Что такое экстренный разгон и торможение?. Зачем они нужны?

разгон; торможение; как подготовиться к экстренному торможению?; какое бывает торможение в экстренных ситуациях?; зачем оно нужно?
Экстренный разгон
Интенсивный разгон — это не способ попонтоваться и уделать всех со светофора, а прием безопасности. Чем меньше времени вы потратите на маневр, тем безопаснее он пройдет. Так вы уйдете от нетерпеливой машины сзади, которая хочет в вас въехать, не врежетесь на встречке лоб в лоб и объедете препятствие без последствий.

Экстренный разгон с места выполняют резким включение сцепления на максимальной тяге на механике или резким нажатием на газ на автомате. Передние колеса начнут буксовать. Это поддержит мощность двигателя, повысит температуру шин и увеличит их сцепные свойства. Такой разгон «прокатит» только на асфальте или твердом грунте с хорошим сцеплением. На льду и снеге ничего не получится.

На механике повышающую передачу и сцепление включают резко. Иногда не полностью выжимают сцепление, не сбрасывая газ. Это вредно для машины, поэтому способ подходит для исключительных случаев. Используйте скоростную перегазовку, чтобы тронуться с места. Мы разбирали этот прием в прошлых уроках.
Экстренное торможение
Экстренное торможение на то и экстренное, что затормозить традиционно — педалью тормоза вы не успеваете или не можете. Тормозная система отказала, или машина может потерять устойчивость при нажатии на тормоз. Самое эффективное импульсное торможение заблокирует колеса, а на плавное машина не отреагирует. Для этого есть другие, более «хитрые» методы торможения. Например, можно использовать управляемый занос как способ торможения.

Как тормозить боковым соскальзыванием?

Вызовите занос резким нажатием на газ в повороте с плохим сцеплением — на льду, снегу и т. д. Когда машина войдет в занос, закройте газ и стабилизируйте машину поворотом руля в сторону заноса.
Второй вариант управляемого заноса — резко включите пониженную передачу в дуге поворота. Или совершите в повороте маневр с резким нажатием на газ. Например, перед поворотом налево сначала сместитесь направо, а потом резко влево и так же резко нажмите на газ. Все вместе вызовет вращательный импульс, который увеличится из-за пробуксовки колес. Когда машина замедлится, стабилизируйте ее поворотом руля в сторону заноса и подотпусканием педали газа.

Прием «газ-тормоз» на переднем приводе тоже приводит к управляемому заносу. Задние колеса блокируются, а на передних остается тяга. На переднем приводе долго ехать боком не выйдет. «Газ-тормоз» не получится на переднеприводной машине с АБС (на большинстве современных гражданских машин). Вместо этого можно временно убрать ногу с тормоза и прекратить тягу или на короткое время включить ручник.

Ритмический занос тоже можно использовать как способ аварийного торможения. Он опасен сам по себе, но в критической ситуации, например, на спуске при отказе тормозной системы, спасет жизнь. Выполните серию ритмичных маневров из стороны в сторону, типа «змейки». Каждый поворот руля сопровождайте резким нажатием на педаль газа. Так вы получите поочередные заносы вправо и влево. Рулить в экстренной ситуации придется очень быстро. Недостаток скорости и уверенности могут привести к вращению машины и сделают еще хуже

Как тормозить сносом всех колес?

Снос всех колес — сложная техника. Ее стоит применять, чтобы погасить излишнюю скорость в повороте, которая вот-вот перерастет в критическую. Особенно на скользком покрытии. Любым способом загрузите передние колеса (тормозите тормозом или двигателем, включите пониженную передачу) и, пока не пропал этот эффект, резко направьте машину на дугу. Центробежная сила сорвет машину в боковое скольжение, а физика сделает все за вас и сильно снизит скорость машины.
Снос — непредсказуемая штука. Если вы не вовремя загрузите колеса, переднюю ось снесет слишком сильно. Машина потеряет управляемость. В ответ на это немного притормозите, чтобы увеличить загрузку переднего наружного колеса.

Вторая опасность: полностью сбросите газ — скольжение перейдет во вращение. На механике быстро выключите и включите сцепление, чтобы выровнять скорость вращения передних и задних колес. На автомате то же самое проделайте с педалью газа. Заставьте себя держать газ открытым, даже если очень хочется все бросить.

Снос всех колес — это всегда временная потеря управляемости. Поэтому нельзя применять его в любой непонятной ситуации.

Экстренное комбинированное торможение

Самый эффективный способ торможения, который можно выполнить только после большого количества тренировок. Комбинированное торможение — это сумма тормозных усилий, работы двигателя и руления. Его сложность в том, что нужно одновременно или поочередно на большой скорости выполнять много разных движений руками и ногами.

Примерный план комбинированного торможения такой:

  • Руки на руле в позе готовности — «10−2» или «9−3». Стопа правой ноги — на педали тормоза.
  • Импульсно затормозите несколько раз, постепенно увеличивайте силу нажатия и продолжительность усилия. В каждый момент растормаживания корректируйте устойчивость машины рулем. Торможение импульсами прекращает блокировку колес и максимально задействует тормозную систему.
  • Выполните «перегазовку» на механике. Для этого тормозите носком ноги, а пятку разверните в сторону педали газа. Это нужно, чтобы создать антиблокировочный эффект ведущих колес. С системой АБС все проще.
  • Левой ногой на механике выключите сцепление и включите понижающую передачу.
  • Повторите все с начала и постепенно дойдите до 2 или 1 передачи.

Как тормозить вращением?

Вращение прибережем на случай полного отказа тормозной системы. Это очень эффективный способ с самым коротким остановочным путем. Задние колеса едут боком, и их тормозной путь превращается в спираль. Вы фактически тормозите трением. Но способ не для слабонервных.

Три операции, чтобы тормозить вращением:


  • Создать начальный импульс вращения:
  • повернуть колеса, начать поворот, включить и выключить ручник,
  • повернуть колеса и резко включить понижающую передачу, в этот момент отпустить педаль газа ,
  • повернуть руль в сторону, противоположную вращению, начать поворот в другую сторону и резко открыть газ,
  • вызвать занос в сторону, противоположную вращению, и уйти в критический занос в направлении вращения.
  • Перейти во вращение вокруг передних колес скольжением задних. Задние колеса должны пробуксовывать из-за подачи газа.
  • повернуть колеса на максимальный угол, создать пробуксовку задних колес и удерживать этот режим, пока машина вращается на 180 градусов.
  • Перейти во вращение вокруг задних колес скольжением передних (полицейский разворот — разберем бонусом в следующих уроках).

Торможение вращением можно иметь в виду, но тренировать его на практике безопасно только на специальных площадках и полигонах.

Контактное торможение

Последний способ торможения, когда на остальные вы не решились или не успели, — это удар о препятствие. Вариант на случай, когда альтернативы не осталось. У гражданских машин есть система пассивной безопасности на случай столкновения. Ваша задача — не врезаться лоб в лоб в машины и другие объекты на дороге. Скользящий удар о препятствие снизит скорость и сохранит жизнь. Поэтому — рулите.

Лучше всего «амортизируют» крылья и багажник. Элементы кузова хорошо сминаются и поглощают энергию удара. Поэтому машины не делают слишком жесткими. Это и есть та самая пассивная безопасность.
Аварийную ситуацию можно сделать управляемой. Уйдите от лобового столкновения, погасите скорость ударом о препятствие по касательной и не забывайте, что машина может отскочить в сторону. Контролируйте руль и будьте готовы отреагировать на изменение траектории.

Перед ударом не забудьте о себе и мерах предосторожности. Упритесь левой ногой в пол, максимально «вожмитесь» в сиденье и держите руль стопорящим захватом.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda