Как почувствовать габариты машины?

почему вы не чувствуете габариты?; упражнения, чтобы ощущать машину; как не бояться ездить на машине любого размера?
Ощущение машины — гарантия вашей безопасности на дороге. Вы не можете отвечать за других водителей, но за себя — обязательно. Для этого важно понимать габаритные размеры машины и реальные расстояния до окружающих объектов. Тогда у вас без проблем получится легко парковаться, перестраиваться и объезжать препятствия, обгонять и правильно выбирать скорость. Двигаться в потоке и вовремя тормозить тоже невозможно без ощущения машины.
Какие бывают габариты?
В документах на машину указаны ее габаритные размеры: высота, длина, ширина. Как на мебель. Только мебель не двигается со скоростью больше сотни, а машина — двигается.

Размеры машины называются статическими параметрами автомобиля. Но на дороге важно не только знать, где заканчивается капот, но и понимать, когда этот капот упрется в зад машины спереди.

Расстояние от края корпуса вашей машины до любого препятствия называется динамическим размером. Этот размер меняется в каждый момент времени, и вы должны высчитывать и ощущать его как можно точнее.

Неправильно оценили динамическое расстояние — и вот вы целуетесь с чужим бампером. Царапины, вмятины и аварии на дороге — чаще всего последствия неправильной оценки расстояния. Ощущение габаритов помогает парковаться с первого раза, не распихивая остальные машины, перестраиваться, не подставляясь под удар, и заезжать в гараж, не скребя боком въезд.
Сначала проблема с габаритами есть почти у всех водителей. Сложно понять, что расстояние от вашего кресла до правого колеса больше, чем до левого (для праворукой машины — наоборот). Хочется сесть как можно ближе к стеклу, упереться в руль и смотреть под колеса. В предыдущих уроках мы выяснили, что это кардинально неправильная посадка, которая увеличивает скорость реакции в экстренной ситуации. Плюс в таком положении вы перестаете ориентироваться по зеркалам, а слепая зона вокруг машины увеличивается. На зеркала нельзя забивать и вспоминать о них только на парковке. Опытный водитель постоянно мониторит ситуацию вокруг себя и помнит, что зеркала искажают реальное расстояние до объектов. Поэтому вы всегда должны быть на чеку и готовы реагировать.

Когда вы садитесь в новую машину, габариты будут смущать. Стать единым целым с тачкой за пару минут не выйдет, нужно привыкать. Со временем вы приноровитесь. Этот процесс можно ускорить, если специально тренировать ощущение габаритов.
Упражнения, чтобы ощущать машину

Маяк

Поставьте конусы впереди и сзади машины. Подъезжайте к ним максимально близко, сначала передом, потом задом. Ваша задача — затормозить прямо перед конусом, не задеть и не сбить его. Сначала будет казаться, что конус уже лежит под колесами. Вылезайте из-за руля и проверяйте, насколько это похоже на правду. С каждым разом расстояние будет уменьшаться. Если вы задели конус, то повторите упражнение заново.

Так вы научитесь чувствовать расстояние до других машин в пробках и на парковке. Это упражнение научит без проблем «помещаться» в узкие проемы и разворачиваться в ограниченном пространстве без страха задеть бампером препятствие.

Наезд

Внутри машины не всегда понятно, где находятся колеса машины. Упражнение «наезд» — спасение голубей, бросающихся вам под колеса, и нервных клеток. Вы точно будете знать, как двигаются колеса, и успела ли проскочить между ними птица с суицидальными наклонностями.

На свободной парковке или учебном полигоне положите под колеса небольшую картонку или бутылку с песком. Ваша задача — переехать ее поочередно каждым колесом. Упражнение «освежит» навыки руления и наглядно покажет, по какой линии движутся колеса. Практикуйте «наезд» вперед и назад двумя колесами сразу или каждым по очереди.

Змейка

Вам понадобится 15−20 конусов. Расставьте их на тренировочном полигоне на расстоянии 17−19 шагов друг от друга. Не ставьте конусы слишком быстро — это не сделает вас профессионалом быстрее и будет только мешать. Чем проще будет даваться змейка, тем быстрее проходите упражнение — расстояние между конусами оставляйте прежним. Со временем используйте больше конусов и проходите более длинную змейку, делайте более крутые повороты. Это научит вас лучше работать рулем. Старайтесь проходить как можно ближе к конусам. Конус — это апекс поворота. Чем ближе к конусу вы окажетесь в повороте, тем лучше траекторию вы выбрали.

Замедление

Критическая ситуация требует правильного замедления машины. Мы разобрали варианты импульсного торможения в прошлых уроках. Замедление не будет иметь смысла, если вы не чувствуете габаритов машины. Вместо эффективного импульсного торможения можно получить торможение до характерного удара.

Поставьте на площадке конус, разгоняйтесь и тормозите перед ним. Начните со скорости 60 км/ч и постепенно увеличивайте ее. Каждый раз тормозите позже, пока не начнете чувствовать реакцию системы ABS. Так вы натренируете те самые динамические габариты и чувство дистанции. На машине с ABS вы ощутите, когда система «подхватывает» тормозное усилие и убедитесь, что даже при торможении в пол машина остается под контролем.
Как не бояться ездить на машине любого размера?
Новая машина — новые габариты. Если каждый день вы ездите на разном каршеринге, то придется приспособиться.

Базовые правила, чтобы «ощущать» новую машину:

  • Отрегулируйте сидение. Сядьте так, чтобы спина была плотно прижата к спинке кресла.
  • Настройте положение руля: по высоте — руль не лежит на коленях, по глубине — вытянутые руки опираются на верхнюю точку руля запястьем.
  • Отрегулируйте зеркала. В них должна быть видна дорога и задние крылья на уровне дверной ручки.

Все это поможет лучше понимать положение машины в пространстве и ощущать ее статические и динамические габариты.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda