блог гоночной академии

Российская Серия Кольцевых Гонок
«РСКГ»

история с первых шагов до наших дней

Российская Серия Кольцевых Гонок или РСКГ

история с первых шагов до наших дней

РСКГ — самые популярные кольцевые гонки, которые проводят в России под эгидой Российской Федерации Автоспорта (РАФ). Порше Челендж, Кубок Порше и все прочие не менее зрелищные соревнования, пожалуй, не могут сегодня похвастаться таким же статусом, как РСКГ. Можно ли считать, что стать Чемпионом в одном из классов РСКГ это потолок для гонщика в России? Скорее да, чем нет. Давайте разбираться…

Виктор Жилкин
Основатель гоночной академии
Raceone.pro™
Быстрая навигация по статье:
нажмите на ссылку, чтобы быстро перейти к нужному разделу
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
В гараже гоночной академии Raceone.pro огромный выбор спорт и суперкаров для персональных тренировок на гоночном треке

Что такое РСКГ?

разбираемся в «родословной» титульных кольцевых гонок России
Однажды в вашу голову пришла светлая идея — стать гонщиком. Вы покопались в интернете и выбрали для себя кольцевые гонки. С этого момента жизнь изменилась, и назад дороги нет. Вы покупаете машину, начинаете учиться, тренируетесь, смотрите миллионы обзоров. Гуглите соревнования, катаетесь по автодрому на трек-днях. Такими темпами, если вы или ваш бюджет не перегорит раньше, вы наверняка докатитесь до РСКГ.

Официальные соревнования по кольцевым гонкам под эгидой РАФ называются СМП РСКГ с 2014-го года. Это не означает, что до этого по кольцу в России не гоняли, все соревнования были нелегальными, а билеты на них продавали из-под полы. Кольцевые гонки существовали еще в советское время, но актуальное название и формат появились не так давно. Но обо всем по порядку.
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

С чего начались гонки в России?

«от царя до наших дней» — экстремально краткая история развития кольцевых гонок в России
Автоспорт существовал даже в Российской Империи. И появился он в тот момент, когда империя уже загибалась, а автопром в стране только зарождался. Погоняли немного, и хватит. Первая мировая, революции — тут не до развлечений. Советская власть, занявшая место у руля, в свойственной ей манере решила, что автоспорт — дорогая буржуазная фигня. Поэтому спортом там и не пахло. Изредка устраивали «вдохновляющие» автопробеги. Но автопром в тот момент с трудом напоминал что-то похожее на производство машин.
К 1930-м годам советские инженеры выкрутились и предложили строить спортивные машины не для красоты и побед. Они решили отрабатывать на них новые конструктивные решения. Советские инженеры вообще умудрялись творить чудеса на ровном месте.

Спортивные команды появились при автомобильных заводах ГАЗ и ЗиС. В это же время доморощенные инженеры пытались строить «болиды» в гараже. Это развлечение у русского народа в крови и до сих пор популярно среди любителей «поваляться» под машиной.

Инженеры действительно начали создавать автомобили совсем не похожие на те, что можно было встретить на улицах. На обтекаемых формах гоночных машин проводили первые аэродинамические испытания, а двигатели умудрялись форсировать аж до 60 л. с. Так появились два гоночных автомобиля: ГАЗ-ГЛ-1 и ЗиС-101 «Спорт». Но прогрессивные модели в гонках так и не поучаствовали. Соревнования тогда проводили редко, хаотично и на дорогах общего пользования. «Гоняли» в них серийные ГАЗ М1 или ЗиС-101.
ЗиС-101 «Спорт». Этот отечественный спорткар реально существовал.
Речь о треках или автодромах даже не заходила. А машины не могли разгонять больше 150 км/ч. Никто еще не умел создавать такие мощные двигатели, а гражданские покрышки просто не выдержали бы большую скорость. Но на время войны забыли и об этих попытках превратить езду на автомобиле из роскоши в удовольствие и состязание.

После ВОВ интерес к гонкам снова воскрес. Советские инженеры не растерялись и поступили в своем стиле. Разобрали на куски трофейный немецкий мотоцикл DKW WL350. Из его агрегатов собрали советский гоночный автомобиль «Звезда». Трофейные немецкие тачки тоже пошли в расход. Разобрали забугорную спортивную машину фирмы Auto Union Typ 650 и сделали наш «Сокол 650».
Советские болиды — родители кольцевых гонок в России.
Соревнования тоже вернулись, но в них по-прежнему гоняли заводские серийные Москвич-400 и ГАЗ М20 «Победа». Серьезные гонки появились в 50-х годах. Заводы понастроили «спорткаров» — ЗИС-112, Победа Спорт и Москвич-404 «Спорт». Они регулярно гоняли по Минскому шоссе в официальных заездах. В это время машины перестали обгонять друг друга «в куче». Их стали делить на классы по объему двигателя: до 1500 см³, до 2500 см³, до 3500 см³.

Появились Всесоюзные спартакиады, в которых республики боролись между собой. Автомобильные соревнования превратились из «междуусобчика» в настоящее зрелище с несколькими сотнями тысяч участников. Конец 50-х — начало 60-х годов стало временем рассвета автомобильных гонок в России. Тогда же появились популярные кузовные спортивные автомобили — доработанные серийные ЗиС, ГАЗ, ЗМА.
Сокол 650. Реальный формульный болид советского периода
Реальным спортивным автомобилям нужно было место, чтобы гонять и тренироваться. Начали думать о сооружении специальных трасс. Некоторое время еще соревновались на Большом Минском кольце — участке дороги общественного пользования. Но в начале 60-х построили специальные трассы для кольцевых автогонок. Это время называют «золотым веком» советского автоспорта. На автодромах проводили Чемпионаты СССР по автомобильным гонкам. А сотни тысяч человек приходили на них поглазеть.

В 1960-м году в СССР даже создали свою «Формулу-1». Естественно, «лучше и круче» иностранной. Перед этим Советский союз приняли в FIA, и теперь отечественные гонщики могли принимать участие в международных соревнованиях. Они стали ездить в Финляндию, Грецию, Монте-Карло и даже занимали призовые места.
В 1970-х годах появился Кубок Дружбы социалистических стран по ралли, кольцевым гонкам и картингу. Каждая ССР организовала свои национальные чемпионаты. Соревнования регионального значения тоже вышли на новый уровень, собирали достойных гонщиков и толпы зрителей. А в 71-м году советские автоспортсмены на «Москвичах-412» впервые вышли на 24-х часовую гонку Спа-Франкоршам и вернулись с 16 и 17 местами.

Советские заводы по всем республиками «штамповали» новые спортивные автомобили, дорабатывали, экспериментировали и доводили их до «совершенства». Гонщики начинали пересаживаться и на иностранные машины, чтобы сравнить. А соревнования по кузовным гонкам оставались массовым развлечением, от которого кайфовали простые люди, многие из которых теперь и сами имели машины. Советские спортсмены участвовали в ралли «Дакар», в Формуле-3, в чемпионате Италии по туринговым гонкам. Но потом «бахнули» 90-е, и автоспорт в стране «загнулся» вместе со всем остальным.
ученики гоночной академии Raceone.pro на персональном мастер-классе

Как гонки в России «воскресли»?

когда десять лет выбирали название, получилось…
Официальный автоспорт в России начал «выползать на свет» только в 2004-м году. Локальные и любительские кубки кое-как теплились и до этого. Но в начале 2000-х их объединила Российская Автомобильная Федерация (РАФ).

Так появился официальный чемпионат RTCC («Russian Touring Car Championship»). Он просуществовал до 2011-го года. Гонщики участвовали в классах Туринг, Туринг-Лайт, Супер-Продакшн, S1600. Некоторые из них перекочевали потом в РСКГ.

Турнир на пару лет переименовали в Russian Racing Championship (RRC). С 2011-го по 2013-й под его эгидой проводили чемпионат России и Кубок России. Гоняли в зачетных категориях Туринг, Супер-Продакшн, Туринг-Лайт, Национальный, Митджет, Legends, Формула-Россия и GT-Rus. Соревнования проходили на пяти трассах, даже на совсем новеньком Moscow Raceway.
Соревнования по кольцевым гонкам превратились в РСКГ, когда РАФ в 2014-м году заключила соглашение о партнерстве с новым промоутером SMP Racing. Это программа поддержки и развития автоспорта в России, которая возвращает к жизни гонки на всех фронтах, даже в симрейсинге.

Первый соревновательный сезон в формате РСКГ прошел в 2014-м году. Тогда в гонках поучаствовали 84 пилота, а количество зрителей перевалило за 22 тысячи человек. Этот сезон стал первым, когда вход на соревнования сделали бесплатным для зрителей. Это «фишка» РСКГ. Была в всяком случае…
Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке
Со следующего года правила и условия соревнований окончательно «утрясли». Гонки стали проводить в 7 этапов на шести основных автодромах: Нижегородское кольцо, Смоленское кольцо, АДМ Москва, Kazan Ring, Moscow Raceway, Сочи Автодром.

С 2015-го года соревнования проводят в пяти зачетных классах: Туринг и Туринг-Лайт — чемпионат России,
Супер-продакшн и S1600 (до 2019 года — Национальный) — Кубок России, юниорское Первенство России
в S1600 Юниор (до 2019 года — Национальный-Юниор).
Porsche GT4 Clubsport Manthey Racing в гараже Raceone.pro подготовленная для участия в профессиональных кольцевых гонках
В Туринге катаются самые мощные тачки — около 300 л. с. Супер-продакшну достаются машины «не первой свежести», построенные для Туринга в предыдущие годы. Их мощность — 250 л. с. В Туринг-Лайт участвуют шедевры инженерной мысли. Это компактные машины с мощностью около 200 л. с., которые можно модифицировать до умопомрачения, но в допустимых рамках. S1600 — более-менее доступные машины, которые выпускают в России. В Юниорах катаются спортсмены от 14-ти до 17-ти лет на российских тачках.

К 2022-му году люди наконец осмелели и подались в автоспорт. Количество профессиональнх гонщиков в СМП РСКГ выросло до 136. Прибавились новые классы, а вместе с ними и зрелищность. В 2020-м году на автодромах гоняли в новых классах Спортпрототип CN и SMP GT4 Russia. А год назад дебютировал исторический класс SMP LADA Historic Cup и класс радикально доработанных автомобилей SMP Time-Attack Unlim.

* Источник и правообладатель видео ролика (видно только на ПК) в начале этой статьи

Онлайн курс на получение гоночной лицензии РАФ за несколько недель
Онлайн курс на получение лицензии РАФ и боевая практика за рулем спорткара на гоночном треке

Больше полезных материалов

    Made on
    Tilda