Что делать, если попали в снос, занос или начали опрокидываться?

какие бывают сносы и заносы?; как рулить?; как работать газом и тормозом?
Почему происходят сносы и заносы?

Снос

Снос — это боковое скольжение передних колес. Вы хотите, чтобы машина поворачивала, а она продолжает ехать прямо. Чаще всего снос возникает при резких и экстренных маневрах, слишком большой скорости в повороте и на скользкой дороге.

На начало сноса влияет много моментов: дорога с уклоном в бок, сильный боковой ветер, который в прямом смысле сдувает с дороги, перебор или недостаток давления в шинах, плохое сцепление с дорогой — лед, снег, вода. Итог один: на машину действует боковая сила больше силы сцепления шин с дорогой.

Повернутые передние колеса на заднем приводе тормозят машину. А толкающие задние создают избыток силы. В повороте на задних и передних колесах создается тяга в разном направлении. Это еще сильнее уводит машину с траектории. На переднем приводе передние колеса сносит из-за слишком большой тяги или, наоборот, ее нехватки при сильно повернутых колесах.
Чаще всего снос передних колес — результат ошибки водителя. При сносе частично теряется управляемость, а покрышки начинают «визжать». Это первый признак, что что-то пошло не так. В этот момент снос можно остановить.

Если инстинктивно ударить по тормозам, передние колеса заблокируются. Вы поскользите вперед на заблокированных колесах и ничего не сможете сделать. Нажимать на тормоз при сносе категорически нельзя — с этим мы уже сталкивались в прошлых уроках. Со способами остановить снос, проверенными гонщиками и рядовыми водителями, разберемся дальше.

Занос

Занос чаще встречается на скользкой дороге. Причин, чтобы «эффектно» дрифтить против своей воли, много: неровность, сильный боковой ветер, слишком резкое торможение, разгон или объезд препятствия. Даже резко нажатый или брошенный газ может увести зад машины.

Занос, как и снос, — чаще всего последствие ошибки водителя. Чем грубее ошибка, тем больше угол заноса: от заноса малой амплитуда до глубокого, критического и ухода во вращение.
Как управлять машиной при сносах и заносах?

Снос передних колес

Есть два основных способа остановить снос: увеличить загрузку передних колес или уменьшить их угол поворота, чтобы снос перешел в нормальное качение колес.

Приемы безопасности при сносе передних колес:
  • Тормозите двигателем на постоянной передаче (отпустите педаль газа).
  • Тормозите двигателем на пониженной передаче на механике, или если коробка-автомат позволяет принудительно понизить передачу.
  • Слегка притормаживайте левой ногой, чтобы увеличить загрузку переднего наружного колеса. Тормозить нужно плавно с постоянным усилием, чтобы колеса не блокировались. На автомате одновременно нажимать на газ и тормоз нельзя.
  • Выровняйте управляемые колеса рулем, если позволяет время и ширина дороги.
  • Выровняйте колеса, загрузите переднюю ось — тормозите двигателем. И снова попробуйте повернуть руль на нужный угол, чтобы попасть в поворот.
Снос проще предотвратить, чем остановить. Заранее загрузите передние колеса — притормозите. Входите в поворот на комфортной скорости. Тренируйтесь маневрировать «мягко». Даже если времени не хватает и реагировать надо срочно, резко дергать рулем и тормозить не стоит. Движения должны быть быстрыми, но плавными.

Резко бросать педаль тормоза при подходе к повороту тоже нежелательно. Передние пружины быстро разжимаются, и передние колеса разгружаются в момент поворота. Так можно потерять управление машиной. Поэтому отпускать педаль тормоза нужно мягко даже после экстренного торможения.

Занос малой амплитуды

При малом заносе машину можно успеть стабилизировать. Это известно даже из автошколы: при заносе быстро повернуть руль в сторону заноса. Добавим: поворот происходит без смены хвата рук. А смысл этого мероприятия — поставить передние колеса по направлению прямолинейного движения. Одновременно падают обороты двигателя. На задних колесах появляется тормозной эффект — это стабилизирует машину.

Когда машина прекратит вращаться, верните руль в исходное положение и выровняйте машину. Иначе можно уйти в ритмический занос, когда зад машины двигается туда-сюда.

На переднем приводе отпущенная педаль газа усилит занос. Ваша задача — «вытянуть» машину из заноса, поэтому придется усилить тягу и нажать на газ. Сделать это нужно плавно и аккуратно. Поворачивать рулем в сторону заноса можно по ситуации. Возможно, колеса справятся сами.
На заднем приводе обязательно поверните руль в сторону заноса и отпустите педаль газа.

На полном приводе рулем нужно работать так же, как и на заднем. Но педаль газа нельзя отпускать полностью. Тяга на передних колесах помогает выбраться. Альтернативный вариант — сначала отпустите газ и сразу же нажмите педаль снова.

К рулению в заносе лучше подготовиться заранее. Руки — в идеальном положении в верхнем секторе руля («9−3» или «10−2»). Сильнее крутит руль та рука, в сторону которой надо повернуть (поворачиваем направо — правая рука крутить вправо и вниз). Вторая рука помогает. Поворачивать руль нужно как можно быстрее, а выравнивать мягко и плавно. Все это происходит почти без паузы.

Самое важное в рулении в заносе — это скорость реакции и умение прогнозировать.

Приемы безопасности при заносе малой амплитуды:
  • Всегда будьте готовы реагировать на изменение ситуации на дороге (руки на руле в положении «10−2» или «9−3»).
  • Резко поворачивайте руль в сторону заноса и мягко распрямляйте. Начинайте работать рулем как можно раньше. У вас останется больше времени, чтобы стабилизировать машину.
  • Будьте морально готовы к заносу, если резко маневрируете на скользкой дороге или на высокой скорости.

Глубокий занос

Глубокий занос — следствие малого заноса, если вы не успели все исправить, тормозили с длительной блокировкой колес, резко дергали рулем или «доворачивали» в повороте. Принцип, как выбираться из глубокого заноса, тот же, что и из малого. Крутите рулем в сторону заноса и прикройте газ на заднем и полном приводе. Только рулить в этом случае придется активнее. Понадобится рывковое руление.

Рулить, не отрывая рук от руля, в случае с глубоким заносом не получится. Не хватит амплитуды. Придется доворачивать руль одной рукой. Схема такая: из положения «10−2» или «9−3» руки переходят в «12−4» при правом повороте или «8−12» — при левом. Рука из положения «12» уходит в положение «4» или «8» в зависимости от поворота, а вторая по самому короткому пути перемещается в положение над цифрой «12». Она подстраховывает и, если нужно, доворачивает руль еще сильнее. После критической ситуации с нее начинается выравнивание машины и возвращение руля в прямое положение.
Занос бывает не только следствием ошибки, но и пожеланием водителя. Тогда это управляемый занос. В крутом обледенелом повороте он может стать способом самостраховки. Управляемым заносом вы погасите скорость на входе в поворот и используете мощность двигателя, чтобы погасить центробежную силу. Такие «фокусы» можно применять только на пустой дороге и после многих тренировок.

Приемы безопасности при глубоком заносе:

  • Быстрая реакция на занос.
  • Высокая скорость руления. Двумя руками с перехватом руля, чтобы довернуть его на нужный угол.
  • Постоянное поисковое руление. Машину нужно «ловить» рулем, чтобы не дать ей в заносе самопроизвольно выровняться раньше времени или начать вращаться.
  • Переменный газ. Педалью газа можно смягчить резкое скольжение задней оси. Подбирайте ногой нужную дозировку газа и подотпускайте педаль, чтобы загружать переднюю ось и подтормаживать.

Критический занос

Если вы растерялись и не поймали машину во время глубокого заноса, начнется критический, который практически невозможно остановить. Когда колеса повернутся до упора, машина начнет вращаться. Углубимся в физику. На машину постоянно действуют разные силы и моменты. Например, тяга, лобовое сопротивление, сила трения, крутящие моменты и т. д. При критическом заносе появляется интересное явление — силы и моменты, действующие на машину, уравновешиваются.

Сначала вы теряете управление. Потом, как повезет — машина может выровняться, а может начать вращаться. Автомобиль в заносе находится в критической фазе устойчивости. Все равно что шарик положить на самый пик горки — он покатится либо в одну, либо в другую сторону. Так и машина — либо ситуация разрешится, либо усугубится. Лучше не надеяться на авось, а сработать на упреждение и попытаться стабилизировать машину. Чем быстрее вы будете рулить, тем больше шансов выйти из заноса.

Приемы руления при критическом заносе:
  • Очень быстро двумя руками с переносом одной руки крест на крест другой на боковом секторе руля. Это самый универсальный и простой в применении прием.
  • Очень быстро одной рукой, а вторая подкручивает. На случай, если одна рука намного сильнее другой. Сильная рука дает основное усилие, а слабая подруливает короткими рывками.
  • Комбинированно двумя руками и одной со сменой рук по ходу руления. Когда на механике нужно переключить передачу, чтобы машина не опрокинулась.

Педаль газа нажимайте переменно — она поможет стабилизировать машину. Колеса в этот момент будут повернуты в сторону заноса до упора. Подбирать величину тяги и усилие, с которым вы нажимаете на газ, придется по ситуации. Это зависит от первоначальной тяги и скорости, сцепления шин и т. д.

Если ваших действий не хватило, и машину понесло дальше, то снова попытайтесь вернуть управление, когда автомобиль сделает поворот на 180 или 360 градусов. Главное на дороге общего пользования не останавливайтесь поперек движения.

На переднем приводе газуйте до пробуксовки передних колес. Передняя ось заскользит, и машина «повернется» в направлении прямолинейного движения. На полном приводе найти баланс сложнее всего — нельзя прекращать тягу полностью, но и перебор тяги чреват вращением.

Ритмический занос

На скользкой или неровной дороге, после неудачного маневра или при переборе скорости в повороте задняя ось машины может раскачиваться из стороны в сторону. Если начнется резонанс, то амплитуда каждого следующего движения задней оси в бок будет больше. Когда раскачивание достигнет критического значения, начнется неуправляемое вращение машины.

Ритмический занос появляется после нескольких заносов в разные стороны, и машина «входит во вкус». Основная причина такого заноса — вы не успели правильно отреагировать в момент, когда машина только начала терять управление. Резкие маневры в разные стороны на большой скорости тоже раскачивают машину и ведут к ритмическому заносу. Объезд препятствия и возврат в свою полосу, резкий обгон, экстренное торможение на неровной дороге или выход из поворота с ранним ускорением — и вот вас уже носит из стороны в сторону.

Как стабилизировать машину:
  • Одномоментно. Если зад машины занесло в одну сторону, и он пошел в другую, пора действовать. На втором импульсе заноса выровняйте машину рывком руля одной или двумя руками без перехвата.
  • Многомоментно. Несколько одинаковых рывков рулем влево-вправо стабилизируют машину. В момент смены направления движения задней оси поворните рулем в сторону заноса и увеличивайте скорость руления при каждом следующем повороте руля. Амплитуда руления увеличивается с увеличением угла заноса.
  • С опережением. Ритмический занос можно не допустить. Например, вы заканчиваете скоростной объезд препятствия. Заранее поверните руль в сторону предполагаемого заноса, когда выполняете последнее движение маневра.

С педалью газа при ритмическом заносе нужно работать аккуратно. Если полностью убрать газ или разогнать двигатель до максимальных оборотов, станет хуже. Переменно нажимайте на педаль газа и прикрывайте его, когда поворачиваете руль в сторону заноса.

Вращение на 360 градусов

Первое и главное правило при вращении — нельзя тормозить. Для новичков, которые бросают руль и педали во время вращения, последствия часто оказываются менее печальными, чем для профессионалов, готовых на все. Машина останавливается, развернувшись на 180 или 360 градусов. Более опытные водители пытаются что-то предпринять и инстинктивно тормозят. Если затормозить при критическом заносе, машина начнет боковое скольжение в сторону обочины. При развороте на 180 — скольжение на встречку. Оба варианта закончатся плачевно.

Опасно не само вращение, а вытекающее из него неуправляемое скольжение. Если на пути возникнет боковой упор, машина может перевернуться. На ровной дороге без ям, выступов и других препятствий она будет хорошо держаться за покрытие и не опрокинется.

Как стабилизировать машину при вращении в три приема:
  • Доверните машину вращением вокруг передней оси до 180 градусов, если машина не сделала этого сама. Поверните руль по направлению вращения и резко нажмите на газ. Этот этап нужно пройти в фазе до критического заноса. То есть вы должны предугадать, что машина уйдет во вращение.
  • Развернитесь вращением вокруг задней оси. Это прием высшего пилотажа и иначе он называется «полицейский разворот задним ходом». Подробно останавливаться мы на нем не будем.
  • Выровняйте машину из вращения опережающим скоростным рулением. В это же время увеличьте тягу.

Чтобы вывести машину из скольжения таким способом, нужно работать на опережение на каждом этапе. Все движения должны быть быстрыми и четкими, а руль из одного предельного положения в другое нужно переводить за доли секунды. Педалью газа тоже надо работать в трех режимах: резко на максимальных оборотах, подотпускать педаль и мягко увеличивать тягу. Выполнять все это одновременно возможно только после длительных тренировок под руководством инструктора.
Что делать, если повреждена передняя подвеска?
Сохранить управляемость машины при повреждении передней подвески или переднего колеса сложно, особенно если вы едете на переднем приводе. Машина уходит во вращение вокруг поврежденного колеса, и ее очень сложно стабилизировать, чтобы поехать прямо и добраться до автосервиса. Поэтому спасать ситуацию надо сразу. Упустите момент и уже не вырулите. Руль при повреждении передней подвески может вращаться самостоятельно и вырываться из рук.

Как страховать себя:

  • Держите руки на руле в положении «10−2» или «9−3». Хват — полный, так удобнее стопорить руль.
  • Напрягайте руки так, будто вы — качок. Удержать руль иногда можно только грубой физической силой.
  • Остановите вращение руля силой мышц плечевого пояса.

Есть нюанс. Чем лучше сцепление шин с дорогой, тем сложнее будет удержать руль. Если совсем тяжело, попытайтесь отправить одно колесо в лужу или на мягкий вязкий грунт, где трение остановит машину за вас.
Как затормозить на льду в повороте?
Когда вы уже катитесь по льду в повороте, кажется, что остается уповать на чудо. Этим чудом может стать прием «упор после скольжения». Задним наружным колесом или крылом «бортаните» сугроб на обочине. Он затормозит вас и станет опорой. Передние колеса при этом остаются управляемыми, и вы можете переложить машину внутрь поворота, чтобы преодолеть центробежную силу.

Этим же методом тормозят, если отказали рабочие тормоза.
Что нужно сделать:

  • Уведите машину в небольшой занос. Сместитесь в сторону и нажмите на газ или резко включите понижающую передачу.
  • Скользите боком в лучших традициях дрифта в сторону сугроба, старайтесь сохранить угол заноса, чтобы зад не уехал вперед слишком сильно.
  • Смягчите удар о снег резким нажатием на газ. Прием называется «прорезание упора».
  • Чтобы машина не ушла в занос в другую сторону от удара, убавьте газ, но не тормозите.
  • Выровняйте передние колеса и не дайте машине начать вращение.
  • Продолжайте ехать в повороте, опираясь на упор.

На заднем приводе «скребите» сугроб задним колесом или задним крылом. На переднем приводе — передним колесом или передним крылом. Следите, чтобы переднее колесо не соприкасалось с упором под углом. Машина ударится вращающимся колесом и сама уйдет во вращение. Контакт — только по касательной.
Что делать при боковом опрокидывании?
Снос передней оси, боковое скольжение, критический и ритмический занос «приводят» прямо в препятствие. При ударе боком о выступ, бордюр и что угодно еще эти неприятности могут перерасти в опрокидывание. Опрокинуться можно на большой скорости в повороте, если попасть одним или двумя колесами в кювет или из-за беспощадной центробежной силы. Центр тяжести машины сползает наружу, она теряет равновесие, и любое боковое воздействие чревато «отдыхом» на крыше.

В ваших силах не позволить машине опрокинуться или, наоборот, помочь ей в этом. Две главные ошибки водителя: закрыть газ и повернуть руль в сторону дороги. Этим вы не вернетесь на дорогу, а создадите вращательный импульс, который вас опрокинет. Хуже этого только резкое торможение и поворот руля в кювете, особенно если сбоку есть препятствие.
Есть и другие причины опрокидывания. Например, подброшенное внутреннее разгруженное колесо в повороте или при резком маневре, когда оно попадает на выпуклое препятствие. В городе такое приключается, когда вы на большой скорости «летите» через «лежачий полицейский» боковой разгрузкой.

К боковому опрокидыванию приводят 4 основные ситуации:

  • удар задним колесом в боковую опору при вращении или заносе,
  • соскальзывание заднего колеса в кювет,
  • соскальзывание переднего наружного колеса в кювет,
  • подброс разгруженного внутреннего переднего колеса.

Примерный план стабилизации машины при опрокидывании:

  • Не тормозите.
  • С силой поверните руль в сторону опрокидывания, а потом выровняйте.
  • Не пытайтесь сразу вернуть машину на дорогу. Сначала погасите крен, потом начинайте маневрировать.
  • Используйте силовое или скоростное руление, переменно нажимайте на газ, чтобы окончательно стабилизировать машину.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda