Во что одеты гонщики?
Большие гонки — это большие риски. Каждый элемент экипировки профессионалного пилота от носков до трусов тестируют, проверяют на жаропрочность и омологируют в ФИА. Такие строгие требования к одежде гонщиков придумали не для того, чтобы устроить еще одно препятствие на пути к пьедесталу. Они написаны кровью и доработаны десятками фатальных аварий.
В любительских гонках вас не заставят надевать омологированные трусы. И все же любые соревнования опираются на регламент ФИА. Поэтому прежде чем выезжать на трассу, начинающему гонщику придется обзавестись минимальным набором экипировки.
Зачем гонщику нужна специальная экипировка?
Экипировка для гонщика — не просто одежда, на которую нашивают рекламу спонсоров. Это вторая кожа и броня одновременно. Самая серьезная защита у пилотов Формулы 1. В других гоночных сериях требования к экипировке могут отличаться, но крупные соревнования по кольцевым гонкам всегда предполагают максимальный уровень безопасности и омологацию ФИА. Гонщики подвергаются нагрузкам и угрозам, о которых простые водители не задумываются, толкаясь в пробке на трассе.
Пилоты на тренировках и соревнованиях борются с перегрузками до 4−5 единиц. Это значит, что на них действуют силы в 4−5 раз выше их собственного веса. При 5 неподготовленные люди теряют сознание, но только не гонщики. Им нужно сохранять концентрацию и пилотировать болид на бешеной скорости. Задача экипировки автоспортсменов — облегчать неприятные ощущения и не мешать управлять болидом.
Второй бич кольцевых гонок профессионального уровня — возгорания. Пожароопасные ситуации могут приключиться в любой момент. Например, во время заправки машины на пит-стопах. Поэтому не только пилоты носят специальные костюмы, но и механики. Пожары часто возникают при авариях, и экипировка защищает пилота, пока спасатели не эвакуируют его из машины. Международная Автомобильная Федерация ФИА детально рассматривает аварии в каждом соревновательном сезоне, анализирует их и вносит коррективы в омологацию экипировки. Об омологации мы поговорим дальше.
Есть и другие факторы, которые учитывают дизайнеры и технологи при разработке гоночной экипировки. Всегда есть опасность, что прилетят обломки или осколки. Пилот потеряет ориентацию в пространстве из-за смены освещенности на городских трассах. Или у него начнется обезвоживание из-за высокой температуры в кокпите гоночного болида.
Комплект самой крутой экипировки
Гоночная экипировка должна защищать пилота с ног до головы в прямом смысле. Начиная от шлема и заканчивая ботинками. Омологация FIA распространяется даже на белье, подшлемники и нитки, которыми прошивают комбинезоны. Все, чтобы гонщик был защищен настолько, насколько это возможно в одном из самых опасных видов спорта.
Омологация — это соответствие требованиям и стандартам гоночного класса, конкретных соревнований или автомобильной федерации. В первую очередь, омологация — это про безопасность. Даже начинающий гонщик, в зависимости от класса и требований соревнований, ориентируется на омологированную экипировку: шлем, подшлемник, HANS, белье, перчатки, комбинезон, ботинки и т. д. Разберем каждый элемент экипировки по отдельности.
Шлем
Все начинается с головы. А в гонках — со шлема. Топовый шлем с омологоцией ФИА 8860−2018 выдерживает попадание металлического предмета весом в 225 граммов на скорости 225 км/ч. Его визор не разлетается в щепки даже при прямом выстреле из пневматического ружья. Шлемы с последней омологацией также защищают пилота от попадания мелких деталей, которые могут пролететь сквозь систему защиты кокпита. Их изготавливают на заказ для каждого гонщика.
Самый крутой гоночный шлем состоит из 17 слоев. Его каркас склеивают из нескольких слоев углеродного волокна. Заготовку «спекают» в автоклаве под воздействием высоких температур и давления. Углеволокно облегчает шлем пилота до 1,25 кг и делает более прочным. Облегченный шлем снижает нагрузку на мышцы шеи. Это особенно заметно во время высоких боковых перегрузок.
Самые нагруженные элементы, нижнюю часть шлема и контур забрала, укрепляют алюминиевыми и титановыми вставками. Внутренняя обивка состоит из двух слоев огнеупорного материала Nomex. В конструкции шлемов также используют огнеупорный ударостойкий материал Lexan.
Шлем выполняет еще одну функцию — шумоизоляцию. Голова пилота находится близко к двигателю, поэтому шлем защищает пилота от его рева. Конструкторы и проектировщики гоночных шлемов борются за аэродинамику. Область шлема — турбулентная зона в болиде. Его конструируют так, чтобы уменьшить нежелательный аэродинамический эффект.
Во время гонки пилот должен свободно дышать и иметь доступ к воде. Поэтому в шлемах делают специальные вентиляционные отверстия. Фильтры на «входе» очищают воздух от моторного масла, сажи и пыли.
Прочность, легкость и огнеупорность — это хорошо. Но шлем дан пилоту не для того, чтобы отгородиться от всего мира. Во время гонки он внимательно смотрит на дорогу и замечает мельчайшие детали. Поэтому визор — важный элемент конструкции. Он должен не мешать обзору, но быть прочным и защищать от летящих в лицо камней, деталей других машин и т. д. Все это прилетает на скорости до 500 км/ч, и визор не может треснуть, иначе пилот рискует поздороваться с отбойником. Мелкие частицы проникают в визор не глубже, чем на 2 мм.
Поэтому визор изготавливают из огнеупорного поликарбоната толщиной 3 мм. Он не мешает обзору и меняет тонировку за миллисекунды, если на трассе резко потемнеет. Например, в тоннеле на формульной трассе в Монако.
Шея
Гонщики часто травмируют шею и позвоночник, поэтому отдельно прокачивают их на тренировках. Голова в шлеме весит на килограмм больше, чем обычно, а во время аварии так резко «клюет» вперед, что может сломать пилоту шею. Вес головы вместе со шлемом при перегрузке вырастает с 7 кг до 560 кг. Одними мышцами тут не обойдешься.
Шею и жизнь пилота спасает система HANS — Head and Neck Support (поддержка головы и шеи). Это накладка на плечи, пристегнутая к шлему. Позади шеи система образует ворот, от которого отходят два кевларовых ремня. Они крепятся к шлему по бокам с помощью застежек. Систему сконструировали так, чтобы пилот мог свободно поворачивать голову, но при аварии она оставалась на месте. Ремни безопасности в кокпите подгоняют под HANS с двух сторон, и они не дают системе сместиться.
Систему поддержки шеи и головы разработали в середине 80-х годов по поручению ФИА. Ее автор Роберт Хаббард адаптировал HANS для полулежащего положения пилота в кокпите гоночного болида. Систему дорабатывали, совершенствовали и тестировали. В 2003-м году ФИА обязала всех гонщиков Формулы 1 использовать HANS.
Топовая система HANS, на которой гоняют в Формуле, стоит около 2000 долларов. Сейчас ее используют и в других классах кольцевых гонок. Немного меняется модель, но функции остаются: защита шеи и заодно лица, зубов и носа пилота при ударе об руль
Комбинезон
Профессиональных пилотов легко узнать по их комбинезонам, даже если вы далеки от мира автоспорта. Комбинезон гонщика — это не элемент стиля. Он выполняет защитную функцию — спасает пилота при пожаре. Последнюю омологацию FIA 8856−2018 введут на всех соревнованиях под эгидой ФИА к 2029-му году.
Костюмы, отвечающие требованиям Международной Автомобильной Федерации, изготавливают из мета-армидного волокна. Этот материал называется Nomex. Его же используют для внутренней обивки шлемов, перчаток и даже носков. Номекс выдерживает температуру до 850 градусов по Цельсию в течение 35 секунд. За это время спасатели должны вытащить гонщика из полыхающей машины и и начать тушить пожар.
Номекс пришел в гонки из космической отрасли, его использовали при производстве скафандров. Он не горит и не плавится. Верхние слои материала в открытом огне поглощают тепло и обугливаются, а нижние становятся теплоизолятором. У Номекса есть еще один плюс — он легкий. Вес комбинезона примерно полтора килограмма. Рекламные нашивки на одежде гонщика — еще полкило. Их тоже делают из Номекса и пришивают к верхнему слою костюма специальными огнеупорными нитками, которые ФИА омологирует.
Американская гоночная федерация SFI омологирует костюмы иначе и предъявляет более лояльные требования к огнеупорности. Комбинезоны с их омологацией стоят дешевле, но не годятся для соревнований под эгидой ФИА.
У топовых гоночных комбинезонов есть еще одна «фишка» — погоны на плечах. Они не имеют ничего общего со знаками отличия и пришиты не для понта. На самом деле это прочные петли, за которые спасатели могут быстро вытянуть пилота из горящего болида, если он потерял сознание или не может сам выбраться из машины.
Во время гонки кабина тачки может нагреваться до 50 градусов, и пилот в воздухонепроницаемом костюме сварится заживо. Поэтому под рукавами и поясом комбинезона находятся клапаны, которые пропускают воздух и поддерживают относительно комфортный микроклимат внутри.
За один сезон профессиональный пилот «изнашивает» около 20 таких комбинезонов. Один костюм стоит примерно 6000 евро. При любом повреждении, надрыве и даже зацепке комбинезон меняют — он теряет свои свойства. Каждый костюм подгоняют под размеры и мерки пилота, чтобы он стал второй кожей. Влезть в чужой костюм и поехать гонку — практически невозможно. Хотя в истории были такие случаи. Например, в 2020-м году Нико Хюлькенберг проехал всю гонку Гран-при Великобритании в экипировке Ланса Стролла.
Белье
Перчатки
ФИА предъявляет менее строгие требования к жаропрочности перчаток. Многослойный материал мешал бы гонщику правильно держать руль и получать через него информацию о трассе. Слишком толстые перчатки повлияют на точность манипуляций и на результаты заезда. Этого допустить нельзя. Слишком тонкие — не будут защищать. Технологам приходится идти на компромиссы.
ФИА омологировала перчатки с длинной манжетой и кожаным внутренним слоем. Сверху они покрыты двумя слоями материала Номекс. Требования к жаропрочности перчаток ужесточили в 2020-м году, когда Ромэн Горожан на гонке в Бахрейне провел в горящем болиде 27 секунд. Не пострадал сам, но получил ожоги рук.
Обувь
Сколько стоят большие гонки?
Что надеть на трек начинающему гонщику?
Перед тем, как скупать гоночную экипировку за бешеные деньги, определитесь с целями на сезон. Для трек-дней на семейном седане вам не понадобится ничего особенного, кроме удобной одежды, которая не стесняет движения. Если вы замахнулись дальше — на любительские соревнования, клубные чемпионаты и т. д., то внимательно прочитайте их регламент.
Некоторые серии требуют просто жаропрочный костюм, тогда вам сгодится комбинезон с омологацией FIA или SFI. Второй дешевле в несколько раз. Аналогичная ситуация со шлемами. Даже омологированные ФИА шлемы весят от 0,9 кг до почти 2 кг. Цена на них отличается в 2−3 раза. Неомологированный шлем обойдется еще дешевле. Все это относится к белью, подшлемникам и обуви. Чем «круче» омологация, тем дороже.
Систему защиты шеи тоже требуют далеко не во всех гонках. Ваша задача — внимательно изучить регламент соревнований и выбрать ту экипировку, которая подходит в вашем случае. Если вы решили «затариться» экипом заранее, то принцип «лучше перебдеть» сильнее ударит по карману. Зато перед началом сезона вы будете готовы к чему угодно.
Посчитаем, сколько вы потратите
В онлайн и оффлайн магазинах, которые занимаются гоночной экипировкой, цена за костюм гонщика начинается от 25 тысяч рублей и доходит до 250 тысяч. Найти дороже можно, дешевле — вряд ли. Перед покупкой смотрите на омологацию и характеристики. Сравнивайте с регламентом соревнований, чтобы вас не развернули в последний момент перед гонкой.
Профессиональные автоспортивные перчатки обойдутся в 20−30 тысяч рублей, а обычные «водительские» — в 4−5. За новые гоночные ботинки придется выложить от 15 до 50 тысяч. Внимательно прочитайте регламент соревнований перед покупкой шлема. Цены на них начинаются от 10 тысяч рублей и доходят до миллиона. Вряд ли вам понадобится самый крутой формульный шлем на первых гонках. Изучите характеристики и выберите адекватный компромиссный вариант.