Гоночный трек

Что это, какие есть виды?; что есть на каждом треке?; повороты, особенности прохождения.
Что такое гоночный трек?
Главная цель гонщика на треке — проехать из одной точки в другую за максимально короткое время. Причем сделать это безопасно. Во время гонок на большой скорости несчастных случаев и аварий происходит в разы меньше, чем на дорогах общественного пользования.

Езда на большой скорости — занятие веселое и захватывающее. Но на дорогах и улицах оно становится опасным. Поэтому еще в первой половине двадцатого века люди начали строить специальные объекты для гонок: автодромы, трассы и треки, на которых можно было выступать на специально доработанной технике.
Гоночный трек Нюрбургринг
Мода на гонки пришла из США. Причиной развития автоспорта стали бутлегеры. Они нелегально перевозили алкоголь с территории Канады, а потом с задором удирали на машинах от полицейских. Со временем они стали дорабатывать и форсировать автомобили, чтобы легче уходить от погони.

Оказалось, что гонять не только необходимо для бизнеса, но еще и весело. Они стали думать, как можно ездить в мирных условиях с большей скоростью. Так появились первые автодромы и гонки Наскара. Сначала находили площадки, потом стали строить овальные автодромы, где новоиспеченные гонщики занимались любимым делом.

Американские гоночные треки отличаются от европейских — они имеют овальную форму. Дело тут совсем не в особенностях ландшафта или в чем-то посерьезнее, а, как всегда бывает у американцев, в деньгах. Оказалось, что пилоту все равно, по треку какой формы кататься, лишь бы были соперники. А наблюдать за соревнованиями намного удобнее на овале — так можно рассмотреть всю трассу из любой точки.

Европейские автотреки приносили не деньги, а удовлетворение амбиций пилотов. Их строили длинными и извилистыми. Посмотреть на езду по автодрому можно было лишь из нескольких точек. Яркий пример классического гоночного трека — легендарный Нюрбургринг. Его протяженность 20 км, а конфигурация практически не позволяет зрителям рассмотреть гонку.
Какие есть гоночные треки: виды и типы, примеры.
Кольцевые треки бывают европейского и американского типа. С их различиями мы уже разобрались. И те, и другие принимают кольцевые автомобильные соревнования. Существуют также незамкнутые автотреки, не для кольцевых заездов.

Автотреки для кроссовых соревнований имеют земляное или гравийное покрытие. Их дорабатывают тяжелой техникой: грейдером, экскаватором или бульдозером. Трек становится немного ровнее, но асфальта там нет. Гонки проводят на естественной поверхности. Длина кроссового трека меньше, чем в асфальтовых гонках, — около 1,5−2 км.

Ралли-кроссовый трек — это симбиоз обычного кольцевого автодрома и естественного покрытия. Примерно 25% заезда происходит по асфальту, а остальные 75% - по земле.

Недавно появился новый вид трека, который прижился в России и Финляндии из-за климатических условий. По форме он напоминает американский овал, но покрыт льдом. Его называют ледяным треком или ипподромом. Машины стартуют одновременно и большую часть времени движутся боком.
Ледяной трек
Автодром для дрифта — это любое открытое пространство, покрытое асфальтом. Под временные дрифтовые треки отводят асфальтовые площадки и части кольцевых автодромов. Соревнования проводят в секторе с 3−4 поворотами, в которых машина может ехать боком. Дистанции в дрифте совсем короткие — 800−1000 м. Специальных автодромов, где проводили бы только дрифт, в России не существует.

Дороги общественного пользования иногда становятся местом проведения гонок. На них проводят соревнования по ралли. Дороги специально перекрывают, чтобы на гонку не затесался кто-то посторонний. Протяженность уличных спецучастков достигает нескольких десятков километров. Дороги общего пользования занимают 25−30% от всей дистанции заезда.

Спецучастки могут быть разбросаны по дистанции. Но на все время соревнований они полностью изолированы от гражданских водителей и пешеходов. Спецучастки совершенно не просматриваются болельщиками. Они имеют большую протяженность и растительность на обочине, поэтому фанатам приходится довольствоваться парой поворотов на относительно свободном участке, чтобы поддержать свою команду.

Участники ралли также проезжают дорожную секцию — участок трассы, проложенный по обычным, не перекрытым дорогам. По ним гонщики добираются до места старта спецучастка и соблюдают ПДД. В начале спецучастка пилотам дают раздельный старт с интервалом в пару минут, и они борются заочно.
Существует популярный среди молодежи вид спорта — автомногоборье. Он дешевый, потому что на большую группу участников достаточно всего одной машины. Проводят соревнования по многоборью на специальной большой площадке. Она чем-то напоминает площадку в ГАИ для сдачи экзамена. Ее тоже можно назвать автодромом — на асфальте расставляют конусы, а участники выполняют упражнения, стараясь их не задевать.

Временные и городские треки тоже имеют право на существование. Самый известный уличный трек — это Монако, где много десятков лет проводят Формулу 1. В Москве раньше устраивали гонки на Воробьевых Горах и вокруг Лужников.

Городские гонки обходятся организаторам проще и дешевле, чем строительство стационарного автодрома. Они намного опаснее — в городе нет зон вылета. Зато такая конфигурация позволяет показать мастерство пилота. Трассу собирают за 3 дня до соревнований, и провести много тренировок не получится. И все же назвать уличную трассу треком нельзя. Трек — это, в первую очередь, сооружение
Что объединяет все гоночные треки?
Автодром — это асфальтовая дорога с определенным количеством поворотов. Все они огорожены по периметру, чтобы на трассу не выбежало животное, не выехала посторонняя машина, и случайно не вышел человек. Автодромы имеют зону вылета или зону безопасности. Их делают гравийными или асфальтовыми. Зоны безопасности оборудуют специальными устройствами — гардрейлами. Они останавливают автомобиль, чтобы смягчить удар, если машину вынесло на обочину.

На гоночных треках, помимо основной асфальтовой дорожки для соревнований, есть сервисные дорожки. Их используют для движения вспомогательной техники — эвакуаторов, очищалок, телевизионных фургонов. Эти дорожки повторяют конфигурацию трека и не пересекаются с ним.
Гардрейл (отбойник)
Что есть на треке?
Автодром — это целый мир, где кроме трека, есть целая куча систем и сооружений. Существует зона боксов, внутри и перед которыми ведут обслуживание машин. Перед боксами находятся пит-стоп и пит-лейн, где пилоты скидывают скорость до 60−80 км/ч.

Гоночная дорожка — это не просто ровный асфальт. На каждом автодроме есть специальные инженерные сооружения — поребрики. Они защищают пилота, чтобы те не срезали повороты до земли и не теряли потом контроль над машиной. Каждый пилот знает, что чем ближе к апексу проедешь, тем больше будет скорость, поэтому старается срезать. Поребрики защищают полотно за пределами асфальта от таких «срезаний».
Фото поребрика
За поребриками находятся шишки. Эти бетонные сооружения выше поребриков, они не дают особенно упорным пилотам срезать еще сильнее. О бетон легко можно убить машину, и здравый смысл у пилотов чаще всего берет верх.
Пит-лейн и зона перед боксами делятся на несколько частей. Фаст-лайн — быстрая часть пит-лейна, по которой автомобили двигаются около боксов. Медленная линия обслуживания — место перед боксами, где машины стоят. По ней можно только ходить и нельзя ездить.

Позади боксов находится паддок. Там паркуются грузовики, из которых выгружают гоночную технику. Там же расположена парковка для гражданских машин, размещаются палатки команд и кейтеринги. Паддок — большое открытое пространство, где проходит основная жизнь гоночного уик-энда.

На автодромах есть много судейских секций и главная вышка контроля. Раньше это действительно было возвышение, откуда можно было просматривать большую часть автодрома. Сейчас это техническое помещение, куда стекается вся телеметрия и информация с видеокамер.

На больших автодромах должен быть медцентр или хотя бы медицинский кабинет. А на соревнованиях уровня Формулы 1 предусмотрена вертолетная площадка для срочной эвакуации пострадавших.
Пит-лейн фото
Самые знаменитые и интересные гоночные треки
Самый знаменитый в мире автодром — это Нюрбургринг. Древнейший европейский автодром, Мекка для всех почитателей автоспорта. И в то же время один из самых опасных. Нюрбургринг используют для открытых заездов, соревнований и испытаний автопроизводителей. По определенному графику любой желающий может приехать сюда на своей машине и прокатиться. Но до сих пор северная часть трека внушает ужас, даже теперь тут гибнут люди во время соревнований и частных заездов. Эту часть автодрома прозвали «Зеленым адом».

Нюрбургринг построен по правилам, которые действовали в автоспорте в начале 20 века. Здесь нет зон безопасности, поэтому пилотам нельзя ошибаться. Любая погрешность приведет к повреждению или списанию машины. К Нюрбургрингу нужно приспособиться, и на это уйдут месяцы. Сейчас трек используют для клубного спорта и любительских тренировок. Причем пилоты, кто хорошо гоняют на этом треке, могут показывать плохие результаты на других. Трек устроен совсем не как современные автодромы.

Не менее популярное место — Ле-Ман. Его нельзя назвать полноценным автодромом. Та часть, что попадает под определение «автодрома», очень маленькая, а для гонки «24 часа Ле-Мана» используют около 25−30 км прилегающих дорог общего пользования. Гонки здесь проводят с середины 20 века.

Все автодромы с мировым именем, особенно построенные век назад, — сложные объекты с инженерной точки зрения. Их очень дорого содержать. Владельцам Сильферстоуна и Спа-Франкоршама приходится привлекать гостей всеми возможными средствами. Основной заработок — это туристические дни, испытания автопроизводителей и организация гоночных школ. Нюрбургринг даже проводит рок-фестиваль под открытым небом на территории автодрома.

На российских автодромах ситуация аналогична. Трек-дни приносят больше дохода, чем официальные соревнования. Самые интересные среди отечественных треков — это Moscow Raceway, Игора Драйв, Kazanring.
Описание и названия поворотов
Базовые повороты. Название, особенности
Повороты для гонщика — то, ради чего он приезжает на трек. Прямая не выдерживает никакого сравнения. В самой общей градации повороты делятся на правые и левые; медленные, среднескоростные и быстрые. Под каждый из них автомобиль настраивают особенным образом. Разную траекторию пилот проходит по-разному.

Некоторые повороты находятся в плоскости, но часто встречаются профилированные. При положительном наклоне гоночной дорожки они помогают пилоту проходить поворот быстрее, чем такой же на плоскости. Повороты с отрицательным уклоном, наоборот, мешают его прохождению — скорость падает.

Повороты можно разделить по их дистанции на длинные и короткие. Длинным называется поворот с изгибом трассы на длительной дистанции с постепенным изменением вектора движения. В коротком повороте вектор движения изменяется быстро.

Повороты на автодромах имеют порядковые номера. Чтобы не запутаться в них, номера нужно знать. Названия появляются, когда в повороте произошло какое-то исторически значимое событие. Например, поворот Ники Лауды — это место, где он чуть заживо не сгорел во время гонки. Бывают и забавные названия: Лисья гора, Брюхо.

Часто повороты называют в маркетинговых целях в честь спонсоров. Но начинающим гонщикам лучше сосредоточиться на номерах, чтобы точно понимать, о какой точке трека идет речь.
Знаменитые повороты
На Нюрбургринге до сих осталось два поворота, где дорожное полотно покрыто не асфальтом, а бетонными плитами, как было в 20 веке. Их оставили на память на участках Карусели 1 и 2. Такого нет больше нигде в мире — уникальное место.

На слуху поворот «Красная вода» на автодроме Спа-Франкоршам. Эта быстрая левая связка поворотов славится яркими авариями.
Фото поворота на Нюрбургринге карусели 1 и 2
Классические комбинации поворотов
Серия поворотов называется связкой, но из европейской терминологии пришло слово «шикана» и прижилось. Классическая связка поворотов под 180 градусов называется шпилька. Это название можно услышать даже от комментаторов.

Стоит помнить, что трек — это не набор прямых и поворотов. Трек — это и есть связка. Повороты, между которыми располагаются кусочки прямых, чтобы гонщик мог подготовиться к следующему повороту. Пилоты воспринимают автодром именно так. Умалять важность прямых нельзя. Чем пилот быстрее на прямой, тем раньше он зайдет в поворот и тем лучше результат получит.
~
вы за рулем спорткара вваливаете на треке, а инструктор на месте пассажира делится навыками, которые вы сразу закрепляете на практике
запишитесь в гоночную Академию RACEONE.PRO и победите в своей первой гонке
Made on
Tilda