Как проходить повороты?

как проходить повороты на скорости?; как войти в поворот и какую выбрать траекторию?; как может накосячить водитель в повороте?; как исправить косяк и не разложиться?; техники прохождения поворота

Проходить повороты легко. На минимальной скорости и сухом асфальте. В остальных случаях надо задуматься о работе педалями газа, тормоза и приемами руления.

В повороте работает беспощадная физика. Центробежные силы пытаются вытолкнуть машину с дороги и меняют сцепление колес с дорогой. Внешние к повороту колеса загружаются, а внутренние — разгружаются. Упорное колесо (переднее наружное) отвечает за траекторию в повороте. Оно может заскользить в повороте и увести машину с нужного направления. Если вы надумаете входить в поворот на скорости, то наверняка столкнетесь с рысканьем. Надо уметь правильно выбрать скорость и удержать машину. Соберем все это вместе и разберемся, как рулить в повороте.
Как войти в поворот и какую выбрать траекторию?
В повороте вам нужны руль и педаль газа. От правильного руления зависит траектория, а от работы ногами — безопасность.

Повороты делятся на категории по крутизне и скорости прохождения.
В повороте на небольшой угол от 1 до 33 градусов (0−2 категория) руль можно поворачивать без перехвата рук. Когда крутизна поворота повышается от 34 до 78 градусов (3−4 категория), все еще можно обойтись без перехвата, но появляются тонкости. При повороте направо нельзя, чтобы правая рука оказалась в нижнем секторе руля. Налево — левая. Перед поворотом сместите ведущую руку в противоположную сторону (при повороте направо переставьте правую руку чуть левее). Так вы увеличите угол поворота руля без перехвата.

В крутых поворотах от 79 до 160 градусов (5−7 категория) пора использовать перехват. Вы сможете повернуть рулевое колесо больше, чем на 180 градусов, перехватив руки в боковом секторе руля. Конечное положение рук после вращения руля будет «12−4» при правом повороте и «8−12» при левом. Если положение отличается от эталонного, но вы уверены, что держали руль правильно, значит, вы недовернули колеса. Подробно технику перехвата мы разбирали в первом модуле.

Скорость в повороте

Крутизна поворота влияет не только на угол поворота руля, но и на скорость, с которой в поворот можно заходить без неприятных последствий. То есть безопасно. Чем выше категория поворота, тем больше его крутизна. С ростом крутизны падает и скорость в повороте. См. таблицу выше.

Сразу после получения прав водителям кажется, что повороты делятся только на правый и левый. Правый — фигня, левый опасный. Это не совсем так, но об этом позже. А пока — о крутизне, которую нельзя недооценивать. Из-за неправильной оценки крутизны, недостаточного поворота руля или перебора скорости можно вылететь из поворота с очень плачевными последствиями. Чем меньше времени вы провели за рулем, тем сильнее перестраховывайтесь в повороте.

Самая безопасная тактика — притормаживать перед поворотом любой категории. Лучше раньше ускориться после поворота, чем влететь в него на скорости и уехать мимо.
Какие бывают повороты?

Повороты бывают простыми, сложными и очень сложными. Это зависит даже не от их категории, а от траектории прохождения.

Простой поворот

В простых поворотах короткая дуга и постоянный радиус. Теоретически их можно проходить на скорости, но в жизни лучше притормаживать заранее. Техника прохождения простая в обоих случаях.

На асфальте резко отпустите педаль газа (торможение двигателем), это загрузит передние колеса. На механике включите пониженную передачу и кратковременно нажмите на тормоз. На автомате — просто нажмите на тормоз и отпустите его. Резко поверните руль на нужный угол, а потом плавно распрямите его. Машина выровняется. На маленькой скорости все то же самое делайте плавно.

На скользкой дороге резкое руление может вызвать соскальзывание передних колес. Входить в поворот нужно с минимальным углом их поворота.

Сложный поворот

В сложных поворотах дуга длиннее, чем в простых. Между входом в поворот и выравниванием есть фаза движения по дуге. Поэтому сложные повороты нужно проходить в 3 приема: поворот, баланс, выравнивание.

При входе на дугу используйте технологию «плавно-быстро». Сначала плавно и «мягко» поверните руль. Машина незначительно накренится. Наружное переднее колесо («упорное») нагружается сильнее. В таком положении руль проще довернуть на нужный угол. Важно, чтобы колеса на входе в поворот были повернуты в направлении траектории и больше не доворачивались. Тогда машина не «соскользнет» с дуги.

Дальше нужно создать баланс тяги. Здесь пригодится техника «нулевого газа», которую мы разбирали в уроке про использование педали газа. На дуге нельзя резко нажимать или отпускать педаль газа. Ею нужно удерживать машину в стабильном положении без бокового скольжения. Корректировать траекторию машины можно короткими по амплитуде и плавными движениями рулем.

Когда вы прошли дугу на «нулевом» газе, пора выравнивать машину и ехать прямо. Не давайте колесам выровняться самостоятельно, продолжайте контролировать руль. В этот же момент плавно добавляйте газ. Резко открытый газ может устроить снос передних колес на заднеприводной машине.

Очень сложный поворот

Такие повороты отличаются от остальных нестандартной геометрией или слишком большой протяженностью. Их специально «засовывают» в гоночные треки, чтобы спортсменам было сложнее проходить соревнования. Это соединенные повороты с одинаковыми радиусами, затяжные повороты с плавным началом и доворотом на дуге, S-образные повороты или «эски». В жизни такие повороты практически не встречаются. Главное — двигаться в них на минимальной скорости и действовать по правилам прохождения сложного поворота.
Как проходить поворот по фазам?
  • Подход к повороту. Снизьте скорость до той, на которой вы уверенно сможете зайти в поворот. Сместитесь к внешней стороне полосы, чтобы сгладить траекторию. На механике включите передачу, соответствующую вашей скорости.
  • Вход в поворот. Перестаньте тормозить. Сбросом газа и торможением вы загрузили переднюю ось. Поверните руль на нужный угол и войдите в поворот так, чтобы передние колеса не соскальзывали с траектории.
  • Движение по дуге. Корректируйте траекторию рулем, а баланс автомобиля — педалью газа. Крутую часть поворота можно «срезать» по внутренней части полосы, если рядом нет других машин.
  • Выход из поворота. Плавным движением руля выровняйте траекторию. Сместитесь к внешней стороне, чтобы быстрее выровнять машину, равномерно загрузить колеса и увеличить тягу.

Как может накосячить водитель в повороте?

Аварии на дорогах происходят не только в плохую погоду и на кривом асфальте, усеянном ямами. Часто водители косячат сами. На прямой лишний доворот руля, слишком большую скорость и другие ошибки можно компенсировать. Поворот ошибок не прощает.

Перечислим частые ошибки водителей в повороте:

  • Довернуть колеса, когда сразу не попал на нужную дугу.
  • Войти в поворот с нажатым тормозом.
  • Полностью отпустить педаль газа на переднем приводе при входе в поворот.
  • Резко и слишком сильно повернуть колеса и отправить машину в неизвестном направлении.
1. Довернули колеса после того, как неудачно зашли в поворот
2. Зашли в поворот с торможением. Колеса заблокировались
3. Полностью отпустили педаль газа на переднем приводе. Неправильно переключили передачу на заднем приводе.
4. Слишком резко и круто повернули колеса.
5. Вошли в поворот на нейтралке.
6. Довернули колеса в повороте и получили неправильную траекторию
Ошибки водителя могут привести к серьезным авариям даже на пустой дороге. Поэтому разберем, в какую аварию можно встрять в повороте, если ошибиться.

  • Правые повороты опаснее левых. В них выше риск лобового столкновения.
  • Если вы потеряли управляемость в повороте, нельзя нажимать на тормоз. Резкое торможение выбрасывает машину на встречку.
  • Если сместиться внутрь поворота слишком рано, вас может вынести из поворота в самой крутой его части. Обычно это происходит на слишком высокой скорости.
  • Не отпускайте совсем педаль газа в повороте. На переднем приводе можно попасть в занос и съехать на встречку.
  • Притормаживайте перед поворотом и оценивайте его крутизну. Неправильный расчет поворота руля может закончиться лобовым столкновением на встречной полосе.

Чем опасна скорость в повороте?

Скорость — это главный регулятор безопасности в повороте. На небольшой скорости любую ошибку можно исправить: довернуть руль; отпустить педаль газа, если скорость высоковата; затормозить, если необходимо; понизить передачу на механике.

В зоне риска, на большой скорости или на дороге с плохим сцеплением, цена ошибки выше. Машина может потерять устойчивость и управляемость. Резко повернете руль на скользкой дороге при входе в поворот — соскользнут передние колеса. Довернете руль сильнее — получите скольжение вперед без вашего участия. Резко нажмете на тормоз — продолжите скользить, несмотря на повернутые колеса. Сбросите газ — машину вынесет к внешней стороне поворота на заднем приводе, или занесет — на переднем. Резко нажмете на газ — получите занос на заднеприводной машине.

В ваших интересах не ошибаться или пройти этот курс и знать, как реагировать на ошибки.

После зоны риска идет экстремальная зона с продольным скольжением, критическим заносом, вращением и даже опрокидыванием. Здесь вы еще можете спасти ситуацию, если знаете приемы контраварийного вождения. После экстремальной зоны идет катастрофическая. Машина окончательно выходит из-под контроля и улетает, куда несет ее физика: на обочину, в дерево, в другую машину. Единственное, что можно попытаться сделать, — это уйти от лобового удара. Это самая опасная ситуация для жизни. Лучше тормозить бампером и крыльями машины о препятствия по пути, чем собой об дерево. Главное — не замирать и пытаться маневрировать.

Чем еще опасна скорость?

Из-за высокой скорости перед поворотом вы можете рано сместиться на внутренний радиус. Придется начать поворот с малым углом поворота колес, а доворачивать руль уже на дуге. Если в середине дуги круто повернуть руль и начать подтормаживать, можно получить снос передних колес.

Быстрая езда в повороте — идеальное условия для потери равновесия. Небольшой крен слишком сильно загрузит внутренние колеса и разгрузит внешние. Избыток, недостаток тяги или интенсивное торможение приведут к заносу задней оси. И все это из-за слишком высокой скорости.
Антиблокировочная и антипробуксовочная системы помогают. Но они только страхуют от ошибки. Если вы накосячили по-крупному, то они могут даже помешать вернуть машину вручную к стабильному положению.

Поэтому прохождение поворотов на скорости — удел гонщиков и водителей-профессионалов, которые «чувствуют» машину и на рефлекторном уровне знают приемы контраварийного вождения. Важно точно знать реакцию машины на разные ситуации и уметь прогнозировать ее поведение при разных управляющих действиях. Всем остальным необходимо притормаживать или замедляться перед поворотом, отрабатывать плавное руление и работу ногами и внимательно наблюдать за ситуацией на дороге.
Техника прохождения поворотов
Все водят по-разному. Это нормально. Манера езды зависит от того, как научили в автошколе, от машины, от характера. К этой манере часто «прилипают» ошибки, которые «вкатываются» раз за разом и становятся нормой. Большинство водителей даже не знают, что они ошибаются: неправильно держат руль, сидят в машине, тормозят или входят в поворот. Разберем универсальную методику прохождения поворота, которой можно пользоваться на скорости и медленно «вползая» в него.

И гонщики, и обычные водители проходят поворот в 4 фазы: подхода, входа, движения по дуге и выхода.
Фаза подхода
Обычно подход к повороту — это прямой участок дороги. Подходя к повороту, вы должны оценить его крутизну, прикинуть скорость прохождения и мысленно построить удобную безопасную траекторию.

Торможение перед поворотом

Перед поворотом нужно затормозить. Как именно (планово или экстренно), вы решите в зависимости от вашей скорости и расстояния до поворота. Если нужно сбросить больше 40 км/ч, тормозите импульсно. Если нажать на тормоз один раз с силой, сработает ABS и «отстранит» вас от торможения. Поэтому первое нажатие на тормоз — легкое.

Завершите торможение до въезда на дугу. Тормозить на дуге опаснее из-за неодинаковой боковой загрузки колес. Руль и тормоз работают друг против друга. Даже машине с антиблокировочной системой «не нравится» тормозить и поворачивать одновременно. На механике можно включить пониженную передачу перед поворотом.

Заход на дугу

В поворот проще заходить по максимально прямой траектории. Она же самая быстрая и безопасная. Перед поворотом нужно сместить машину к внешней стороне. На дороге для этого можно использовать только свою полосу. Этот маневр дает «резерв безопасности». Чем выше скорость, тем он актуальнее.

Чем поворот круче, тем сильнее сглаживайте траекторию. Но не «перебарщивайте» и не вылезайте на чужую полосу. Заход на дугу нужно делать плавно и заранее. Резкий заход может раскачать машину.
Фаза входа в поворот
На небольшой скорости достаточно повернуть руль на нужный угол, и машина сама поедет по дуге. На высокой скорости автомобиль может «не послушаться» и начнет скользить передними колесами. На идеальную траекторию он не попадет. Поэтому есть разные способы входа в поворот, которые зависят от скорости, покрытия и т. д.

  • Плавный вход. Для некрутых поворотов или на скользкой дороге, чтобы избежать соскальзывания передних колес.
  • Резкий вход. Загрузка передних колес после прекращения торможения.
  • Глубокий вход. Поздний вход в поворот. Маневр использует загрузку колес, чтобы зайти по более крутой траектории, а потом увеличить радиус и сделать вторую часть поворота более безопасной.

Как управлять?

Фаза входа короткая по времени, но отправить в дугу машину, которая быстро едет по прямой, сложно. Поэтому важно уметь четко управлять машиной в этой фазе, чтобы она «слушалась». Для этого нужна загрузка управляемых колес. Торможение перед дугой (сбросом газа или тормозом) прижимает передние колеса к земле. Вес оказывается на них, и машина лучше «поддается». Также загрузка снижает гироскопическую стабилизацию от крутящихся колес.

Интенсивность замедления зависит от желаемого эффекта:

  • Загрузка на сбросе газа. Вы отпускаете педаль газа и сразу же поворачиваете руль.
  • Загрузка торможением. Руль нужно поворачивать, когда начинаете отпускать педаль тормоза.
  • Загрузка на включении пониженной передачи. На механике сигналом повернуть руль служит момент отпускания сцепления.

Что делать рулем и ногами?

  • На скользкой дороге: плавно поверните руль и не дайте колесам повернуться на большой угол.
  • На сухой дороге: плавно поверните руль до нужного угла. Не рулите ступенчато (поворот-пауза-поворот).
  • На высокой скорости в некрутом повороте: резко входите в поворот после загрузки, плавно выравнивайте руль и одновременно прибавляйте газ.
  • В крутом повороте: сначала поверните руль плавно, чтобы создать крен на «упорное» колесо. Быстро доведите его до конечного положения, чтобы не доворачивать колеса на дуге.
  • В некрутом повороте: не двигайтесь по дуге с отпущенной педалью газа. Добавьте тягу сразу после загрузки и поворота колес. Ее величина зависит от угла поворота колес. При выравнивании машины увеличивайте газ.
  • В крутом повороте с длинной дугой: добавьте немного газа после загрузки и поворота колес. Чем больше угол, чем меньше тяга.
Фаза движения по дуге поворота
Удержать машину на дуге сложно. Центробежные силы хотят вытолкнуть ее с траектории, и колеса загружены неравномерно. Если к этому добавить большую скорость и плохое сцепление шин, помогут только специальные приемы.

Руки в повороте

  • В повороте руки на руле смещаются в сторону поворота. В правом повороте — в позицию «12» — для левой, «4» — для правой. В левом повороте — «8−12».
  • Нельзя пытаться удержать руки на руле в симметричном положении во время поворота. Это сбивает.
  • «Ведущая» рука в повороте согнута в локте и мешает рулю самовыровняться.
  • Чтобы не перехватывать руки в повороте, сделайте предварительный захват. Этот метод можно использовать в некрутых поворотах.
  • Можно переместить ведущую руку к вспомогательной. В правом повороте левая рука находится в положении «10», а правую вы переносите к ней вплотную. Так вы сможете увеличить амплитуду поворота руля.
  • Есть вариант перенести вспомогательную руку к ведущей. Этот метод нужен, если вы точно знаете, что у ведущей руки не хватит амплитуды для поворота на нужный угол, или она окажется в нижнем секторе руля.
  • На дуге можно немного подруливать, если вы не попали на идеальную траекторию сразу.

Газ в повороте

Газ в повороте играет роль балансира. Нужно аккуратно «подбирать» газ под угол поворота. Чем угол больше, тем тяга должна быть меньше. На скорости в повороте чаще всего нажимают на газ переменно, а не постоянно. Это режим «больше-меньше». Кидать педаль совсем не нужно. Газ компенсирует ошибки при рулении на дуге, когда передние колеса соскальзывают.
Фаза выхода
В фазе выхода приходится разгребать все ошибки, допущенные раньше. Уход с нужной траектории, недостаточная скорость и т. д. В идеале траектория будет плавно выравниваться. Распускать руль до прямого положения нельзя, его нужно немного подтормаживать и отпускать плавно. Газ тоже следует открывать плавно и мягко. Скорость, на которой вы собираетесь ехать дальше, нужно набрать в тот момент, когда колеса встанут прямо.

При выходе из поворота можно немного сместить машину к наружному краю полосы, чтобы сгладить траекторию и быстрее выйти на прямую. Это дает дополнительную безопасность.

Что происходит в каждой фазе поворота?

0−1. Вы снижаете скорость. Смещаетесь к внешней стороне полосы, чтобы сгладить траекторию
2. Перестаете тормозить начинаете двигаться по дуге. Не даете передним колесам соскользнуть с траектории.
3. Корректируете траекторию рулем и дозированно нажимаете на газ. Крутую часть дуги срезаете.
4. Смещаетесь к внешней части полосы, распрямляете колеса и сильнее нажимаете на газ.
~
Школа контраварийного вождения
научитесь технике экстремального вождения в стиле Кен Блока. Теория подкрепленная интенсивной практикой с персональным тренером
Made on
Tilda