Маневры, чтобы не разложиться

какие бывают и когда использоваться?; маневры на машинах с разным типом привода
Экстренные маневры используют не чтобы выпендриться своими водительскими способностями, а для спасения себя, машины и окружающих. Водитель экстренно маневрирует, когда нет времени или не хватает дистанции до препятствия. К такой необходимости приводят ошибки в прогнозе ситуации на дороге, отвлечение от дороги, резкое изменение обстановки и непредсказуемые водители вокруг.

Кажется, что надежнее в сложной ситуации затормозить и остановиться. Даже ПДД утверждает, что это правильно поведение. В реальности экстренный маневр часто оказывается безопаснее, чем торможение, которое не гарантирует нужный результат.

Торможение при экстренном маневре в большинстве случаев все же нужно. В начальной фазе или во время объезда препятствия. Тормозить и одновременно работать рулем — штука сложная и опасная, если не знать, как правильно это делать. Маневр с одновременным торможением может привести к потере управления, раскачать машину или увести в занос.
Приемы активной безопасности
Существует 4 основных способа защиты от критической ситуации на дороге или «приема активной безопасности»:
  • отпустить педаль газа и управлять только рулем,
  • поддерживать тягу педалью газа, подтормаживать при необходимости и управлять рулем,
  • балансировать газ и руление. Действия должны быть на уровне инстинктов и автоматизма,
  • пользоваться всеми органами управления (все педали и руль), чтобы компенсировать их действие друг на друга и последствия допущенной ошибки.

Водители, которые никогда не попадали в сложные ситуации на дороге и не задумывались о контраварийном вождении, обычно действуют на нулевом уровне безопасности. Такой уровень мастерства еще называют «двигательным параличом» или «двигательным хаосом», когда водитель замирает и не делает вообще ничего или, наоборот, бессистемно давит на педали и крутит рулем.

Экстренный маневр будет более эффективным, если использовать некоторые лайфхаки, пришедшие на дорогу общего пользования их мира гонок:

Убрать гироскопический эффект колес

Вращающиеся колеса превращаются в гироскопы — стабилизируют машину, и ей проще двигаться прямо. Перед маневром нужно уменьшить стабилизацию — это легко регулируется тягой. Замедлите машину кратковременным торможением. Сразу после можно начинать маневр. При интенсивном торможении машина начнет «рыскать» носом, именно это поможет выполнить резкий маневр. Потом добавьте газ, и машина вернется в стабильное положение.

Загрузить передние колеса

При экстренном маневре колеса могут соскользнуть, и машина потеряет управляемость. Маневр можно сделать более безопасным, если увеличить прижимную силу передних колес. Для этого нужно затормозить тремя способами: отпустите газ, не меняя передачу, отпустите газ и понизьте передачу на механике или импульсно затормозите педалью тормоза. Во всех случаях вес машины перейдет на переднюю ось на 0,1−0,12 с. Машина «клюнет» носом — это и будет сигналом для начала маневра.

Машины с разным типом привода «клюют» по-разному. Переднеприводные реагируют быстро и кратко. Заднеприводные автомобили реагируют на замедление задних колес, поэтому перед загружается на более долгий период времени. Самая кратковременная реакция у полного привода. Машина «присаживается» из-за торможения всех колес и сразу возвращается в исходное положение. Автомобили на механике реагируют острее, а на автомате — плавнее. Резкие маневры оставьте для механики.

Создать избыточную поворачиваемость перед маневром

Серийные машины больше склонны к избыточной поворачиваемости. Важно соблюсти баланс и резким торможением не превратить легкий занос переднеприводной машины во вращение.

Использовать двухступенчатое руление

Работать рулем нужно в два этапа: «медленно — быстро», но обязательно при этом следить за поворотом управляемых колес на нужный угол. Первый «мягкий» поворот даст небольшой крен машины — это нагрузит переднее наружное (упорное) колесо. Когда колесо «упрется», руль нужно быстро довернуть на нужный угол. Этапы происходят подряд без паузы, иначе смысл такого руления пропадает.

Выровнять колеса после поворота

Сразу после поворота колеса нужно вернуть в ровное положение и добавить газ, чтобы машина снова стала стабильной. Если нажать на газ, а колеса будут «смотреть» в бок, то траектория машины превратится в спираль, и передние колеса снесет.

Первый маневр в серии должен быть безошибочным

Иногда решение критической ситуации не ограничивается одним маневром. Приходится резко «метнуться» из своего ряда в сторону и вернуться обратно или объехать препятствие сначала слева, а потом справа. Если ошибиться в первом маневре, машина может уйти в снос или занос. Их придется мгновенно компенсировать.

Даже правильно выполненный маневр на скорости, когда приходится резко повернуть вправо, а потом влево, — сложный для водителя и неприятный для машины. Задняя ось начинает раскачиваться, может произойти ритмичный занос. А если вовремя не среагировать, то начнется вращение. Вряд ли разворот на 180 градусов — это то, чего вы ожидали при экстренном маневре.

Следить за педалью газа

От испуга любой нормальный водитель бросит педаль газа. В начале маневра это действительно может помочь. Но потом маневр нужно поддерживать тягой, чтобы ведущие колеса не соскользнули. Резкое нажатие на тормоз только усугубит ситуацию. Поэтому оптимальный вариант при экстренном маневре — это «нулевой газ». Когда газ открыт ровно настолько, чтобы не дать машине уйти во вращение. Работа рулем и нажатие на газ компенсируют друг друга, чтобы удержать машину в равновесии.
Какие бывают маневры и когда их использовать?

Экстремальное маневрирование

Рядовой водитель, входя в поворот на слишком большой скорости, инстинктивно отпускает педаль газа. Это естественно с психологической точки зрения, но противоречит механике движения.

Переднеприводная машина в этот момент может уйти в занос. Если долго не подключать газ, занос перейдет в критический или даже во вращение. Заднеприводный и полноприводный автомобиль реагирует менее остро, но так же негативно.

Правильная стратегия в повороте — «нулевой газ». В повороте педаль газа и руль компенсируют друг друга, чтобы машина сохраняла устойчивость. Идеальная ситуация — при спрямлении колес сразу увеличить тягу, без паузы.
Разные типы приводов по-разному входят в поворот на максимальной скорости и по-разному объезжают препятствия в экстренном режиме. Универсальный прием, чтобы любая машина послушалась, называется «загрузка — поворот — тяга». Перед маневром резко отпустите газ и загрузите перед машины. Без паузы поверните колеса на нужный угол. Вес машины сместится на упорное колесо (в правом повороте — левое, в левом — правое) под действием центробежных сил. Это поможет машине не уйти в снос. Сразу после этого нажмите на газ. Тяга как бы «занесет» машину в поворот. Единственный нюанс этого простого маневра — его экстренное выполнение занимает не больше 0,1 с.

Для заднеприводного автомобиля время маневра увеличивается до 0,12−0,15 с, потому что передние колеса загружаются с задержкой, после реакции задних колес на торможение. Переднеприводная машина клюет бампером сразу, как только притормаживают передние колеса. Полный привод реагирует за 0,08 с.

Экстремальное торможение

При экстренном торможении, особенно на машине без ABS, важен тип привода. Полный привод — самый стабильный. Четыре колеса создают антиблокировочный эффект когда машина тормозит двигателем. Заднеприводный автомобиль подтормаживает задними колесами, а задняя ось у него остается более загруженной, чем у машины с передним приводом. Передний привод на льду тормозит плохо. Без ABS машина может легко уйти в продольное скольжение.

На переднем приводе в некоторых ситуациях можно использовать прием «газ-тормоз», когда педаль газа нажата, а водитель подтормаживает левой ногой. На механике этот принцип работает «на ура». На автомате жать на две педали сразу нельзя. Поэтому пока левая нога «падает» на тормоз, правая отпускает газ.
Разберем ситуации, когда пригодится техника «газ-тормоз»:
  • экстренное торможение на скользкой дороге. Этот прием не дает колесам полностью заблокироваться,
  • прохождение поворота на высокой скорости,
  • проезд через трамплин. Сокращается фаза подскока передних колес,
  • преодоление ямы. Дает опережающий подскок и разгружает передние колеса,
  • на разбитой и волнообразной дороге. Не дает машине раскачиваться и войти в резонанс.

Важно, что на тормоз надо нажимать дозированно, а этот навык нужно тренировать. Левая нога на автомате покоится на подножке, и умение ее подключать — полезный навык на дороге. Нога «переезжает» с педали газа на тормоз в течение минимум 0,1с. В критических ситуациях это много.

Экстремальный разгон

Машина с любым типом привода «садится» на задние колеса, когда трогается. Их прижимная сила увеличивается. Для полного и заднего привода это хорошо, для переднего — наоборот. Если тронуться резко, переднеприводная машина забуксует.

Есть 3 варианта, как избежать пробуксовки:

  • прикрыть газ и уменьшить тягу,
  • сделать паузу и дать пружинам задних колес разжаться, а потом нажать на педаль газа,
  • на механике дважды выжать сцепление. Резко отпустить педаль, нажать снова и отпустить более плавно. Так можно использовать максимальную тягу, когда машина трогается.

На льду на любом типе привода нельзя позволять колесам долго буксовать. Они разогреют и растопят лед, и тогда цепляться будет не за что. Газ на одноприводной машине надо приоткрывать постепенно, плавно увеличивая тягу. Как ступенчатое торможение, только наоборот. С полноприводными машинами все проще, но и на них рвать с места и давить на газ со всей дури на обледенелой дороге не стоит.
Управление машинами с разным типом привода
На гладком сухом асфальте на небольшой скорости тип привода не ощущается и практически ни на что не влияет. Как только скорость увеличивается, или машина попадает на неровности или в дождь, а к этому добавляются повороты и экстренные маневры, тип привода дает о себе знать.

Три привода — это три разные техники управления и разные реакции на критические ситуации. Возьмем, к примеру, занос и работу педалью газа.

  • На заднем приводе — педаль нужно отпустить.
  • На переднем — нажать на педаль.
  • На полном — нельзя полностью отпустить или нажать. Нужно немного подотпустить газ и без паузы нажать снова.

Как работать газом?

Главная педаль безопасности — это «газ». Ошибки при управлении газом чаще всего и приводят к критическим ситуациям на скорости. Существует 26 разных приемов управления газом, в быту используют — «нажать», «отпустить», «что-то среднее». Разберемся, как «давить» на газ на машинах с разным типом привода.

  • На заднем приводе при экстренных маневрах нужно дозированно нажимать на газ.

  • На переднем приводе при трогании нужно уменьшить газ, потому что передние колеса разгружаются и не могут зацепиться.

Машины на переднем приводе болезненно реагируют на излишний газ при повернутых колесах. Чем сильнее повернуты передние колеса — тем меньше должна быть тяга.

При заносе задней оси и вращении увеличение тяги (активное нажатие на педаль газа) стабилизирует машину.
  • На полном приводе тяга равномерно распределяется по осям и колесам. При экстренном разгоне и торможении это преимущество.

Во время экстренных маневров и при скоростном прохождении поворотов полноприводная машина полна сюрпризов. Тяга направлена в разные стороны, и можно ожидать сноса передних колес, заноса задних или бокового скольжения. Перед поворотами и маневрами безопаснее притормаживать и осторожно двигаться по дуге.

Преодоление неровностей

В прошлом уроке мы разобрали прием «боковой разгрузки» машины, чтобы проехать яму или выбоину. Нужно быстро повернуть руль и вернуть его в исходное положение. Разные типы приводов по-разному реагируют на этот маневр.

Передний привод на раздолбанной дороге создает как бы «подъемную силу», когда вы нажимаете на газ. Этот эффект смягчает удары при попадании в ямы и подбрасывает машину при прохождении бугров и трамплинов.

На полном приводе этот эффект тоже есть. Задние колеса толкают машину вперед и приподнимают передние. Поэтому преодолевать препятствия легко. Плюс вращающиеся колеса стабилизируют машину. Главное на полном и переднем приводе — не прекращать тягу, иначе машина уткнется носом в препятствие.

Скоростное прохождение поворотов

Разница в типах привода ощущается с ростом скорости и при плохом сцеплении с дорогой. Задний привод при слишком большой тяге подвержен заносу задней оси, передний — сносу передних колес, а полный — продольному скольжению.

При отпущенной педали газа задний и передний привод выносит наружу из поворота, а передний соскальзывает передними колесами и переходит в занос.

Задний привод

На заднем приводе быстро проходить повороты можно в управляемом заносе. Конечно, для этого надо уметь делать все грамотно и четко. Нужно управлять тягой и углом заноса. Особенно это актуально на гравии, снегу или льду. На асфальте проходить поворот боком сложно и бессмысленно.

Передний привод

Особенность переднего привода — на уменьшение тяги он реагирует отклонением внутрь поворота, а на избыток — соскальзыванием наружу. У него есть тонкая зависимость тяги и угла поворота колес. Чем больше угол, тем меньше должна быть тяга, иначе начнется снос передних колес.

То есть на переднем приводе в повороте можно рулить газом, а не колесами. Есть приемы, которые позволяют управлять машиной с передним приводом при помощи задних колеса. Техника «газ-тормоз» поворачивает машину на угол от 5 до 180 градусов, потому что блокируются задние колеса. В очень крутые повороты можно входить с блокировкой колес стояночным тормозом. Есть и другие «нетрадиционные» способы, но их используют исключительно в гонках.

Полный привод

Полный привод сочетает достоинства и недостатки обоих типов привода. Он может «перейти на сторону» одного или другого, исходя из вашего стиля управления. В итоге вы получите не адекватную реакцию на особенности дороги, а странное непредсказуемое поведение машины.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda