоторная компоновка или заднемоторная. Они очень легкие, но при этом прочные, с открытыми колесами и практически идеальной аэродинамикой. Они должны развивать максимально возможную скорость и отвечать требованиям тех классов, в которых соревнуются.
Фото болида
Самые известные болиды катаются в Формуле 1. В действительности кольцевых гонок на болидах очень много: Формула Е, Формула 4, GP2, GP3, разные марочные гонки. Прототипы используют в кольцевых гонках, в ралли кроссе, ралли рейде и других ралли. Их отличительная черта — несущая конструкция, специально построенная, чтобы в нее вставлялись агрегаты для конкретного прототипа. Авто для кольца делают низкими, легкими и жесткими. А для ралли — высокими, с большим ходом подвески. Прототипы умудряются преодолевать препятствия без потери скорости и с легкостью гоняют по неровной поверхности. Двигатель у них может быть расположен где угодно.
Прототипы автомобили нескольких производителей. Например, шасси могут производиться любой фирмой. Покупая машину, вы покупаете шасси. Вы выбираете гонку, а в гоночном классе все машины объединены одним и тем же мотором, и он будет изготовлен совершенно другой фирмой. По сути, прототип — это шасси плюс разные моторы, подвеска и другие агрегаты.
Бывает по-другому, когда в гоночной категории унифицирована часть деталей, а остальные гоночная команда выбирает на свое усмотрение. Например, в Наскаре автомобили полностью унифицированы и отличаются только двигателем. С ним можно изгаляться по полной.
Фото авто из категории монокласс
Самая интересная категория — это монокласс. В ней гонщики соревнуются на идентичных автомобилях. У них полностью совпадают кузов, двигатель, трансмиссия. Команда может поковыряться только в настройках машины, но не имеет права менять элементы. Здесь все зависит от пилота: как он занимался подготовкой, насколько чувствует машину и нашел ли правильные настройки.
Фото авто из категории дрифт
Последний вид гонок — это дрифт. В его классическом варианте не используют болиды или прототипы, а гоняют только на кузовных авто. Дрифт — самый молодой вид автоспорта, поэтому его развитие только набирает обороты. Сейчас стали появляться шасси с новыми кузовами. Но, как правило, дрифт — это про старые тачки до 2010-го года. Машины переделывают из гражданских кузовов, ставят туда каркас, кресло и все остальное.
Главные характеристики спортивных авто и на что они влияют
Спортивные автомобили кардинально отличаются друг от друга в зависимости от их применения. Машины для ровного и сухого кольца — низкие, широкие с хорошей аэродинамикой. В джип триале такому авто делать нечего. Здесь нужен большой ход подвески, прочность и вес. Тяжелая полноприводная машина с мягкой подвеской и специальной конструкцией бампера, который наглухо приваривают к раме.
Для ралли рейда подойдет что-то среднее. Мощные, прочные и с хорошей подвеской, но в то же время быстрые и аэродинамичные. Им придется нестись на всех парах по бездорожью.
Болиды строят заднеприводными, на асфальте полный привод не нужен. А в ралли-рейде, наоборот, не выберешься из песков или болот без полного привода. Получается, что единого правила, по которому строят все спортивные машины, не существует. Каждый класс гонок требует что-то свое. И по внешнему виду опытный человек сразу определит, в каких гонках будет участвовать машина.
Регламентные требования к автомобилю
Без технического регламента не обходится ни одна гонка. Его можно разделить на две части: регламент, который влияет на конкурентоспособность автомобиля в его классе, и регламент, касающийся безопасности машины. В России основной орган автоспорта — это Российская Автомобильная Федерация, РАФ.
Часть регламента, отвечающая за безопасность, схожа для всех классов автомобилей в любых соревнованиях. В ней прописаны требования к каркасу безопасности, его строению, омологации сидений, ремней, системы пожаротушения и рулевого колеса. Указаны стандарты по сроку эксплуатации: ремни — до 5 лет, сидения — до 10, комбинезон — до 10.
Омологация — это допуск к соревнованиям. Необходимо, чтобы каркас безопасности вваривала только легитимная компания, а не Вася в гараже. И эти требования указаны в регламенте не просто так. Все правила в автоспорте написаны кровью.
Вторая часть регламента о конкуренции нужна, чтобы автомобили в одном классе находились в равных условиях. В нем прописаны нюансы для разных классов. Где-то нельзя использовать секвентальную коробку передач, где-то запрещено дорабатывать двигатель. В некоторых классах нельзя использовать электронные системы помощи пилоту. Таких запретов много, и они продолжают писаться.
Технический регламент четко определяет, что можно, а что нельзя. Перед соревнованиями техническая комиссия проверяет автомобиль на соответствие требованиям безопасности, а после гонки может проверить любой агрегат на легитимность его подготовки. После гонки все автомобили взвешивают, вес — важная характеристики в гонках на скорость.
Паспорт омологации каркаса безопасности Subaru WRX STi Tyumen в гараже Raceone.pro
это целая брошюра, составленная со всеми мельчайшими подробностями
описан и сфотографирован каждый узел каркаса
и приведены нормы и стандарты омологации, зафиксированные в техническом регламенте РАФ