Как ехать по неровной дороге?

что считается неровностью?; какие появляются проблемы?; как использовать машину, чтобы проще проехать?; приемы, чтобы не бояться неровной дороги
Что считается неровностью?
На дороге, особенно российской, попадается все, что угодно. Выступы, ямы, канавы, лужи, открытые люки, на половину отодранные лежачие полицейские. Машины с низким клиренсом страдают особенно сильно. Внедорожникам попроще, но и их можно легко «убить», если неправильно проходить препятствия.

Спортсмены-раллисты считают, что машина не может сломаться сама по себе. Она «убивается» из-за ошибок водителя. Он начинает активно тормозить перед препятствием, что кажется логичным. На самом деле непрекращающееся торможение вредит машине сильнее, чем нечаянно пропущенная кочка. Без торможения машина гасит удар полным ходом передней подвески. Передняя ось нагружается, ход подвески становится меньше, и машина принимает удар большей частью своего веса. Если затормозить на самом препятствии, то получите «встречный удар», а это прямая дорога в автосервис.

Накосячить можно и при объезде ямы. Если вы заложили неудачную дугу и все равно влетели в нее, то бонусом получили дополнительную загрузку «упорного колеса» из-за крена машины и боковой удар, более опасный, чем прямой.
Какие появляются проблемы?
Разберемся, как можно накосячить на неровной дороге так, что машину придется отправить в утиль. И как обойтись без «жертв».
Вот главные ошибки водителей на неровной дороге:

  • Резкое торможение на неровностях. Подброшенное вверх колесо может заблокироваться, и машина заскользит в продольном направлении, когда приземлится. При резком торможении передняя ось дополнительно загружается. Передняя подвеска теряет полный ход и не может адекватно амортизировать удары.

  • Неправильная траектория в повороте. Наружные колеса выполняют опорную функцию в повороте. Поэтому ход их подвески из-за крена машины меньше, чем на прямой. Если эти колеса попадут на неровность, то машина уйдет в боковое соскальзывание. Пятно контакта шины с поверхностью окажется меньше, и машина будет вести себя нестабильно. Это чревато проездом мимо поворота.
  • Неправильная траектория в повороте, когда внутреннее колесо ударяется о выступ. Внутреннее колесо разгружено при повороте. Если оно подпрыгнет на высокой скорости или в крутом повороте, то машина получит опрокидывающий момент. У вас будут все шансы перевернуться.

  • Резонанс подвески. Когда неровность не одна, а несколько, например, дорога после грейдера или серия ям, нужно импульсно притормаживать. Машина на скорости, проходя серию неровностей, начинает раскачиваться и может войти в продольный или поперечный резонанс — начнет колебаться из стороны в сторону все сильнее, и вы не сможете этому помешать.

  • Ранний вход в поворот на внутреннюю траекторию. Если войти слишком рано, можно промахнуться мимо нужной траектории. Тогда вам придется уходить от удара внутренним передним колесом о бордюр или выступ. То есть несколько раз спрямлять траекторию. Машина войдет в поворот рывками и начнет раскачиваться. Передние колеса могут лишиться опоры, а задняя ось — уйти в занос.
  • Плохо держитесь за руль. Когда переднее колесо неожиданно попадает в лужу, грязь или снег, вы должны быть готовы. Руки — лежат на руле, как мы рассказывали в первых уроках, ноги — готовы к действию. Если руль «болтается» сам по себе, машина начнет «рыскать» носом. Может появиться ритмический занос задней оси, если вы не успеете вернуть руки в нужное положение и остановить его.

  • Неправильная реакция на опрокидывание. Если в повороте машина зацепила наружными колесами неровную обочину, она попробует опрокинуться. Если вы попытаетесь вернуться на дорогу и резко повернете руль, то увеличите опрокидывающий момент. Раньше мы обсуждали, что машину надо выровнять, направив в сторону опрокидывания, хоть это и противоречит инстинкту самосохранения.

Сориентироваться на неровной дороге сложно. Поэтому причины неправильного прохождения неровностей обычно психологические. Если вас подбросило, или машина поскользнулась, остановиться и осмыслить действия невозможно. Начинается паника, а времени нет. Поэтому приемы контраварийного вождения нужно доводить до автоматизма, а в сложные ситуации не попадать — то есть внимательно следить за дорогой.
Водителю нужно знать грань своих возможностей. На незнакомой дороге не экспериментируйте и не ставьте рекорды скорости, пока камеры не смотрят. Неожиданные неровности могут застать врасплох, и ваши навыки вождения откажут в самый неподходящий момент. Поэтому несколько лайфкахов, как не растерять умения в сложной ситуации:

  • Главный секрет безопасности — это контроль своего поведения на дороге и самозащита от стресса. Профессиональный гонщик, привыкший к скорости, не будет играть в шашки, подрезать и «учить» других. Это лучшая тактика.

  • Если «едется плохо», а такие дни бывают у каждого, заранее подготовьтесь к дороге. Примите правильную посадку, обе руки положите на руль в верхнем секторе, прижмите корпус к сидению. Оцените дорогу, по которой поедете, и обзор. Контролируйте свою траекторию движения, подключите периферическое зрение и поглядывайте в зеркала. Выключите музыку и не болтайте с пассажирами.
Как использовать машину, чтобы проехать проще?

С какой скоростью ехать?

Ехать по неровной дороге можно в пяти скоростных режимах: очень медленно, медленно, чуть быстрее, быстро и очень быстро. Разберемся, в каких случаях какая скорость нужна.

  • Очень медленно. На механике «переползти» препятствие можно на 1 или 2 передаче. Тяга — постоянная. На автомате — ехать, слегка нажимая на газ. Лучше зафиксировать передачу или принудительно включить понижающую. Машина перекатывается через препятствие, а вы ей не мешаете.

  • Медленно. Когда препятствия находятся на некотором расстоянии друг от друга, можно ускоряться на ровных участках между ними, а перед препятствием подтормаживать. Тяга — переменная. На механике — 1 или 2 передача, когда преодолеваете препятствие, и 3 — на ровных участках. На грязи и снежной целине газом нужно работать мягче, без пробуксовок.
  • Чуть быстрее. Это еще не скоростное преодоление препятствий, но уже и не медленное. Теперь надо анализировать препятствие и искать к нему подход. Машина не просто перекатывается через неровность, вы должны ей помочь. Продольная разгрузка и загрузка происходит с помощью педали газа, а боковая — поворотом руля.

  • Быстро. Способ, для которого нужно иметь некоторое мастерство. Первое условие — двигатель должен работать в режиме максимального крутящего момента. Второе — руки на «боевой» позиции, а вы должны быть готовы поворачивать руль в сторону препятствия, а не наоборот. Третье — коротким нажатием на тормоз вы должны сжимать передние пружины перед препятствием, чтобы воспользоваться их реакцией для передней разгрузки. Четвертое — заходите на препятствие только с прямыми колесами. Пятое — в повороте выбирайте только ровную дорогу для упорного (переднего наружного) колеса. Шестое — постоянно маневрируйте и выбирайте самые безопасные траектории. Седьмое — не фокусируйтесь на препятствии. Правило «куда смотрю — туда еду» работает и здесь. Работайте на упреждение и выстраивайте в голове траекторию.

  • Очень быстро. Цена ошибки при таком прохождении слишком велика. К таким «трюкам» готовы только спортивные машины и профессиональные пилоты. Просто знайте, что так можно, но не в обычной жизни.

Что делать, если впереди препятствие?

Есть несколько базовых способов, которые сохранят машину и ваши нервы в целости. Рассмотрим основные для разных неровностей.

  • Огибание препятствия. Выполняйте его только на низкой скорости. На высокой скорости готовьтесь к потери устойчивости — заносу или вращению.

  • Спрямление траектории. Если вы заметили препятствие слишком поздно, спрямите траекторию. Удар по повернутым колесам хуже для автомобиля.

  • Огибание поперечных неровностей. Бугры, рельсы, лежачих полицейских переезжайте под углом, если есть такая возможность.
  • Проезд по колее. В колее машину лучше прижимать в бок, к упору, чтобы не началось рысканье носом.

  • Поворот с неровностями. Заранее выберите такую траекторию, чтобы на неровностях оказались разгруженные колеса (внутренние относительно поворота). Для наружных упорных колес надо искать ровное покрытие.

  • Невозможность объехать яму. Если яма или открытый люк попадают под одно колесо, и этого не избежать, отправьте машину на неровность резким рывком руля, чтобы получить эффект боковой разгрузки.

  • Скоростное прохождение поворота. Чем больше скорость, тем более пологой делайте траекторию. Если наружное переднее (упорное) колесо попадает на препятствие, спрямляйте дугу как можно сильнее и снижайте скорость.

Как использовать подъемную и прижимную силу?

Страшные термины из аэродинамики по сути — разгрузка и загрузка осей. Ими можно «играть» для безболезненного преодоления препятствий с помощью газа, тормоза и руля.

Прижимную силу нужно увеличить перед экстренным маневром или скоростным поворотом. Передние колеса загружаются отпусканием педали газа (торможением двигателем), торможением двигателем с включением понижающей передачи на механике и нажатием на тормоз. Автоспортсмены иногда подтормаживают левой ногой, не отпуская педаль газа (на автомате нельзя нажимать на две педали одновременно).

Подъемная сила тоже важна для преодоления ям, канав и бугров. Передняя подвеска разгружается, увеличивается ход амортизаторов. Так можно смягчить встречные удары. Этот эффект можно получить небольшим увеличением тяги. Если бросить газ на препятствии, машина ткнется в него носом. На неровностях важно непрерывно нажимать на газ, даже на маленькой скорости.
Приемы, чтобы не бояться неровной дороги

Зацеп

В повороте на машину действует центробежная сила. Если ехать слишком быстро или по дороге с плохим сцеплением (лед, снег, вода), можно потерять устойчивость. Колеса уйдут в боковое скольжение, и машину снесет с дороги. За поверхность можно зацепиться в прямом смысле этого слова.
Зацеп — это прием, когда машина «цепляется» внутренней поверхностью колес за выступающую часть дороги или за участок с хорошим сцеплением. Например, можно сместить внутренние колеса на обочину или на внутренний край дороги. Для зацепа выбирайте бугры, плотные скопления снега и другие мелкие возвышения на дороге.

Смысл зацепа — чтобы колесо «держалось» за участок с лучшим сцеплением, чем дорога. Но есть нюанс. В повороте внутреннее колесо разгружается и может потерять зацепление. Поэтому с зацепом надо быть аккуратными. Не используйте его на всей траектории движения в повороте, а только на отдельных участках. Как только «зацеп» заканчивается, под колесами оказывается лед или укатанная дорога. Поэтому заранее снизьте скорость, пока колесо «держится».

Зацеп можно использовать и в колее. Его часто сочетают с «упором» наружной поверхностью колеса.

Упор

Поворот на зимней дороге — опасная и непредсказуемая штука. Одно движение, и вы летите на обочину. Машину можно удержать, если «упереться» в сугроб или снежную насыпь на обочине. Упераются обычно боковой поверхностью покрышки, передним или задним крылом, а иногда даже дверью.
Такой упор гасит лишнюю скорость, прекращает снос, занос или боковое скольжение. Да, дверь жалко. Но упор — реальная возможность удержаться на дороге и не «уделать» машину сильнее. Его используют даже при отказе тормозов, чтобы сбросить скорость.

У техники упора есть особенности. Если вы едете переднем колесом в направлении внешнего препятствия, нельзя, чтобы протектор шины касался препятствия первым. Машина начнет вращаться вокруг затормозившего о сугроб колеса, и все станет еще хуже. Вплоть до опрокидывания.

Если вы находите упор после скольжения или заноса, может произойти удар. Если удар будет резким, машина может отскочить и начнет вращаться в обратном направлении.

Как безопасно перейти на упор:
  • выполняйте маневр под острым углом,
  • заднеприводную машину упирайте задним колесом, переднеприводную — передним,
  • контакт с упором будет мягче с открытым газом,
  • при контакте колеса с упором, поверните руль в сторону поворота, чтобы коснуться боковой поверхностью колеса, а не шиной,
  • если вы решили аварийно тормозить об упор, то делайте это наружней поверхностью переднего или заднего крыла,
  • чтобы экстренно затормозить об упор, переходите на него из состояния заноса задней части машины.

Движение с упором повышает управляемость машины на скользкой дороге. Опорой может быть даже мягкий снег, небольшая неровность или песок, где сцепление выше. О бордюр в повороте лучше не опираться. Можно получить обратный эффект — машина проскользит боком.

Колея

Колея не вызывает проблем, если проезжать ее медленно. Но на скорости можно «встрять». При входе в колею снижается управляемость — колеса не могут полностью поворачиваться. Если входить в колею под углом, то передние колеса могут в нее попасть, а задние свободно проскользят сбоку. Машину резко занесет. При выходе из колеи, особенно с подскоком, передние колеса могут уже выйти из нее, а задние останутся внутри. Машина начнет вращаться вокруг задней оси.

Если ехать в колее на скорости, машина начнет «рыскать» носом, потому что колеса будут периодически касаться боковой поверхностью то одного, то другого бортика колеи. Если ничего не предпринять, эти колебательные движения увеличатся, и передние колеса может выбросить наружу из колеи. Дальше — потеря управления.

Чтобы оставаться в колее, нужно пользоваться упором, зацепом или обоими приемами по очереди. Когда колея искривляется в повороте, эффективнее упор. Он помогает бороться с центробежной силой.
Внимательно входите в колею на пониженной скорости. Если въехать резко, управляемые колеса могут подскочить, и передняя ось соскользнет. Если вы прижимаете колесо к краю, то делайте это сильно, иначе машина будет биться об упор.

Выйти из глубокой колеи можно так: оттолкнитесь наружной стороной покрышки от упора, поверните колеса на небольшой угол, сбросьте газ и вытяните машину из колеи.

Как ехать в колее:

  • Прижмите машину к краю. Чувствительный руль передаст ощущения от этого контакта.
  • Держите руль в верхнем секторе полным хватом и плавно подруливайте.
  • В повороте используйте прием «упор».

Боковая разгрузка

Неровности на дороге в повороте — самый быстрый путь к критической ситуации. Резкий снос передней оси может произойти даже из-за небольшой ямки. Машину сорвет с правильной траектории и бросит на встречку или на обочину.

На дороге с хорошим зацеплением (сухой асфальт или бетон) центробежная сила в повороте загружает наружные и разгружает внутренние колеса. Поэтому внутренним колесам плевать на небольшие неровности, они легко их преодолевают. Такой эффект можно создать искусственно. Колесо будет как бы висеть над неровностью. Прием называется «боковая разгрузка».

Чтобы он удался, нужна ровная твердая дорога с хорошим сцеплением под наружным передним колесом. На него будем переносить вес машины. Получается что-то вроде стояния на одной ноге с поднятой второй.
Как выполнять боковую разгрузку:

  • поверните руль в сторону неровности,
  • его нужно повернуть рывком и мгновенно вернуть в прямое положение двумя руками,
  • между поворотом и выравниванием нельзя делать паузу,
  • слишком сильный рывок может дать обратную реакцию — начнется рысканье носом машины в противоположном направлении.

Усилить эффект разгрузки можно, если заранее раскачать машину из стороны в сторону. Автомобиль поднимет переднее внутреннее колесо на 5−10 см. Пытайтесь раскачиваться только на пустой дороге, где нет других участников движения.

Боковой разгрузкой удобно преодолевать ямы, впадины, глубокие лужи. Выпуклые препятствия лучше так не проходить. Удар снизу по разгруженному колесу может оторвать от поверхности два колеса сразу или опрокинуть машину.

Опережающая стабилизация

Если попытаться перескочить неровность с ходу, машина потеряет стабилизацию. Передняя подвеска «отработает» удар и передаст его на кузов. Машина подскочит, и передние колеса на время разгрузятся. Потом — снова удар, и машина начнет раскачиваться. В повороте или при в ходе в него такие колебания остановить очень сложно.

Не дать машине потерять продольную устойчивость можно так:

  • «Не закрывая газ», резко нажмите левой ногой на тормоз. Принцип «газ-тормоз». Это загрузит переднюю подвеску, и машина «клюнет».
  • Прекратите торможение. Передние пружины и амортизаторы распрямятся.
  • Проедьте препятствие, пока подвеска разгружена. Ее полный ход поглотит силу удара и сохранит устойчивость машины.
  • Вернитесь на нормальную траекторию, подруливая и добавляя газа. Если задние колеса на переднеприводной машине после этого ударятся о препятствие, это не очень опасно. Управляемые колеса уже не дадут машине уйти в занос и т. д.

Подброс, подскок, прыжок

Подброс — передняя подвеска разгружается. Передние колеса частично или полностью отрываются от дороги.
Подскок — передние или задние колеса полностью отрываются от дороги.
Прыжок — автомобиль полностью отрывается от дороги. Как на эффектных видео с ралли.

Подброс и подскок на прямом участке безопасны, если не запаниковать. Главное — не закрывать газ, потому что вращающиеся колеса играют роль гироскопов, и машина остается стабильной и управляемой при приземлении. Если подброс и подскок произошли перед поворотом, то ситуация хуже.

С прыжком все еще неприятнее. На время отрыва от дороги машина полностью лишается управляемости. Перед приземлением она наклоняется носом вперед и сильно ударяется передней подвеской о грунт. В лучшем случае повреждения получит только машина. Амортизаторы не могут полностью смягчить такой удар.
Самый эффективный способ «сгладить» эффект подброса, подскока и прыжка — резко затормозить, когда передние колеса отрываются от земли. Это заставит их опуститься, и они не подскочат высоко. При приземлении подвеска может отреагировать и снова попытается отправить машину в полет. Следите за этим.

Раскачивание

Многие водители в кайф едут с горочки и по инерции набирают скорость перед выходом из спуска. Даже водители грузовиков. Поэтому последние части крутых спусков и выходы из них часто «идут волнами». На них машина раскачивается, и подвеска входит в резонанс (разрастающиеся колебания). Если в такой ситуации резко затормозить, результат будет плачевным.

На «волнах» нельзя ждать, потому что амплитуда колебаний увеличивается, и вас ждет подброс передних колес. Чем дальше, тем сложнее вернуть стабилизацию.

Чтобы «успокоить «машину»:

  • Несколько раз резко нажмите и отпустите педаль газа. Это тут случай, когда можно давить на педаль много раз и совершенно бессистемно.
  • Не закрывайте газ и левой ногой несколько раз нажмите и отпустите тормоз. Тормозить нужно импульсно. Момент торможения не должен совпасть по частоте с раскачиванием. То есть нажимайте на педаль реже или чаще, чем качается машина. (На автомате педаль газа на время торможения нужно отпустить).
  • Резко затормозите и сразу же нажмите на газ правой ногой.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda