Как правильно тормозить?

экстренно; планово

В автошколах в лучшем случае показывают три вида торможения: плавное с постоянным усилием, плавное с нарастанием усилия и резкое, при котором остается надеяться на антиблокировочную систему или ждать блокировки колес. Иногда инструкторы показывают технику импульсного торможения, когда на педаль тормоза несколько раз резко нажимают. На самом деле приемов больше (10−12), и каждый из них подходит под разные ситуации — на льду, на неровностях, в повороте и т. д.
Планово
Плановое торможение — это идеальное торможение. Вы заранее знаете, что будете тормозить, успеваете оценить ситуацию вокруг и возможные риски. Под колесами — ровный сухой асфальт без уклона. Плавно нажимаете на педаль тормоза и постепенно увеличиваете усилие, пока полностью не остановитесь. Такое торможение можно даже не заметить: сумки не летают по салону, а вы не бьетесь головой об руль.

Тормозить плавно можно только планово. Вы давите на тормоз так, чтобы скорость снижалась на 5−20 км/ч. То есть затормозить с сотни до нуля планово не получится. Критическую ситуацию так не преодолеть.

Плавное торможение в повороте

Автогонщики раздели повороты на 17 категорий. Каждый из них можно проходить на разной скорости. В жизни все проще — никакой критической скорости в повороте, и скорее всего вы справитесь. Но тормозить в повороте сложнее, чем на прямой. Машина в повороте опирается больше на наружные колеса, а внутренние разгружаются. Без системы ABS они могут заблокироваться. При блокировке переднего — машина потеряет управляемость и не будет слушаться руля. Передние колеса снесет, и вы проедете мимо поворота.

При блокировке заднего — машину занесет. Если вы не успеете остановить занос, то начнете вращаться. Когда блокируются все 4 колеса при очень резком торможении, вы получите снос машины и начнете двигаться по прямой к наружной стороне поворота и «красивому» уходу с трассы.

Антиблокировочная система помогает тормозить и не дает колесам блокироваться, но не защищает от сноса и заноса полностью. Поэтому в повороте нужно тормозить неинтенсивно и осторожно. Начинайте тормозить до того, как выехали на дугу. Импульсно тормозить в повороте (чередовать нажатие на тормоз и отпускание) нельзя. Только постоянно небольшое усилие на педаль. На механике можно притормаживать левой ногой, не отпуская газ. Это спасает передние колеса от сноса в крутом повороте.
Экстренно
Часто экстренное торможение — единственно возможный вариант, чтобы избежать аварии, вылета с дороги и других неприятностей. Тормозить экстренно приходится на максимальной скорости, чтобы не въехать кому-то в зад или объехать препятствии, на неожиданно скользкой дороге и т. д. Короче, в критические моменты. У нормального человека срабатывает инстинкт — со всей силы вдарить по педали тормоза. Инстинкт срабатывает неправильно.

Существует несколько специальных приемов, как затормозить экстренно, но эффективно и не сделать только хуже. Профессионалы отрабатывают эти приемы и доводят их до автоматизма. Иногда нет даже лишней секунды, чтобы подумать и вспомнить.

В чем проблемы ABS?

Самая большая опасность при резком торможении — блокировка колес — сейчас кажется фигней. Система ABS умеет обходить эту проблему. Она отслеживает скорость вращения каждого колеса и не дает машине потерять устойчивость. При многих маневрах это путь к спасению.

У антиблокировочной системы есть свои проблемы. Она предназначена для штатных ситуаций и не дает водителю ошибиться «по глупости». В критические моменты ABS может неприятно удивить:

  • Вы точно почувствуете, что АБС помогает. Толчки педали по ноге ни с чем не перепутаешь. С этого момента тормозите не вы, а антиблокировочная система. Поэтому точно определить место, где остановится машина, вы не сможете. За вас все решит автоматика.
  • Системе ABS нужно время, чтобы «прощупать» покрытие под колесами и включиться. Если вы тормозите с высокой скорости на скользкой дороге и «лысой» резине, то заметите, что проскальзываете, а антиблокировочная система «спит». Потом она подключится, но испугаться за долю секунды без торможения вы успеете.
  • Задача антиблокировочной системы — снять тормозное усилие с колес, которые плохо цепляются за поверхность. Так она сохраняет устойчивость машины и не дает ей продольно скользить или уйти в занос. Поэтому на дороге, где под колесами перемешались лед, снег, асфальт и вода, вы заметите ухудшение тормозной динамики.
  • На неровной поверхности ABS «выключит» торможение колеса, оторванного от земли. То есть когда колесо «подскочило» на кочке, оно не тормозит. Вам покажется, что вы вообще перестали тормозить.
  • На маленькой скорости до 5 км/ч антиблокировочная система отключается. В последней фазе торможения, когда вы почти не двигаетесь, колеса могут заблокироваться, и машина заскользит. Есть шанс затормозить через метр об забор.

Как тормозить зимой?

Придется «правильно» сидеть за рулем. Спина прижата к спинке сидения — так вы раньше почувствуете телом потерю устойчивости машины. Руки симметрично лежат на руле в верхнем секторе. Вы быстрее среагируете на занос. Особенно это актуально, когда первый снег, как всегда, выпал неожиданно.

Вспомните, как тормозить импульсами, если этому вас учили в автошколе. Если нет — разберемся дальше. Общий смысл — не нажимать на тормоз постоянным усилием, а «выдавать» его небольшими порциями.

На автомате можно принудительно перейти на пониженную передачу, если машина не сообразит сама. На механике придется вспомнить, как переключать передачи вниз во время торможения. И обязательно «переобуйте» машину чуть заранее, чтобы не удивляться снегу в декабре.

Как подготовиться к экстренному торможению?

Экстренное торможение может понадобиться, даже когда дорога «спокойная», свободная, и ничто не предвещает проблем. Даже ограниченный обзор по любой причине — уже сигнал к действию. Нужно либо вернуть нормальный обзор, либо быть готовым к торможению. Идеальное торможение будет последовательным. Нога уже «переползает» с газа на тормоз.

Когда времени нет, тормозить нужно быстро и без ошибок, иначе потеряете управление, и маленькая проблема перерастет в огромную. Чем меньше времени вы провели за рулем, тем раньше нужно готовиться к торможению. Так вы получите запас времени.

Если вы увидели, что по встречке несется машина, которая явно теряет управление; впереди лужа на полдороги, а вы едете на приличной скорости и т. д., готовьтесь тормозить заранее:

  • Отпустите педаль газа.
  • Перенесите ногу на педаль тормоза, но не нажимайте сразу.
  • Начните немного подтормаживать без максимального усилия.
  • Если «не пронесло», и опасность реальная, начните тормозить активнее и снизьте скорость до оптимальной (по ситуации).
  • Если ситуация стала критической (ваша траектория пересечется с другой машиной, впереди кто-то потерял управление и т. д.), начинайте экстренно ступенчато тормозить.
  • Если не получилось затормозить, надо уходить от столкновения. Нажмите газ и сворачивайте туда, где безопаснее.

Если ситуация развивается резко, можно сразу начинать с экстренного торможения без подготовки.

Дальше разберем виды и способы экстренного торможения.

Экстренное прерывистое торможение

Экстренно тормозить на кочках или дороге, где асфальт чередуется с льдом, снегом и водой сложно на любой машине: с ABS или без. Без антиблокировочной системы элементы передней подвески при торможении сжимаются. Они перестают амортизировать удары. Переднее колесо подскакивает и блокируется при ударе. Причем, заблокироваться может любое колесо. Машина теряет управление, а дальше возможны любые, но хреновые варианты: снос, занос, вращение. ABS не даст колесам заблокироваться, но перестанет подавать тормозное усилие на подскочившее колесо, и торможение будет не эффективным.

Экстренное прерывистое торможение — это несколько энергичных, но коротких по времени нажатий на тормоз. Между нажатиями нужно полностью отпускать педаль. Так у вас больше шансов затормозить на неровном покрытии или на дороге, где зацепление шин «пляшет» туда-сюда (лед-асфальт-снег и т. д.).

В импульсном торможении можно легко накосячить, если много раз ритмично нажимать на тормоз, почти не прикладывая усилия. Машина будет зря раскачиваться, но не сможет затормозить. Чем выше скорость машины, тем меньше надо давить на тормоз при первом нажатии. Каждое следующее нажатие — сильнее и продолжительнее.
Затормозить на российской дороге, где покрытие — это всегда сюрприз, можно без проблем, если:

  • тормозить импульсно, а не давить на педаль постоянно,
  • переставать тормозить, если колеса заблокировались,
  • прекращать торможение, когда передние колеса наезжают на препятствие,
  • подруливать, если машина начинает «водить носом» в разные стороны,
  • как только шины нормально зацепились, начинать интенсивно тормозить импульсами, пока не получится сбросить скорость.

Ступенчатое торможение

Прерывистое импульсное торможение — способ действительно затормозить в экстренной ситуации, а не влететь на заблокированных колесах в препятствие. Резкое торможение при сильном испуге заблокирует колеса. Чем сильнее удар по педали тормоза, тем хуже эффект. Плавное торможение с высокой скорости вообще не поможет. Остается импульсное.


Оно безопаснее непрерывного резкого нажатия на тормоз, но у него тоже есть минус. Вы не полностью используете тормозные возможности машины, и эффекта импульсного торможения может не хватить.


Существует другой вариант прерывистого импульсного торможения — ступенчатое. Если вы едете быстро, а под колесами черт знает что, первое нажатие на тормоз должно быть коротким импульсом. Так вы поймете, насколько скользкое покрытие. Следующие нажатия на педаль тормоза будут дольше и сильнее. Так вы не заблокируете колеса и не подключите систему АБС, которая в этом случае может все испортить.


Секрет ступенчатого торможения — в фазах растормаживания. В эти моменты вы можете скорректировать рулем направление, куда едет машина.

Ступенчатое торможение происходит так:


  • Вы коротко импульсно тормозите, чтобы «прощупать покрытие». Этот момент самый важный, потому что машина может уйти в занос, а колеса — заблокироваться.
  • Подотпускаете педаль газа, но не отпускате ее полностью (растормаживание). У машины нет пассивной фазы без торможения, в отличие от обычного импульсного торможения. Поэтому машина тормозит эффективнее.
  • Каждое следующее нажатие на тормоз дольше и сильнее предыдущего.
  • Во время торможения на механике можно включать пониженные передачи.

Профессионалы могут тормозить с 4−8 импульсами в секунду.

Прием «газ-тормоз»

Прием «газ-тормоз» пришел в «мир» из гонок. Когда вы тормозите на льду, ведущие колеса могут заблокироваться. Особенно опасно это в повороте или на спуске. Если в момент торможения нажать на газ, машина сохранит устойчивость и управляемость. Тормозить нужно левой ногой, не снимая правую с газа. Прием выполняйте с постоянно открытым газом на 30−50% от максимума. На тормоз нужно нажимать импульсно или ступенчато.


Проделывать этот трюк можно только на механике, автомат такого не простит.


Когда использовать прием «газ-тормоз»:

  • В резком повороте использовать прием нельзя. Колеса должны быть повернуты на минимальный угол.
  • На машине с АБС он бесполезен, а на переднем приводе без АБС или на полном приводе с механической коробкой поможет удержать машину на дороге.
  • «Газ-тормоз» нельзя использовать на автомате.
  • Он помогает повернуть переднеприводную машину с помощью скольжения задних колес. Об этом поговорим позже.
  • Прием можно использовать для проезда через поперечные ямы или бугры.

Как сохранить управление при экстренном торможении?

Идеальные условия на дороге, погода и покрытие встречаются только в учебниках. В реальности это всегда покрытие с разным зацеплением, сошедший со снегом асфальт, резко тормозящие дураки и выбоины. Короче, неискоренимые русские проблемы. Поэтому тормозить всегда нужно осмотрительно, иначе рискуете получить снос, занос или уйти во вращение.

  • Не пытайтесь экстренно тормозить с постоянным усилием. Импульсное торможение эффективнее.
  • Первое тормозное усилие — короткое и несильное. Так вы или система ABS «прощупаете» покрытие и решите, что делать дальше.
  • Резко тормозить можно только на сухом твердом покрытии. В остальных случаях остается уповать на помощь антиблокировочной системы.
  • Обращайте внимание на «рысканье» машины. Когда машина «водит носом» в разные стороны, подруливайте. Если вы забьете, все это может перерасти в критический занос.
  • Сначала оцените дорогу, а потом решайте, как тормозить. На ровном участке с низким сцеплением — прерывистое торможение. В повороте — плавное.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda