Как проходить повороты быстро?

Сначала разберемся с терминологией, которую встретим в этом уроке.
«Ехать внутрь поворота» — значит направить капот машины в сторону апекса — геометрического центра поворота.
«Ехать наружу поворота» — означает, что машину выносит из дуги поворота центробежной силой.
В правом повороте «ехать внутрь» — прижиматься к правому краю, «ехать наружу» — ехать к внешней левой обочине.
Красиво входить в поворот на скорости — это навык, который нельзя получить без тренировок. На дороге скоростной поворот, в котором вы теряете управление, может дорого обойтись. Занос, вращение и даже опрокидывание — последствия неправильного входа в поворота на слишком большой скорости.

Чтобы выбрать тактику прохождения поворота, нужно сначала его оценить: крутизну, покрытие и степень опасности. Надо понимать, как работает инерция и центробежная сила, чтобы предугадать, куда будет сносить машину. Необходимо владеть навыками экстренного и профессионального управления автомобилем, уметь реагировать на критические ситуации и не теряться. Важно уметь строить правильную траекторию при подходе к повороту и иметь устойчивую психику, чтобы не бросить руль и педали во время критической ситуации.
Существуют три способа, как проходить повороты на скорости.

Вкатывание

Этот способ пришел в «мир» из кольцевых гонок и Формулы 1. Машина с любым типом привода едет в повороте на грани скольжения. Передние колеса двигаются с минимальным сносом. Если довернуть их в дуге поворота, машина уйдет с траектории и попадет в критическую ситуацию. Вкатывание — это плавная работа педалью газа и постоянная коррекция траектории рулем с минимальной амплитудой. Рулем корректируйте угол поворота колес так, чтобы при сносе он уменьшался, а потом возвращался к исходному. Минимальные ошибки в рулении исправляйте педалью газа.
Вы едете по классической сглаживающей траектории. Колеса находятся на грани скольжения. Плавно корректируете баланс управляемости и устойчивости рулем и педалями.

Силовое скольжение

Силовое скольжение отличается для каждого типа привода. Первое действие везде одинаковое — поставьте машину под углом к траектории, чтобы капот смотрел внутрь поворота. Это можно сделать контрсмещением или контрзаносом, раскачав машину из стороны в сторону.
Этот прием проще и эффективнее использовать на скользкой дороге. На переднем приводе поверните колеса внутрь поворота на средний угол и добавьте тягу мощным нажатием на педаль газа. Машина поедет по дуге с пробуксовкой колес. Часть тяги пойдет на поддержание скорости, а другая — на сопротивление центробежным силам. Если уменьшить газ, машина увеличит угол заноса. Если добавить — передние колеса соскользнут к внешней стороне поворота.

На заднем приводе силовое скольжение дает эффект торможения скольжением. Его применяют, чтобы сбросить скорость в повороте. Используйте во время скольжения «нулевой газ». Следите, чтобы машина не ушла в неуправляемый занос.

Полный привод в силовом скольжении едет под углом к повороту и буксует всеми колесами. При правильном угле атаки машина сохраняет управляемость. Вы можете поворачивать колеса внутрь или наружу поворота, и машина будет адекватно реагировать. На полном приводе колеса смотрят прямо относительно машины, а траекторию вы меняете минимальным подруливанием.

Управляемый занос

Управляемый занос проще всего устроить на заднем приводе. Он безопаснее предыдущих способов, но немного медленнее. В управляемом заносе ловите устойчивость работой рулем: «внутрь — наружу» и газом: «больше — меньше». Каждое действие можно повторить до 4 раз в секунду.
Колеса машины поверните в противоположную от поворота сторону. Чем больше угол заноса, тем меньше скорость в повороте. Управляемым заносом удобно проходить крутые повороты и места с плохим сцеплением.

Как сделать машину в повороте более управляемой?
Начните думать о повороте на подходе и обезопасьте себя заранее. Повысить управляемость машины перед поворотом можно загрузкой переднюю ось. Для этого есть три приема:
  • тормозите двигателем (резко отпустите газ или включите понижающую передачу),
  • резко тормозите педалью тормоза (машина «клюнет»),
  • тормозите левой ногой, не отпуская газ (только на механике).

Маневрируйте сразу после загрузки, потому что ее эффект сохраняется 0,1−0,2 с. Сразу после загрузки мягко добавьте тягу, особенно на переднем приводе.
Как еще проходить поворот?

Двойной вход

Неровность в повороте — неприятная штука, которая может довести до потери управляемости и устойчивости. Наружное переднее колесо в повороте загружается центробежной силой. Его пятно контакта на дуге меньше, чем на прямой. Если это колесо подскочит на неровности, переднюю ось снесет. А объехать неровность в повороте не всегда возможно. Довернете руль, и машина потеряет управляемость. Получается замкнутый круг.

Неровность безопаснее преодолевать по прямой. Для этого движение по дуге с постоянным радиусом разбейте на два поворота с прямой между ними. Такой способ называется «двойной вход». Дуга попадает на ровный участок дороги, а препятствие вы проходите по прямой.

Этот метод можно использовать на скользкой дороге. Траектория состоит из двух крутых поворотов, которые можно проходить со скольжением задней оси, и переходной плавной кривой.

Глубокий вход

Критическая скорость в повороте часто приводит к критической ситуации. Сбросить скорость на дуге стандартными способами — прерывистым и ступенчатым торможением — нельзя, машина потеряет устойчивость. Плавное торможение вас практически не замедлит.

Вылететь из поворота можно и на нормальной скорости. К этому приводит желание водителя «перебдеть». Если слишком рано войти в поворот и прижать машину к внутреннему краю поворота, то вы получите меньший радиус движения. Центробежная сила в этом случае будет выше и попытается «вышвырнуть» машину с дороги. Плавное начало поворота заставит вас доворачивать руль на дуге, что приводит к сносу. В повороте вы скорее всего потеряете мощность, а значит, и безопасность.

Поэтому в повороте безопаснее дольше ехать прямо и позже начинать движение по дуге. Такой прием называется «глубокий вход». Для этого загрузите передние колеса перед входом в поворот. Поворачивать начинайте сразу, как перестали тормозить, без паузы. «Глубокий вход» всегда сопровождайте опережающей загрузкой, чтобы машина лучше слушалась.
Как правильно построить траекторию поворота?

Сглаживающая траектория

Правильная траектория в повороте повышает безопасность. Ваша задача — уменьшить центробежную силу. Чем больше радиус движения, тем она меньше. Траектория с большим радиусом называется «сглаживающая». Она состоит трех элементов: заход, срезание и распускание.
Заход. Когда вы подходите к повороту, прижмите машину к внешней стороне дороги или полосы.
Срезание. В средней части поворота перейдите на внутреннюю сторону и коснитесь внутренним передним колесом края дороги — апекса.
Распускание. Снова перейдите к наружной стороне и выровняйте машину.

«Сглаживающая траектория» вместе с «глубоким входом» ускоряют вас в повороте. Если вы рискнете и срежете траекторию до обочины, получится еще быстрее, но будьте аккуратными. Не используйте прием, если не уверены в сцеплении колес с покрытием.

Ломанная траектория

Предположим, что вы переоценили свои силы, вошли в поворот слишком быстро и теперь боитесь, что «не вывезите». Пройти поворот можно не по дуге с постоянным радиусом, а по периметру ломаного многогранника. Это будет безопаснее.

Разбейте дугу на прямые отрезки по 5−10 метров, загружайте передние колеса, поворачивайте руль на нужный угол и проходите серию мелких поворотов без бокового скольжения. Ломаная траектория может повлечь за собой серию управляемых заносов, если вы будете ехать на высокой скорости.
На переднем приводе ломаную линию можно создать так: в скоростном повороте отпустите педаль газа — возникнет небольшой занос. Сразу же нажмите на газ, и занос прекратится. Повторите это несколько раз, и один поворот превратится в несколько маленьких. На заднем приводе в скользком повороте поверните машину в несколько приемов пробуксовкой колес.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda